Что ждет капеллу?

Что ждет капеллу?

В начале осени состоялось долгожданное открытие Большого концертного зала Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, находившегося на ремонте в течение 3 лет.

В начале осени состоялось долгожданное открытие Большого концертного зала Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, находившегося на ремонте
в течение 3 лет. Однако за кулисами этого торжественного события осталось множество нерешенных проблем уникального памятника культуры
и истории, существующих на фоне неразрешимого внутреннего конфликта.

Недавно стало известно, что открытие Большого концертного зала капеллы в октябре 2005 года состоялось без сдачи объекта государственной комиссии. Первоначально окончание реконструкции и реставрации объекта было намечено на 1 сентября
2005 года. Но в конце августа, после осмотра объекта рабочей комиссией, стало ясно, что зал к намеченным срокам сдан не будет. По словам Валерия Смирнова, заместителя генерального директора по капитальному строительству Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, в ходе работы комиссии были выявлены некоторые недостатки, устранить которые генеральный подрядчик, фирма «Авентин», должен был за 1 месяц, то есть за время работы государственной комиссии. Сегодня истек и этот срок, но госкомиссия так и не приняла объект.

Ремонта никто не заметил
По этой причине заявления об окончании реконструкции и реставрации концертного зала капеллы были, мягко говоря, преждевременными. Артисты капеллы говорят, что отремонтированный зал не готов к работе. Музыканты утверждают, что, помимо шума от продолжающихся строительных работ, репетициям оркестра мешают пыль и недостаточное отопление помещения. Работа инженерных коммуникаций в Большом зале до сих пор оставляет желать лучшего.
И это не удивительно. Последний капитальный ремонт комплекса капеллы с частичной заменой сетей проводился в 1960-х годах, а ремонта самих зданий комплекса не было со времен архитектора Бенуа, спроектировавшего этот объект. Общая стоимость строительных работ в ходе ремонта составила 27 млн рублей, стоимость реставрации элементов интерьера – 14 млн рублей. Дополнительные
6 млн рублей были использованы на замену вентиляционного оборудования. Окончательная стоимость ремонта Большого зала и некоторых прилегающих помещений капеллы составила 90 млн рублей. Однако в эту сумму вошли далеко не все работы, необходимые для нормального функционирования главной концертной площадки капеллы. К примеру, здесь еще не произведена замена инженерных коммуникаций, но финансирование решения этой и других оставшихся проблем зданий капеллы будет осуществляться уже в следующем году.

Разбирают по кусоЧкам
Между тем уже сейчас преобладающая часть помещений комплекса находится в аварийном состоянии. Реконструкция Большого зала – малая часть восстановительных работ, в которых нуждается это учреждение культуры. Сегодня существует проект комплексной реконструкции капеллы, который был разработан еще в конце 1980-х годов. Он предусматривает воссоздание исторического облика и единой структуры Придворной певческой капеллы. По мнению творческих работников капеллы, этот проект имеет право на жизнь. Нужно просто пересчитать статьи затрат в данном проекте с учетом нынешних цен. Но дирекция капеллы с разрешения городских властей пошла по другому пути. Отламывая от этого объекта по кусочку то тут то там, руководство капеллы пускает ее помещения в коммерческий оборот.
Так, на первом этаже одного из корпусов капеллы разместился уютный ресторанчик «Певческий мост». В противоположной стороне двора, перед Царским павильоном, работает бар «Капелла». Но самыми прибыльными частями капеллы станут, по всей вероятности, флигели А1 и А4, переданные в 2004 году под строительство элитного жилья. Сегодня этот проект находится еще на стадии согласования, но подготовительные мероприятия, в частности работы по отделению инженерных сетей будущих жилых домов от сетей капеллы, здесь уже ведутся.
Можно было бы допустить, что все эти проекты, реализуемые на территории капеллы, пойдут на пользу старейшему музыкальному учреждению страны, если бы само оно, а не только его имя, имело отношение к этой бурной коммерческой деятельности. Но, как говорит художественный руководитель капеллы Владислав Чернушенко, «ни одной копейки от прибыли этих заведений не расходуется на нужды самой капеллы».

Бизнес по-культурному
«Складывается впечатление, – говорит Владислав Чернушенко, – что дирекция капеллы специально срывает работу ее творческого коллектива. Мечта генерального директора – превратить наше уникальное музыкальное учреждение в прокатный зал, то есть зарабатывать на аренде концертной площадки, отодвинув на второй план или вообще сведя на нет основную деятельность капеллы. Осуществляя свой план, господин директор пытается убедить власти города в профессиональной несостоятельности коллектива капеллы и убыточности учреждения в целом».
Действительно, сегодня трудно сказать, что имя капеллы часто звучит в анонсах интересных событий культурной жизни Северной столицы или появляется на красочных плакатах городских афиш. О концертах коллективов капеллы можно узнать в основном из небольших листовок, расклеенных непосредственно на территории этого музыкального учреждения. «Зато весь город знает теперь о фестивале «Дворы капеллы», на котором музыканты выступают во фраках и трусах, а их слушатели пьют пиво. Вот какую культурную деятельность ведет в капелле ее генеральный директор», – жалуются сотрудники учреждения.
При этом дирекция капеллы не оказывает никакого содействия в организации гастрольной деятельности своих творческих коллективов, а ведь это одна из основных статей дохода любого театрального или музыкального учреждения. Все выездные концерты артистов капеллы осуществляются за счет личных договоренностей и связей ее художественного руководителя.

Власти наблюдают со стороны
В данный момент творческие и профсоюзные работники капеллы обращаются в различные властные инстанции с просьбой «избавить капеллу от пагубного присутствия» ее нынешнего генерального директора Евгения Колчина. Пока эти обращения не получили ответа. Как, впрочем, и письма к властям с просьбой разобраться с ситуацией вокруг флигелей А1 и А4, находящихся до прошлого года в бессрочном и безвозмездном пользовании данного музыкального учреждения и отданных под реализацию инвестиционных проектов.
Подобное прошение было направлено и губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко. Когда-то, будучи еще заместителем председателя исполкома Ленсовета, Валентина Ивановна лично курировала упомянутый проект комплексной реконструкции капеллы. Но сегодня, по мнению Владислава Чернушенко, губернатора вводят в заблуждение по поводу того, что все происходящее в капелле делается с согласия ее творческих коллективов и исключительно для спасения погибающего музыкального учреждения, которое потеряло свое культурное значение для города и превратилось в место встреч «экзальтированных старушек».

Александра Тен