"Деловой Петербург": Инвесторы рискуют без гарантий. Развитие территорий тормозит коллизия.

"Деловой Петербург": Инвесторы рискуют без гарантий. Развитие территорий тормозит коллизия.

Предоставление инвестору права регенерировать определенную территорию осложнено отсутствием работающей юридической схемы, пишет газета "Деловой Петербург".

Предоставление инвестору права регенерировать определенную территорию осложнено отсутствием работающей юридической схемы, пишет газета "Деловой Петербург". 21 июля 2005г. президентом России был принят и подписан закон "О концессионных соглашениях", который предлагает юридическую схему, которая могла бы быть использована для реализации проектов по регенерации территорий (в том числе и в отношении проекта "Новая Голландия"), а именно концепцию государственно-частного партнерства (public-private partnership, или сокращенно РРР). Это новая форма взаимодействия бизнеса и государства, при которой инвесторы реконструируют или строят новый объект, управляют им, извлекают доход, а по истечении определенного срока передают его государству. Однако пока структура концессионного соглашения не использована в петербургских проектах. Причина прежде всего в том, что по закону о концессиях изменение целевого назначения реконструируемого объекта концессионного соглашения не допускается. В этом правиле должно быть предусмотрено исключение для проектов по регенерации. Нужно также отметить, что по действующему законодательству Петербурга установлены две возможные схемы предоставления объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в государственной собственности: инвестиционный договор в отношении реконструкции здания и договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях. Перечень является исчерпывающим, а так как концессионное соглашение не поименовано в этом перечне, то без внесения изменений в законодательство Петербурга всегда будет существовать коллизия при попытке применить на практике закон о концессиях. В настоящий момент инструменты, содержащиеся в существующем законодательстве Петербурга, не позволяют задействовать в полной мере механизм регенерации городских территорий. Хотя попытки в этом направлении уже предпринимаются. Пример тому - проект "Новая Голландия", типичный пример регенерации городской территории с целью оживить данную часть города и включить ее в городскую инфраструктуру. Проекты по регенерации городских территорий носят комплексный характер и отличаются применением разнообразных схем инвестирования в данные проекты. Главное здесь - найти баланс интересов для инвестора, сделать проект привлекательным (предусмотреть специфику, которая существует при привлечении иностранных инвестиций), а также учесть интересы города с целью сохранения контроля по реализации подобных проектов. Знание зарубежного опыта помогает решать подобные задачи. На сегодняшний день действующее законодательство Санкт-Петербурга установило детально проработанную процедуру предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции. Данный порядок распространяется только на городскую собственность и не охватывает собственность федеральную. Надо отметить, что федеральное законодательство отличается от законодательства Петербурга тем, что не содержит детальной процедуры в отношении предоставления федеральных объектов недвижимости (здания, сооружения). Поэтому при разработке юридической схемы для регенерации территории, в состав которой входит объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, необходимо учитывать особенности федерального законодательства в отношении процедуры предоставления данных объектов. Более того, на сегодняшний день на законодательном уровне за КУГИ СПб не закреплено право по распоряжению федеральным имуществом, а каждый раз предоставляется КУГИ путем заключения соглашения между правительством Петербурга и Российской Федерацией. Данное соглашение всегда имеет срочный характер и с точки зрения инвестора не добавляет стабильности проекту в целом. Зарубежный опыт показывает, что кроме промышленной недвижимости в категорию наиболее востребованных сегодня объектов для регенерации попадают офисы класса Б и В, расположенные в торговых центрах в центре города, в пригородах, а также расположенные на неиспользуемых площадях, например, производственного или образовательного назначения. Это объясняется тем, что в конце 1980-х - начале 1990-х гг. количество введенных в эксплуатацию объектов недвижимости и, как следствие, неагрессивный рынок позволили арендаторам устаревших офисов класса Б переехать в усовершенствованные офисы класса А с арендной ставкой, сопоставимой с той, что они платили за аренду устаревшего офиса.