Зодчие блокадного города

Зодчие блокадного города

i>Чтобы осознать, насколько сегодня небогата и малоэкспрессивна архитектурная жизнь Петербурга, стоит зайти на выставку "Архитекторы блокадного Ленинграда".

i>

Чтобы осознать, насколько сегодня небогата и малоэкспрессивна архитектурная жизнь Петербурга, стоит зайти на выставку "Архитекторы блокадного Ленинграда".

Она еще раз подтверждает парадоксальную мысль, что война - это не только эра жесточайших испытаний, но и время взлета человеческого духа, время творческих свершений и величественных планов.

Именно об этом рассказывают три сотни экспонатов, бережно выставленных на всеобщее обозрение из фондов Музея истории города (особняк Румянцева на Английской наб., 44) и Комитета по охране памятников. Это еще одно событие в год празднования 60-летия Победы.

Уже давно ставшие известными документы о маскировке памятников архитектуры в дни блокады на экспозиции соседствуют с малодоступными материалами. Конкурс блокадных лет демонстрирует грандиозные планы реконструкции пострадавшего комплекса Гостиного Двора на Невском проспекте.

Сегодня нас изумляют идеи увеличить высоту Гостинки чуть ли не втрое или украсить центральный вход импозантной башней с колоннами (ну чем не ВДНХ?) - а тогда они, скорее, символизировали конец войны и начало возрождения города.

Таких фантастических предложений много: устроить огромную площадь на месте Апраксина Двора (вот и не было бы сегодня забот с ларечниками и лохотронщиками) или поставить величественную арку на площади Восстания, оформляющую въезд на Старо-Невский проспект, разбить партерные сады у Смольного собора… Да всего и не перечислить.

Здесь же - конкурсные проекты памятников и мемориальных ансамблей, посвященных защитникам Ленинграда и мирных жителей. Интересны даже сами номинации - монумент на поле боя, для сельской местности, на месте братского захоронения.

Наряду с бесчисленными зарисовками - от фотографически точных свидетельств до архитектурных фантазий - на выставке представлена замечательная коллекция плакатов, созданных архитекторами: сокрушительной экспрессией наполнены эскизы Грушке "Не дадим громить наш город-музей!" или "Не дадим врагу разрушить город - сокровищницу русского искусства" Барутчева.

А изображения женщин в нелепых ватниках на фоне Главного штаба, занятых восстановлением города, полны надежды и трогательного юмора: уж больно контрастируют "наряды" той поры с хрупкой красотой города.