К алтарю семейной жизни

К алтарю семейной жизни

Платье невесты — эффектный финал каждой коллекции haute couture. Хотя пополнение гардероба нарядами от знаменитых дизайнеров для некоторых женщин со свадьбы только начинается.

Платье невесты — эффектный финал каждой коллекции haute couture. Хотя пополнение гардероба нарядами от знаменитых дизайнеров для некоторых женщин со свадьбы только начинается.

Что бы делали кутюрье, если бы не свадьбы? Разорились, наверное.
Свадебные туалеты — важнейший источник дохода для Домов моды. Ведь обычно заказывается не только платье невесты. Нужно одеть жениха, свидетелей, детишек, несущих шлейф, подружек невесты... И наконец, будущие теща и свекровь тоже должны выглядеть прилично.

Яркий пример единства стиля в нарядах всех гостей — свадьба Брэда Пита и Дженнифер Анистон. Церемония, которая обошлась в $ 1 000 000, проходила летом 2000 года в Калифорнии, на берегу Тихого океана, во время феерически красивого заката. Невеста была одета в длинное платье из шелка оттенка слоновой кости от Lawrence Steele. Для подружек невесты были сшиты платья из бледно-зеленого шифона. Стройная фигура жениха была затянута в черный смокинг от Yves Saint Laurent, а его друзья были облачены в черные костюмы от Prada.

Белый цвет
Мы привыкли к «белым свадьбам», к невестам, похожим в своих белоснежных одеяниях на невинных ангелов. Но белый цвет в свадебной одежде появился не так уж давно. Долгое время он считался символом траура, белые одежды носили вдовствующие королевы и монахи.

По легенде, первой венчалась в белом платье Мария Стюарт. Правда эта легенда не находит подтверждения в документах. Зато в исторических хрониках и в художественных текстах много упоминаний о том, как шел овдовевшей королеве le deuil blanc — белый траур: белоснежный чепец, белое парчовое платье... Первой королевой, которая венчалась в белом платье, была вовсе не злосчастная красавица Мария, а обласканная судьбой британская королева Виктория.

На Руси все было по-другому. В стародавние времена свадьбы играли чаще всего весной или осенью, на лоне природы. В эти дни жених и невеста, будь они даже простолюдинами, величались молодым князем и молодой княгиней. Лейтмотивом одежды была царственность. В костюме преобладал красный цвет. По обычаю, невеста должна была сама сшить и украсить свадебную одежду для себя и для жениха, чтобы показать, какая она рукодельница. Шили одежду в течение многих лет, по особым дням. Каждый узор, каждый стежок имели магическое и символическое значение. Нельзя было продавать свадебную одежду: считалось, что вместе с ней можно продать свое счастье. Наряды бережно хранили, надевали лишь по особо торжественным случаям, передавали по наследству.

В России белые платья появились в XVIII веке. Еще в конце галантного столетия юным девушкам рекомендовалось надевать к белому платью венок из алых роз. Белоснежный флердоранж как свадебный цветок занял свое место позже.

Закон не писан
Молодое послевоенное поколение по обе стороны океана нарушало все писаные и неписаные законы хорошего тона и буржуазной элегантности. Брижит Бардо выходила замуж не один раз. Свадьбы, и свои, и чужие, были, по собственному признанию актрисы, самыми прекрасными днями в ее жизни. Но на моду самое сильное влияние оказала ее вторая свадьба — с киноактером Жаком Шарье, отцом ее единственного сына. Церемония состоялась 18 июня 1959 года. Брижит была одета в платьице из миткаля в мелкую бело-розовую клеточку «виши». Она выбрала его за простоту. Но на ней, роскошной загорелой блондинке с потрясающей фигурой, оно смотрелось так сексуально, что вскоре появилась мода на миткаль, на клеточку «виши» пастельных тонов, на распущенные светлые волосы и мягкие туфельки без каблуков.

В 1960-е годы английская модельерша Мэри Куант потрясла мир, предложив мини-юбки. Вскоре модную новинку можно было увидеть не только в барах или на танцах, но и у алтарей. На снимке 1968 года облаченный в длинный сюртук и рубашку с жабо режиссер Роман Полански сияет от счастья рядом со своей красавицей женой Шэрон Тейт, в традиционной фате, но при этом в отчаянно коротком белом платье.

Жаклин Ли Бувье, выходившая в 1953 году замуж за будущего президента США Джона Фицджеральда Кеннеди, была одета в сшитое семейной портнихой шелковое белое платье с короткими рукавчиками, подчеркнутой талией и в меру пышной юбкой. Темные буйные кудри прикрыты кружевной вуалью, которую надевало на свадьбу не одно поколение женщин этой семьи. Вполне банальный наряд, не оставивший следа в истории моды. Жаклин Кеннеди превратилась в Джеки О., обвенчавшись 17 октября 1968 года по православному обряду с греческим миллионером Аристотелем Онасиссом. Она была одета в очень простое бежевое платье длиной чуть выше колена, которое сделал для нее Валентино. На Джеки были бежевые туфли без каблуков, и все равно разница в росте между женихом и невестой бросалась в глаза. С этого момента она стала иконой стиля. Простые маленькие платья и туфли без каблуков стали модны по обе стороны океана.

Бьянка Масиас выходила замуж в мае 1971 года. Ей, смуглой жгучей брюнетке с огненно-черными глазами и хищным профилем, очень шел белый цвет. И она была в белом. Но не в платье, а в элегантном брючном костюме, дополненном широкополой белой шляпой с вуалью. Брючный костюм как символ эмансипации и равноправия, права женщины жить в свое удовольствие, не принося себя в жертву на алтарь семейной жизни. Даже если твой муж так талантлив, богат и знаменит, как Мик Джаггер.

Примером экстравагантности может служить свадьба Мадонны и Шона Пенна, состоявшаяся 16 августа 1986 года в Лос-Анджелесе. Жених был облачен в белый двубортный смокинг от Gianni Versace, купленный за $695 в магазине на Родео-драйв. Невеста была одета в почти белое платье, украшенное серебристо-розовым поясом с засохшими розами и полудрагоценными камнями. На голове красовался черный котелок с белой вуалью. Копии ее золотых туфелек ручной работы на высоченных каблуках украшали праздничный стол.

В 2000 году вволю нагулявшаяся и остепенившаяся Мадонна вышла замуж за Гая Ричи в традиционной манере — церемония проходила в Шотландии, в соборе, невеста была облачена в белое платье, созданное для нее подругой Стеллой Маккартни.

Королевские свадьбы
Пару лет назад в Кенсингтонском дворце в Лондоне состоялась выставка свадебных платьев английских королев. Вспомним самые знаменитые из них.

Начнем с той невесты, которой не суждено было стать королевой. С Уоллис Симпсон. В 1936 году Британия испытала потрясение. Кронпринц Дэвид, любимец подданных, должен был после смерти Георга V стать королем Эдвардом VIII. Но незадолго до коронации он отрекся от престола. Ради того, чтобы в 1937 году жениться на дважды разведенной американке Уоллис Симпсон. Свадебный туалет для нее создал Мэйнбочер — американский модельер, успешно работавший в Париже. Оно выглядело элегантно и строго: никакого намека на декольте, драпировка, призванная завуалировать полное отсутствие груди, подчеркнутая талия и узкая длинная юбка. «Я никогда не была красивой женщиной, — трезво судила о себе та, в жертву которой принесли корону и власть. — Но я умела одеваться лучше, чем другие».
Свадьба будущей королевы Елизаветы II и Филиппа Монтбеттена совершилась в ноябре 1947 года. Кронпринцесса Елизавета была облачена в атласное платье оттенка слоновой кости от ее придворного портного Норманна Хартнелла. Созданные Хартнеллом свадебные туалеты называли восьмым чудом света. Вот и платье для Елизаветы на первый взгляд могло показаться вполне обычным. Но это — драгоценная ручная работа. Все платье было сплошь расшито жемчужинками.

В 1980-е происходит возвращение к роскошной свадебной одежде. Волну стилизаций на тему старой доброй Англии подхлестнули две королевские свадьбы: Дианы Спенсер и принца Чарльза и Сары Фергюсон и принца Эдварда.

Диана вышла за принца 29 июня 1981 года. Подвенечное платье для нее изготовили дизайнеры Дэвид и Элизабет Эманюэль. Это был шедевр портновского искусства, выполненный из многих метров роскошного шелка оттенка слоновой кости. Диана ехала в собор святого Павла в карете, и шлейф длиною 7,5 метра успел изрядно помяться.

В апреле этого года в Монако похоронили принца Ренье. 51 год назад в апреле 1954 года весь мир, затаив дыхание, наблюдал за свадьбой принца и кинозвезды Грейс Келли. Принц был облачен в псевдовоенный мундир, расшитый золотом и усыпанный бутафорскими орденами и медалями. Голливуд, подаривший Грейс Келли платье стоимостью $7260 и 68 центов (огромные деньги по тем временам!), проявил больше вкуса. На платье пошло 30 ярдов шелка, 25 — шелковой тафты, 98 — шелкового тюля, более 300 — валансьенских кружев. Этот шедевр свадебной моды создала Хелен Роуз. Волосы Грейс были гладко зачесаны и убраны под маленькую шапочку а-ля Джульетта. В руках она держала крошечную Библию и букетик ландышей. Ренье Монакский был первым принцем, который женился на особе из народа.

Просто, но красиво
В наши демократичные времена даже принцам позволено жениться по любви.
Только в первые годы XXI столетия несколько отпрысков старинных королевских домов Европы женились на красивых, но простых девушках. Наследный принц Нидерландов Виллем-Александер Оранский-Нассау сочетался законным браком с красавицей аргентинкой Максимой Зоррегитой. Женой итальянского принца Эмануэля Филиберто Савойского стала французская актриса Клотильда Куро. Датский принц Фредерик женился на австралийке Мэри Элизабет Дональдсон. Женой испанского кронпринца Фелипе Бурбона стала тележурналистка Летисия Ортис Рокосолано. Всех перещеголял норвежский принц Хокон, который женился на Метте-Марит Тьессем-Хейби, матери-одиночке, чей бывший дружок попал в тюрьму за то, что приторговывал наркотиками.

Им не пришлось, как Эдварду VIII, отрекаться от престола ради брака с любимой женщиной. Или, как принцу Чарльзу, когда-то не нашедшему в себе сил отказаться от права на трон Британской империи, жениться на женщине, которую он так и не смог полюбить. В апреле 56-летний, изрядно потрепанный жизнью принц наконец-то обрел свое счастье, женившись на той, которую любил долгие годы: 57-летней Камилле Паркер-Боулз. Красавицу Диану, конечно, жаль. Но история Чарльза и Камиллы, увенчавшаяся после стольких лет законным браком, заставляет поверить в любовь. В это иррациональное чувство, которое, как писал Шекспир, не знает убыли и тлена.

Мода
В «нулевое» десятилетие нового века все свадебные наряды можно разделить на две группы. К первой относятся традиционные роскошные модели с декольте, подчеркнутой талией, кринолином, шлейфом. На них идут многие метры шелка, атласа, кружева, шифона и тюля. Сегодня используются ткани необычных текстур: гофрированный шелк, жатый хлопок, украшенный рельефными розами, шелковый трикотаж, отделанный атласными лентами. Самое дорогое свадебное платье оценивается в $1 миллион. Оно было соткано вручную японскими ткачами по идее итальянского дизайнера Адами — из тонкой платиновой нити, скрученной с шелковой. К таким платьям принцесс необходимы фата, вуаль, шляпа, перчатки, крошечные сумочки, свадебные букеты, ленты...

Вторая тенденция связана с новинками моды. Тут возможно все: мини-юбка, брючный костюм, смокинг (для невесты), кожа вместо шелка и кружев, черное вместо белого.
Сейчас в свадебной моде популярны античные традиции — полупрозрачные туники и хитоны с завышенной линией талии и искусными драпировками, напоминающие о нарядах богинь Олимпа и знаменитых красавицах эпохи ампир — императрице Жозефине, мадам Рекамье.

Сегодня не обязательны многие традиционные атрибуты свадебного ритуала. Вместо поднадоевшего марша Мендельсона, к примеру, можно заказать любую мелодию. Тут первооткрывателями были Присцилла и Элвис Пресли, чья проходившая в Лас-Вегасе свадебная церемония сопровождалась одной из самых красивых песен короля рок-н-ролла Love me tender. В Москве сотрудники знаменитого Грибоедовского ЗАГСа, много чего повидавшие на своем веку, запомнили пару, явившуюся в пижамах и домашних шлепанцах, с взлохмаченными, будто только что после сна, волосами. А что? Ведь теперь придется видеть друг друга в таком непрезентабельном виде каждое утро. Надо привыкать!