Илья Черкасов: Не трогают игроков? И слава Богу!

Илья Черкасов: Не трогают игроков? И слава Богу!

Генеральный директор «Зенита» не поддается нажиму общественного мнения и не считает корректным до окончания сезона обсуждать тренерский вопрос Затишье в «Зените» между матчами - мнимое.

Генеральный директор «Зенита» не поддается нажиму общественного мнения и не считает корректным до окончания сезона обсуждать тренерский вопрос

Затишье в «Зените» между матчами - мнимое. Команда спокойно оттренировалась до четверга, а затем разбрелась на выходные. Раньше других (не считая «сборников») отделились «самарские» - Робертас Пошкус и Александр Анюков решили провести несколько дней на Волге. На родину набраться сил (и наверняка что-то сделать в плане селекции) вылетел Властимил Петржела.

Тем временем имя главного тренера на все лады склоняется в питерских околофутбольных кругах. Индекс упоминания в прессе у Петржелы и так-то достаточно высок, а в эти дни бьет все рекорды. Чаще всего ругают. Иногда - призывают публику не горячиться и как минимум дождаться окончания сезона, чтобы делать выводы.

Этой точки зрения придерживается и генеральный директор «Зенита» Илья Сергеевич ЧЕРКАСОВ, потому как действительно чемпионат командой хоть и провален, но зато в Кубке УЕФА еще ничего не потеряно.

Неудача, но не трагедия

- Можно ли утверждать, что клубное руководство уже обсуждало тренерский вопрос?

- Нет. Мы обсуждаем его только постольку, поскольку об этом говорят все вокруг, но это все разговоры на уровне: «Вот, блин, Петржела!..» Достаточно зайти и посмотреть, какая замечательная дискуссия развернулась на интернет-сайтах на тему, хороший или плохой главный тренер «Зенита». Сезон еще не закончен, и мы все пытаемся делать, как говорится, stepby-step («шаг за шагом». - М. Б.). Закон чится сезон 1 декабря - будем подводить итоги, а до их подведения обсуждать тренерский вопрос по меньшей мере некорректно. Потому что под обсуждением понимается серьезное рассмотрение, возможно, даже вопроса о замене главного тренера. Или, допустим, обсуждение корректировки его полномочий, или дополнительные установки на подготовительный период и на следующий сезон - и так далее. А пока у нас есть масса текущей работы.

- Вы упомянули возможное изменение полномочий. Значит, вы уже думали об этом?

- Это пока ничего не значит. Просто я сейчас пытаюсь набросать тот набор - далеко не полный - возможных действий, которые могут подразумеваться внутри тренерского вопроса. Пока речь идет только об уточнении терминологии.

- От результатов оставшихся трех матчей в этом плане что-то будет зависеть?

- Поскольку именно от этих трех матчей зависят итоговые результаты сезона, то можно считать, что на этот вопрос мы уже ответили.

- Вы действительно не считаете трагедией итоговое шестое место, которое для «Зенита» в чемпионате уже почти стало реальностью?

- Трагедией не считаю, но неудачей - безусловно.

Не обновление, а усиление

- Помнится, не так давно при условии, что «Зенит» займет место ниже пятого, были обещаны определенные оргвыводы. Они коснутся и футболистов?

- Возможно, об этом говорил Давид Исаакович Трактовенко. Что ж, место ниже пятого в чемпионате - это невыполнение одной из задач на сезон, которое может повлечь оргвыводы, а может и нет. Причем в отношении кого угодно. Но футболистов, как вы понимаете, в последнюю очередь. Невыполнение сезонных задач и так задевает интересы футболистов, безусловно, потому что они лишаются в том числе и какой-то части премиальных. Я уже не говорю о том, что оказывается задето профессиональное самолюбие.

- Раз уж мы заговорили об игроках, на сколько процентов может в межсезонье обновиться состав?

- А мы не предполагаем обновления состава - мы предполагаем его усиление, о чем неоднократно уже говорилось. А это значит, что на какой- то набор позиций необходимо взять три-четыре человека. Эта задача у нас стояла еще летом, и мы ее не снимаем. И если три-четыре новых игрока появятся, они значительно ужесточат конкуренцию на этих позициях, что естественно. Как следствие, кто-то будет вынужден нас покинуть. Но это не значит, что мы начнем говорить: вот этот, этот и этот виноваты в том, что все так плохо получилось, и за это мы будем вас выставлять на трансфер. Это был бы глупый и неконструктивный подход. Виноваты все в равной степени - и игроки, и тренеры, и, безусловно, руководство. Другое дело, что эту вину не всегда получается отследить через последовательность каких-то неправильных шагов.

- В чем видите вашу долю, отслеживается ли она?

- Я не готов отвечать на эти вопросы до окончания сезона. Если бы были видны конкретные ошибки, их можно было бы попытаться исправить по ходу… Предполагать нежелание футболистов выигрывать, тренеров - получать положенные в случае победы лавры, а руководства - поглаживать себя по пузу и говорить: «Ах, какие мы молодцы!» - наверное, это все-таки бред.

Связь с реальностью

- Устоит ли клуб перед искушением продать своих ведущих игроков, если ему будут предложены те суммы, которые сейчас называют в кулуарах?

- Смотря что понимать под кулуарами. Если это место встречи болельщиков или кухня отдельной редакции, то я не в курсе. Если же вы имеете в виду обсуждение конкретных цифр на уровне руководства клубов, которое только и полномочно такие вопросы обсуждать, то повторю еще раз: никаких переговоров по продаже наших ведущих футболистов мы не ведем. И ни о каких суммах за них, имеющих связь с реальностью, мне неизвестно.

- Тем не менее московское «Динамо», еще не подписав контракт с Юрием Семиным, уже объявило о своем интересе к нескольким зенитовцам, в том числе .

- Это совершенно нормальная ситуация. Я точно так же могу заявить, что мы в своих рядах не прочь были бы видеть Юрия Жиркова, например. Может быть, Сергея Игнашевича. И что из этого следует? Да, мы не против взять Жиркова, но если при всех наших замечательных отношениях с Евгением Ленноровичем Гинером я обращусь к нему с этим вопросом, он, наверное, с присущим ему обаянием удивленно пожмет плечами. Не думаю, что в его планы входит расставаться с этим игроком. Точно так же никто не станет ругать руководство «Динамо», когда они утверждают, что хотят иметь в своем составе того или иного игрока «Зенита». Нам это может только польстить - значит, мы правильно сделали в свое время, что сумели сохранить или пригласить этих футболистов.

- Значит, вы, подобно Гинеру, готовы удивленно пожать плечами?

- В общем нет, потому что конкретно с предложениями к нам никто не обращался.

И откровенная ругань...

- Вы следите за тем, что пишут сейчас о клубе в прессе, обращаете внимание на то, что говорят болельщики, в том числе в Интернете?

- Безусловно, это ведь часть моей работы. Это некий комплекс обратной связи, присущий любой уважающей себя компании - и нам в том числе.

- Вас не пугает преобладание негативных выводов, к которым приходят сейчас люди, и насколько вы позволяете общественному мнению влиять на принятие собственных решений?

- Непосредственно - не влияет, опосредованно - влияет на анализ ситуации. Иначе зачем вообще нужна была бы обратная связь! Пришлось бы заняться тайнами подсознания, чтобы понять, через какое время обстоятельства дают звоночки, которые влияют на наши логические построения. Но все мы так или иначе подвержены влиянию окружающей среды. А чтобы мы прочитали мнение какого-то отдельного болельщика, журналиста или футбольного специалиста - и начали примерно следовать рекомендациям, такого, безусловно, не происходит.

Во-вторых, меня не пугают негативные высказывания, хотя бы потому, что никакого единодушия в них я не вижу. Мнения есть самые разные. Если вернуться к самому первому нашему вопросу - о тренере, - то у него среди болельщиков есть достаточно много защитников, причем обосновывающих свою точку зрения. Почитайте гостевую книгу «Зенита» - там защитников у Петржелы более чем достаточно. Причем хотите верьте, а хотите нет, но мы никак не пытаемся влиять на формирование позиции, которая там излагается. То есть - вообще никак. В других интернет-ресурсах также возникает как откровенная ругань, так и достаточно доброжелательное отношение.

За последние дни я раздал уже несколько интервью, и один человек меня спросил: почему так происходит, что основные гонения общественного мнения приходятся на тренера и на руководство, а футболистов задевает меньше? Я не нашелся в тот момент, что ответить, но хочу подчеркнуть: и слава Богу! Потому что футболистам еще играть. Мне очень хочется, чтобы болельщики с пониманием отнеслись к одной очень простой вещи: что бы про футболистов ни думали, хорошее или плохое, все равно они всегда хотят выиграть. За что им большое спасибо.



Дыма без огня не бывает, и все же гипотетический интерес к Бруно Чирильо, 28-летнему итальянскому защитнику переигранного «Зенитом» АЕКа, в клубе не подтверждают. А вот интерес питерцев к двум крайним защитникам сборной Словакии - 23-летнему Мариану Гаду и 25-летнему Радославу Забавнику - давно уже ни для кого не секрет. Забавника, который к настоящему времени провел за национальную команду уже 23 матча, Властимил Петржела - как чувствовал! - хотел пригласить еще в прошлое межсезонье, но не удалось договориться то ли с самим игроком, то ли с софийским ЦСКА, за который он сейчас выступает. На этот раз, полагаем, «Зенит» будет более настойчив: необходимость иметь в своем составе квалифицированного футболиста этого амплуа стала очевидна и до того, как главный тренер демонстративно оттянул в оборону своего лучшего форварда Аршавина.

Наиболее вероятным кандидатом в зенитовские новички считается игрок с приятной русскому слуху на русский лад транскрибированной фамилией Гад (в реальности начальный звук - между «г» и «х», как в Малороссии). Он начинал свою карьеру в «Ружомбероке», а за сборную дебютировал год назад, набрав дюжину матчей. Оба - и Гад, и Забавник - неплохо проявили себя в недавней игре против сборной России, а вчера играли первый стыковой матч с испанцами…