Непривлекательный жилкомхоз

Непривлекательный жилкомхоз

i>На восстановление российского ЖКХ нужно как минимум 300 млрд рублей. Таких денег в отрасли нет, а инвесторы тратиться на жилкомхоз не спешат.

i>

На восстановление российского ЖКХ нужно как минимум 300 млрд рублей. Таких денег в отрасли нет, а инвесторы тратиться на жилкомхоз не спешат.

До недавнего времени специалисты возлагали надежды по привлечению инвестиций в ЖКХ на закон РФ "О концессионных соглашениях", который почти десять лет пролежал в Госдуме. Три месяца назад он вступил в силу.

Теперь те же специалисты утверждают, что и сам закон плох, и остальное российское законодательство не лучше. То есть ждать денежного потока жилкомхозу не следует.

Концессионное бесправие
Участники семинара "Обеспечение правовых и финансовых гарантий модернизации ЖКХ", прошедшего на прошлой неделе в рамках выставки "ЖКХ России", рассмотрели несколько схем привлечения инвестиций в жилкомхоз. Но реализовать их российская действительность не позволяет.

По мнению Ольги Ревзиной, адвоката компании Gide Loyrette Nouel, "хорошо, что появился хоть какой-то закон о концессиях". Но в нем множество недоработок, которые затруднят его применение.

Например, документ позволяет заключать концессионное соглашение, основанное только на недвижимом имуществе, а не на деятельности, осуществляемой при его эксплуатации. Скажем, объектом соглашения является трубопровод, а не водоснабжение.

"К чему это приведет? Инвестор будет с опаской относиться к подобным проектам, потому что его деятельность с трубопроводом никак не будет регламентирована. Вдобавок закон прямо заявляет, что все объекты, которые построит инвестор в рамках концессии, передаются в собственность государства. Это еще один фактор риска для концессионера", - предупреждает г-жа Ревзина.

Удивительно, но закон запрещает залог на объект концессии. А значит, возможности привлечения средств на реализацию проекта существенно ограничены.

По мнению итальянского независимого эксперта Джангуидо Пиани, в России можно было бы придумать другие схемы финансирования проектов в ЖКХ помимо концессии. Но реализовать их мешают существующие законы.

Например, энергопотребление у нас в 1,5-2 раза выше, чем в странах Европы с аналогичным климатом. Происходит это из-за огромных потерь топлива и произведенной энергии. Только в коммунальном секторе можно было бы сэкономить потребление газа как минимум на 75 млрд кубометров в год.

Кстати, этого объема хватило бы, чтобы отопить всю Германию. Чтобы достичь такого уровня экономии, нужно вложить в модернизацию этой сферы около 70 млрд евро. Сама Россия на такие траты не пойдет, да и кредит в таком объеме при существующих проблемах его возвращения вряд ли кто-то даст.

"Но можно привлечь иностранные инвестиции при условии возвращения их за счет того, что российские энергопредприятия будут продавать сэкономленный газ. Таким образом, ежегодно они могли бы выручать не менее 1,1 млрд евро.

Кроме того, экономя топливо, российские системы теплоснабжения будут ежегодно экономить по 7,5 млрд евро. Однако в России эта схема работать не может: нельзя продавать топливо, выделенное в рамках подготовки к зиме", - говорит г-н Пиани.

Андерс Хольмен, руководитель инвестиционного департамента компании NEFCO (Финляндия), добавляет, что, по его наблюдениям, "российские власти только декларируют переход на альтернативные газу и нефти виды топлива".

Но в действительности делать это никто не спешит. "Мы приехали в Карелию и были поражены, сколько там биотоплива. Горы отходов от деревообработки валяются вокруг Петрозаводска, но для отопления используется газ", - удивляется г-н Хольмен.

Выше планки не прыгнешь
Недавно на пути инвесторов в ЖКХ появилось еще одно неожиданное препятствие. Минэкономразвития (МЭРТ) заявило о намерении внести изменения в закон "О тарифном регулировании" и установить, что предельные размеры всех тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) будут определяться на федеральном уровне.

"Еще две недели назад я бы мог говорить об инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ. Но после того как МЭРТ заявило, что причина инфляции в стране - это высокий рост тарифов на ЖКУ, я боюсь, инвестиционная привлекательность ЖКХ будет стремиться к нулю.

Тарифная планка, которую МЭРТ собирается ввести, отпугнет инвесторов. Например, ограничение тарифов на воду - смертельная опасность для бизнеса водоканалов. Существуй такая планка, не было бы в Петербурге Юго-Западных очистных сооружений", - считает Сергей Сиваев, член правления фонда "Институт экономики города".

Управляющий НП "Фонд стимулирования энергосбережения" Александр Вербицкий считает, что при введении полного государственного тарифного регулирования последняя возможность привлечь деньги в ЖКХ - через западные кредиты - может исчезнуть.

"Прямые инвестиции - иностранные и отечественные - для большинства городов страны практически недоступны. Выход - только в кредитовании. Однако российские банки буквально вталкивают населению потребительские кредиты, но не кредитуют коммуналку. Почему? Нет гарантий по займам. В наших условиях обезопасить вложения банк-инвестор может только страхованием финансовых рисков. Но для этого нужно, чтобы кредитные деньги были "дешевыми" и "длинными".

Западные деньги именно таковы - кредиты даются под 5-6% годовых и на 20 лет. В таком случае можно заложить в тариф на жилищно-коммунальные услуги и инвестиционную, и страховую составляющие. Но тут другая проблема - государственное регулирование тарифов", - пояснил г-н Вербицкий.

Поэтому пока инвестиционные проекты в ЖКХ у нас единичны и их опыт широко применяться не может.

Например, для кредитования уже упомянутых ЮЗОС были даны гарантии города. Не будет же Смольный гарантировать каждый проект по кредитованию ремонта труб или замены лифтов. Другой пример - квазиинвестиционный проект реконструкции системы теплоснабжения Петроградского района. Он, по сути, свелся к бюджетному финансированию работ через "дочку" ОАО "Газпром".

"Частный бизнес предпочитает вкладывать средства не в модернизацию, а в краткосрочные инвестиционные проекты, дающие быструю прибыль", - комментирует Сергей Кирсанов, преподаватель кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве в ИНЖЭКОНе. Примером служит строительство ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС) мини-ТЭЦ на Ржевке стоимостью около 1,2 млрд рублей.

Возможно, если бы РКС заменили гнилой теплопровод в этом районе, сократив потери тепла, строить ТЭЦ и не понадобилось бы.