Петербургский альбом Федора Баганца

Петербургский альбом Федора Баганца

Любители и знатоки истории Петербурга наконец-то получили долгожданный подарок: вышел из печати цветной альбом акварелей художника Федора Баганца (1834 — 1873), посвященных преимущественно изображению далеко не парадных уголков Литейной части.

Любители и знатоки истории Петербурга наконец-то получили долгожданный подарок: вышел из печати цветной альбом акварелей художника Федора Баганца (1834 — 1873), посвященных преимущественно изображению далеко не парадных уголков Литейной части. Жизнь этого превосходного мастера неожиданно оборвалась в молодых летах, и он успел совершить далеко не все, на что по своему незаурядному таланту был способен. В настоящее время имя Ф. Ф. Баганца широкой публике почти неизвестно, поэтому нелишним будет привести несколько фактов из его биографии.

Отец художника часовой мастер Фридрих Готтард Баганц, прибыв в северную столицу из Митавы в первой четверти XIX века, занялся установкой, чисткой и исправлением дворцовых часов. Его старший сын Фридрих Генрих, называемый впоследствии на русский лад Федором Федоровичем, получил начальное образование в Главном немецком училище при Евангелической лютеранской церкви святых Петра и Павла. Шестнадцати лет он окончил его и поступил в Императорскую Академию художеств по классу исторической живописи.

\

Дальнейшая судьба Баганца, удостоенного при выпуске из академии в 1860 году звания свободного художника, оказалась тесно связанной с морем. В мае 1862-го он получил место учителя рисования при Морском кадетском корпусе и вместе со своими учениками стал ходить в учебные плавания для «приобучения их черчению с натуры корабля и всего касающегося до моря». В 1864 — 1865 годах художник, приобретший навыки рисования видов для лоций, принял участие в длительном плавании на Дальний Восток, совершенном на парусном судне «Гиляк».

\

Перезимовав в Николаевске-на-Амуре, он вернулся в Петербург осенью 1867 года, проделав сухопутное путешествие через всю Россию. За поднесенный императору Александру II альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время этой многотрудной экспедиции, Ф. Ф. Баганц был награжден званием художника 1-й степени и бриллиантовым перстнем с рубином. Впрочем, это стало одним из последних приятных событий в его жизни. В 1869 году он потерял горячо любимую жену, умершую в родах.

\

Желая как-то отвлечься от своего горя, Федор Федорович отправляется в новое морское путешествие, ставшее для него роковым: в сентябре 1871 года его доставляют в Морской госпиталь города Николаевск-на-Амуре со страшным диагнозом: «паралич и слабоумие, с редкими прояснениями сознания». Старику отцу после долгих хлопот, проволочек и слезных прошений о вспоможении удается наконец доставить больного сына в Петербург, где тот вскоре умирает.

\

Такова внешняя канва короткой, но насыщенной событиями и впечатлениями жизни Федора Баганца. Однако пора обратиться к главному предмету нашего рассмотрения — первой полной публикации его петербургского альбома, осуществленной Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Прежде всего следует отдать должное составителю и автору статей А. М. Павелкиной, снабдившей вошедшие в издание акварели подробными, содержательными комментариями. Достойна похвалы и работа фотографа А. Н. Веденеева, сопроводившего каждый из рисунков современным цветным фотоснимком той же улицы, сделанным в том же ракурсе, что и оригинал. Возможность наглядного сравнения прошлого и настоящего доставит большое удовольствие любителям петербургской старины.

\

Общее количество акварелей — 28; четверть из них посвящена изображениям Адмиралтейских частей столицы, остальные же — Литейной части. Время их создания относится к 1860 — 1862 годам, то есть к периоду между окончанием Баганцем Академии художеств и назначением его на должность учителя рисования в Морском кадетском корпусе. На всех рисунках сделаны рукописные пояснительные надписи и даты, без которых определение большинства улиц было бы весьма затруднительно, точнее говоря, просто невозможно, — так здесь все переменилось. По поводу этих пояснений, а также обстоятельств появления альбома и его принадлежности возникало немало вопросов, часть из которых не разрешена и по сию пору.

\

На мой взгляд, не подлежит сомнению вполне обоснованное утверждение А. М. Павелкиной о том, что надписи сделаны графом С. А. Апраксиным, а сами акварели носят мемориальный характер и призваны были напоминать о тех или иных событиях из его жизни, связанных с изображенным местом. Именно графа, а не самого Федора Баганца, как пыталась доказать исследователь Н. А. Цветкова, внесшая большой вклад в изучение творчества художника.

\

Впрочем, и сама она признает, что надписи на акварелях не принадлежат художнику, который никоим образом не мог обучаться в Пажеском корпусе, о котором упоминается в одной из надписей. Зато, как удалось выяснить А. М. Павелкиной, именно там с 1843 по 1848 год воспитывался С. А. Апраксин (1830 — 1893), чья мать, графиня М. А. Апраксина, с 1850 года владела домом на Малой Итальянской (ныне улица Жуковского, 18), изображенным на самом первом альбомном листе с соответствующей сопроводительной надписью: «Дом матушки, на Итальянской № 18».

\

Но каким же образом могли пересечься жизненные пути художника Баганца и флигель-адъютанта полковника Апраксина — людей, принадлежавших к совершенно разным слоям общества? Одна из надписей указывает на то, что до приобретения собственного каменного дома Апраксины проживали в угловом деревянном доме Путятиных, расположенном на смежном участке (на публикуемом снимке он слева от дома Апраксиной). Глава семейства отставной полковник Петр Иванович Путятин (1755 — 1813) построил его в самом конце XVIII века на участке, купленном при распродаже гвардии Преображенским полком своих земельных владений в Литейной части. Кстати говоря, нынешний Солдатский переулок представляет собой часть позднее застроенного Путятинского переулка, называвшегося так по имени владельца углового участка.

\

Как выяснила Н. А. Цветкова, помимо законных детей у Петра Ивановича была еще внебрачная дочь Мария, воспитывавшаяся вместе с его четырьмя дочерьми, но в отличие от них не имевшая права на приданое. Так вот, по предположению исследовательницы, бедная девушка-бесприданница была выдана замуж за добропорядочного придворного часовщика Фридриха Баганца и таким образом стала матерью художника. Цветкова утверждает также, что до 1848 года семейство Баганцев проживало в доме Путятиных, часть которого в то же самое время нанимали Апраксины. Там-то и могло состояться знакомство Сергея Александровича с будущим создателем своеобразного иллюстрированного путеводителя, призванного напоминать графу о наиболее примечательных событиях в его тогда еще молодой жизни.

\

Благодаря этому счастливому обстоятельству на свет появились замечательные акварели, запечатлевшие почти незнакомый для нас Петербург начала шестидесятых годов позапрошлого века. Пройдет еще 10 — 15 лет, и город, охваченный пореформенной строительной лихорадкой, начнет неузнаваемо меняться; старые деревянные домики, придававшие тогдашней Литейной части вид уютного провинциального городка, начнут один за другим исчезать, а вместе с ними отойдет в прошлое и тот патриархальный быт питерского захолустья, певцом которого был Федор Баганц.