Леонид Мирошниченко: "Жду мудрости от Олимпийского собрания"

Леонид Мирошниченко: "Жду мудрости от Олимпийского собрания"

В первый день ноября прошло заседание исполкома Олимпийского комитета России, на котором была названа дата отчетно-выборного Олимпийского собрания.

В первый день ноября прошло заседание исполкома Олимпийского комитета России, на котором была названа дата отчетно-выборного Олимпийского собрания. О регламенте выборов нашему корреспонденту рассказал генеральный секретарь ОКР Леонид Мирошниченко.

- Леонид Алексеевич! Не секрет, что спортивная общественность с заметным трепетом ожидала 1 ноября. На заседании исполкома ОКР, состоявшегося в этот день должна была быть названа дата проведения, скажем так -судьбоносного мероприятия – отчетно-выборного Олимпийского собрания. Сегодня исполком уже стал историей. Дата собрания определена и озвучена на всю страну – 22 декабря 2005 года. Вы, как должностное лицо, отвечающее за проведение исполкома, довольны его итогами?

- В целом исполком прошел весьма конструктивно и, что тоже немаловажно, быстро. Первый вице-президент ОКР Валерий Кузин в своем докладе разъяснил членам исполкома все аспекты проведения 22 декабря, как вы называете, судьбоносного мероприятия. Самое существенное здесь то, что со 2 ноября начинается выдвижение кандидатур на все выборные должности в ОКР. На процедуру выдвижения отведены ровно три недели. 21 ноября в 18. 00, то есть за месяц до Олимпийского собрания, выдвижение кандидатур заканчивается. Обработкой заявок займется специально организованная рабочая группа, которая и представит все кандидатуры собранию. Еще один существенный момент – собрание само решит как тайно или открыто будет проходить голосование по кандидатурам на должности первого вице-президента, шести вице-президентов и генерального секретаря. Что касается должности президента Олимпийского комитета России, то здесь голосование, согласно Уставу ОКР, будет тайным.

Отмечу, что исполком не ограничился только темой подготовки собрания. До открытия зимней Олимпиады в Турине осталось сто дней. Ясно, что это время очень горячее. И хотя львиная доля вопросов, связанных с аккредитацией, экипировкой, питанием, размещением, транспортировкой уже нами «закрыты», невольно возникают непредвиденные обстоятельства – жизнь всегда преподносит сюрпризы. Так, например, окончательный список хоккеистов, участвующих в олимпийском турнире должен быть «сверстан» к 22 декабря. Известно, что за океаном, в НХЛ играет значительно число россиян. Посему нам выполнить это условие будет непросто. Но я уверен, что это препятствие, как впрочем и другие, которые возникнут в оставшееся до Турина время, ОКР одолеет.

Назову еще одну важную тему, которая обсуждалась на исполкоме. К сожалению, до сих пор нет постановления правительства РФ о создании Заявочного комитета Сочи-2014. Это обстоятельство не может не настораживать, так как в соответствии с Олимпийской Хартией за выдвижением городов-кандидатов на проведение олимпийских ответственность несет национальный олимпийский комитет. В данном случае – Олимпийский комитет России.

Не менее важным мне представляется и решение исполкома о комиссиях. На их создании настаивал Международный олимпийский комитет. Мы довольно долго и обстоятельно обсуждали эту тему. Самая главная из этих комиссий – комиссия спортсменов. Сейчас определился и утвержден ее состав. На первом заседании она выберет своего председателя. Последний, в соответствии с Уставом ОКР, будет являться членом исполкома.

- Вы преднамеренно оговорились, что исполком в целом прошел конструктивно?

- Да. Вопрос о признании федераций бадминтона, по моему разумению, вообще не стоило выносить на обсуждение, так как он не до конца проработан. Ситуация, сложившаяся в отечественном бадминтоне, для нас не нова. Параллельные федерации ранее образовывались и в других видах спорта. Понятно, что хочет и та, и другая сторона. Но без консультаций с правоведами ОКР, а может быть и без решения арбитражного суда здесь, похоже, не обойтись.

Замечу, что до отчетно-выборного собрания состоится еще один исполком, где будет рассматриваться вопрос о принятии в ОКР новых членов. Кроме бадминтонистов заявки на членство в ОКР подали еще несколько организаций. Исполком или отклонит их или представит собранию. Но в любом случае окончательное слово остается за собранием.

- Среди тех, кто подал заявку, есть Всероссийское добровольное спортивное общество «Спортивная Россия»?

- Есть.

- Спросил Вас об этом не случайно. В конце прошлой недели в одной представительной газете – специально не называю в какой, чтобы не делать рекламу – была размещена пространная информация на тему выборов в ОКР. Захлебывающийся в эпитетах тон этой заметки вынесем за скобки. Что называется, без комментариев. Но вот по существу изложенных там фактов сами собой напрашиваются вопросы. Первый такой. Действительно ли «Спортивная Россия» выдвинула кандидатуру трехкратной олимпийской чемпионки в фигурном катании Ирины Родниной (своего председателя, кстати) на должность президента ОКР? И второй. Кто и когда установил, что вновь избранный президент ОКР, приступает к исполнению своих обязанностей через 45 дней после избрания?

- Я читал этот материал. От комментариев по поводу природы появления таких заметок и их тона воздержусь. Насколько мне известно, то вопрос о выдвижении Ирины Родниной обсуждался на Высшем совете «Спортивной России». Но эта организация может стать членом ОКР не раньше 22 декабря, то есть на самом собрании. И только лишь после вступления в ОКР «Спортивная Россия» правомочна выдвигать свои кандидатуры на какие-либо должности. Повторюсь, что процедура выдвижения начинается сегодня - 2 ноября - и продлится до 18.00 21 ноября. В этой связи замечу, что кандидатура Ирины Родниной может быть выдвинута от каких-либо иных организаций-членов ОКР. Но не как председателя Высшего совета «Спортивной России», а, как, например, известной в прошлом спортсменки. В конце концов, она может выдвинуться сама.

Что касается срока, с которого вновь избранный президент приступает к своим обязанностям, то он наступает на самом собрании, сразу же за объявлением результатов голосования.

- В числе прочих Олимпийское собрание будет выбирать и генерального секретаря. И прежде, чем мы поговорим об этом, было бы неплохо, чтобы Вы подробнее рассказали о себе. Например, в чем состоят Ваши обязанности.

- Пожалуйста. Мои обязанности, как генерального секретаря определены Уставом ОКР и должностными инструкциями.

- Но Устав можно прочесть, а инструкции вряд ли доступны для ознакомления.

- Смею заверить, что в общем-то они не противоречат друг другу. Генеральный секретарь – это секретарь заседания исполкома. Он готовит и заседания исполкома и Олимпийские собрания. Кроме того, генеральный секретарь ведет текущую работу аппарата ОКР по подготовке документов, прежде всего касающихся заседаний исполкома и Олимпийских собраний.

Если говорить обо мне, то на протяжении четырех последних лет я являюсь членом технической комиссии Ассоциации европейских олимпийских комитетов. Генеральным секретарем ОКР впервые я был избран в 1998 году и переизбран на эту должность в июле 2001 года.

А в я олимпийском движении уже давно – с 1976 года работал в оргкомитете Олимпиады-80. Начал с управления протокола. После московской Олимпиады работал под началом Виталия Смирнова в Госкомспорте Российской Федерации. Затем некоторое время – до распада советского государства - трудился в НОК СССР. В Олимпийском комитете России до 1998 года был и шефом протокола, и помощником президента, и руководителем аппарата.

- Вы будете выдвигать свою кандидатуру?

- Я много думаю над этим вопросом. Прежде всего, меня интересует, будет ли выдвигать мою кандидатуру спортивная общественность. Этот момент – определяющий. Сам себя, скорее всего, я выдвигать не буду.

- Вы упомянули Виталия Смирнова, который с 2001 года занимает должность почетного президента ОКР. В редакции Устава ОКР, которая в этом году была приведена в соответствие с Олимпийской Хартией, эта должность упоминается?

- Да. Устав ОКР предусматривает, что единовременно может быть избран только один почетный президент. Уверен, что Виталий Георгиевич сохранит эту должность и после Олимпийского собрания.

- Из трех российских членов МОК – это Виталий Смирнов, Шамиль Тарпищев, Александр Попов – каждодневно в отечественном спорте высших достижений работает один Шамиль Анвярович. Он и президент Федерации тенниса России, и капитан обеих сборных команд. Александр Попов избран в комиссию спортсменов только лишь до Олимпиады в Пекине. То есть в ближайшей перспективе Россию в МОК будет представлять, простите за некоторую вольность, лишь одна «рабочая лошадка» - Тарпищев. Что вы думаете по этому поводу?

- По части реальной и каждодневной работы в отечественном спорте, не могу с вами не согласиться. Объем работы, проделываемый Тарпищевым, действительно огромен. Перечисление командных побед российский теннисистов говорит сам за себя. Но я думаю, что совершенно не обязательно, чтобы член МОК у себя в стране занимал высокую должность в руководстве спортивным движением. Судя по составу нынешнего МОК далеко не все его члены действующие руководители национального спорта. Дальше.

Я бы не стал списывать со счетов Виталия Смирнова. Во-первых, он, даже перестав в этом году быть вице-президентом МОК, продолжает вести заметную и эффективную деятельность в мировом олимпийском движении, во-вторых, обладая значительными связями в этой организации, оказывает неоценимую помощь отечественным федерациям по олимпийским видам спорта.

- И все-таки. Не кажется ли Вам, что вне зависимости от того, кто будет избран генеральным секретарем или президентом ОКР, жизненно необходимо активизировать работу по российскому присутствию в мировом олимпийском движении?

- Совершенно верно. Возразить здесь нечего. Мы эту работу, правда, ведем. Конечно, такая влиятельная в олимпийском спорте страна, как Россия, достойна быть представленной в МОК президентом ОКР. К слову, соответствующие документы, касающиеся действующего президента ОКР Леонида Тягачева, в МОК нами направлены. Список желающих, то есть очередь, выглядит внушительно. За МОК отвечать я не могу, но, поверьте на слово, мы действуем в этом направлении, тем более, что по новой редакции Олимпийской Хартии президенты национальных комитетов имеют право быть избранными в МОК.

- Как вы думаете, насколько серьезная конкуренция будет составлена на Олимпийском собрании ныне действующему президенту ОКР?

- Мне неизвестны, честно говорю, все фамилии кандидатов на эту должность. То, что в качестве кандидатур будут названы достойные люди, сомневаться не приходится.

Хочется надеяться, что олимпийское собрание будет мудрым и учтет количество дней, которое будет разделять 22 декабря и первые отъезды в Турин – от силы 30 суток. За это время менять что-либо весьма сложно. Абсолютно логично предоставить Леониду Васильевичу возможность довести до логического конца как выступление российских олимпийцев в Турине, так и подготовку к Играм-2008.

Я никому из делегатов собрания не буду навязывать своего мнения, но думаю, что Леониду Васильевичу следует доработать на посту президента ОКР до Олимпиады в Пекине. Тем более, что он сам неоднократно заявлял, что после Пекина не будет претендовать на эту должность.

Эдуард Сорокин