Подарки без лишней дани

Подарки без лишней дани

i>Меценат не будет платить налоги дважды. Когда это звание и преференции благотворителя узаконит Госдума. Как сообщил министр культуры Александр Соколов.

i>

Меценат не будет платить налоги дважды. Когда это звание и преференции благотворителя узаконит Госдума.

Как сообщил министр культуры Александр Соколов, соответствующий законопроект после рассмотрения экспертным советом министерства будет внесен в Правительство РФ. Правда, министр не сообщил, какой именно из документов.

Дело в том, что на сегодня существуют три законопроекта: первый подготовил Минкульт, второй - Северо-Западная ассоциация "Сезар", третий уже несколько лет назад предложили депутаты Госдумы. В принципе идеология законопроектов схожа, и представители регионов убеждены, что министерству необходимо подавать на рассмотрение не три варианта, а лишь один - иначе "все будут похоронены".

В принципе нужда в законе возникла не столько в заботе о самих меценатах (дать им почетное звание и медаль, частично освободить от налогов), сколько в стремлении привлечь как можно больше внебюджетных средств в сферу культуры.

Причем не тех, которые инвесторы вкладывают в расчете на очевидную коммерческую выгоду (в частности, инвестиции в ремонт с последующей арендой помещений в зданиях-памятниках, занятых музеями или библиотеками), а тех, которые "богатые дяди" могут безвозмездно отдать на доброе дело.

К примеру, преподнес ведь Фонд "Голландские друзья Эрмитажа" $1млн на ремонт крыши над залом Рембрандта, а глава холдинга "Интерросс" Владимир Потанин - на приобретение "Черного квадрата" Малевича.

Но если углубляться в бухгалтерию, то лишь немногие жертвователи раскроют все карты, как "правильно" подарить деньги (или особо ценную вещь), чтобы остаться белым и пушистым перед родной налоговой инспекцией.

По действующему российскому законодательству меценат (кстати, такого термина в правовом поле пока нет) обязан заплатить налоги дважды - с основной деятельности, а потом еще с суммы пожертвований.

По мнению Александра Соколова, весь смысл закона будет утрачен, если представители Минфина и Минэкономразвития не согласятся пойти на исключения из этой нормы. Правда, пока в законопроектах речь не идет о конкретных процентах льгот: предстоит выработать механизм и методику их предоставления.

В частности, предлагается создать некий компетентный представительный госорган, который и будет заниматься всем спектром вопросов, связанных с меценатством. При этом он не должен стать очередной бюрократической препоной, а помогать организациям и гражданам "реализовывать свое право на меценатство".

В музейной среде приветствуют этот закон, хотя и опасаются, что теоретически возможный приток благотворительных денег может обернуться полным отказом государства финансировать культуру.

По крайней мере, уже не раз выдвигались предложения считать дополнительные "заработки" музеев и театров "бюджетными ассигнованиями".

Представители власти эти опасения напрямую не подтверждают, но констатируют, что с каждым годом средств отпускают все меньше.

По словам депутата Госдумы Елены Драпеко, в 2005-м финансирование культуры составляло 0,76% от федерального бюджета, а на 2006-й запланировано только 0,7%.