No pasaran,или Очередное обронзовение городской среды

No pasaran,или Очередное обронзовение городской среды

или Очередное обронзовение городской средыАлла БРУКДовольно скоро — если, конечно, на пути создателей не встретятся неожиданные культурные препятствия — в нашем городе появится памятник журналисту.

или Очередное обронзовение городской среды
Алла БРУК

Довольно скоро — если, конечно, на пути создателей не встретятся неожиданные культурные препятствия — в нашем городе появится памятник журналисту. Макет памятника, созданного петербургскими скульпторами Александром Ивановым и Павлом Шапошником, уже был выставлен на обозрение во дворе дома на углу Невского проспекта и Пушкинской улицы, в связи с чем для жителей окрестных домов был устроен праздник. Макет после увезли, а оборудованная по случаю детская площадка осталась довольным жильцам, теперь ломающим голову над дальнейшим обустройством территории.

По первоначальному замыслу автора идеи петербургского историка Сергея Лебедева, памятник должен был состоять из двух бронзовых столов и стульев: одна пара символизировала бы позитивную журналистику, другая — негативную. Однако впоследствии идея претерпела некоторые изменения, и в результате памятник журналисту представляет собой нечто абстрактное — «в стиле нонконформизма», по выражению помощника главы администрации Центрального района Людмилы Щукиной. Администрация же идеи неуемного г-на Лебедева неизменно поддерживает. Оттого на Малой Садовой и в окрестностях появляются бронзовые коты, собаки, фотографы, зайцы и прочие, как говорит официальное лицо из администрации, «элементы городской среды».

\

Заселение Петербурга разного рода «малыми формами с исторической подоплекой» — любимейшая идея историка Лебедева и давно служит предметом оживленной полемики между другими историками, скульпторами, архитекторами.

\

Рассуждать об этом, не являясь историком, скульптором, знатоком и т. д., вообще довольно сложно. Можно высказываться лишь с позиции обывателя, к которому историк Лебедев явно питает отвращение или, наоборот, симпатию — в зависимости от того, какова эта позиция: солидарна с его позицией или же нет. Обыватели, или, проще говоря, рядовые граждане, принимают подобные акции с живейшим энтузиазмом и давно полюбили кошек, собак, чижиков и фотографов. Любовь эта находит подтверждение в том, с какой охотой они обнимают за шею указанные изваяния и улыбаются в объективы фотокамер. Подозреваю, правда, что коренных петербуржцев среди них довольно мало: судя по всему, это туристы, которым любая достопримечательность Питера кажется истинной ценностью. Получается такая петербургская история на продажу туристам из глубинки.

\

«Историческая подоплека» — главный аргумент Лебедева, возводящего свои деяния в ранг «гуманистической акции» (цитирую автора. — А. Б.). Сергей Борисович — энтузиаст своего дела, потому историческая подоплека видится ему во всем, он отыщет ее даже для установки памятника венику. Мне, историю знающей скверно, ни веники, ни коты не представляются исключительно петербургским элементом; но бог с ними, с котами — эти в отличие от настоящих хоть не гадят. Но уж больно глубоко копает господин Лебедев, выискивая факты, первостепенное значение которых для питерской истории сомнительно. Готова поспорить с тем, что памятник журналистам надо устанавливать именно там, где некоторое время располагалась редакция журнала «Гражданин», по причине того, что в ней сотрудником недолго числился Федор Достоевский. Подвиги моих современников-журналистов достойны памятника ничуть не меньше. Но современная реальность видится историку Лебедеву в черных тонах. На вопрос о том, зачем городу памятники слонам на каждой станции метрополитена к 50-летию этого самого метро (еще одна потрясающая идея Лебедева), Сергей Борисович ответил, что, мол, это лучше, чем писать «про контрольный выстрел или доносы и кляузы». Мол, разгул бандитизма в городе, и всякая мирная инициатива должна быть поддержана. Но, во-первых, она не кажется такой уж мирной, ибо все возражения историк Лебедев воспринимает в штыки, не чураясь угроз и оскорблений в адрес сомневающихся. Во-вторых, инициатива должна быть разумной. А вид петербургского метрополитена, густо населенного слонами, держащими в хоботе жетон метро с надписью NO PASARAN, с вороной на спине, «которая будет символизировать работницу метро, проворонившую «зайцев», представляется мне картиной патологической.

\

Бесспорно, ваять зайцев и кошек лучше, чем кляузничать (подозрительная, правда, терминология, но, что поделаешь — тоже историческая). Но еще лучше урны везде поставить, потому что город загажен до невозможности, а детские площадки усеяны осколками пивных бутылок. Но, видимо, урны не в культурном контексте города.

\

РИСУНОК Виктора БОГОРАДА