Буддистам нужна крепкая крыша

Буддистам нужна крепкая крыша

Петербургский дацан считается уникальнейшим произведением восточного искусства во всей России. В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе.

Петербургский дацан считается уникальнейшим произведением восточного искусства во всей России. В архитектурном плане
это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. Урон, который был нанесен этому зданию в советское время, устраняется по сей день. Буддисты восстанавливают храм
на собственные средства.

Здание буддийского храма в Санкт-Петербурге изначально существовало главным образом благодаря верующим людям. Оно было построено на средства буддистов и сегодня реставрируется также за их счет. Государство в этих процессах, по словам священнослужителей, принимает участие очень слабо.
Первый на Северо-Западе России буддийский монастырь был построен в Петербурге в 1915 году по инициативе российского подданного бурятского ламы Агвана Доржиева. К тому времени необходимость в создании храма назрела довольно остро: последователей буддизма в России в начале прошлого века было достаточно для того, чтобы серьезно поставить этот вопрос. Помощи было ждать не от кого, кроме как от самих верующих. 90 процентов средств, вложенных в возведение храма, – это деньги буддистов Бурятии и Калмыкии, которые собрал Агван Доржиев при поддержке Далай-ламы XIII, а также духовного руководителя Монголии Богдо Гэгэна.
При освящении храм получил название «Дацан Гунзэчойнэй», что в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Будды, сострадающего ко всем». Тибетское слово «дацан» означает монастырскую школу, в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения. Агван Доржиев был первым настоятелем дацана. В начале прошлого века здесь сформировалась постоянная община монахов и послушников, которые проводили ежедневные службы и занимались изучением буддийской философии и ритуалов.

Трудные годы буддийского храма
В архитектурном плане дацан до сих пор является самым дорогим буддийским храмом в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные храмы, в лучшем случае – монолитные или кирпичные, дацан в Петербурге построили из колотого гранита. Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали серьезных финансовых и материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом. Художник изобразил на них семь благих буддийских символов. Сегодня эти витражи нуждаются в реставрации. Впрочем, как и все здание в целом.
Первый удар дацан получил в 1919 году, когда советские власти вторглись в жизнь буддистов. Тогда многие буддийские монахи были репрессированы, а дацаны в России разрушены. Петербургский же храм был разграблен, многие предметы утвари с тех пор безвозвратно утеряны. Однако дацан продолжал действовать до 1927 года. Именно в этом году была расстреляна последняя группа священнослужителей. В результате таких «реформ» к началу 1940-х годов на территории СССР уже не существовало ни одного действующего буддийского монастыря.
До 1990 года здание дацана использовалось совершенно для других целей. Сначала в нем размещалась военная радиостанция, а затем, с 1960-х годов, в нем находились лаборатории Зоологического института. Настоятель современного монастыря Буда Бадмаев считает, что храму в этом плане повезло. Благодаря тому, что в нем ранее размещались «интеллигентные люди, сотрудники института, которые довольно бережно относились к памятнику архитектуры», внешний вид здания не изменился.
Дацан возродился лишь спустя 30 лет: в 1991 году буддисты провели здесь первую службу. Однако же, чтобы начать восстановление здания, требовалась значительная сумма. Реставрация началась в 1993 году. Возможно, к настоящему времени дацан был бы обновлен полностью, если бы не инцидент, произошедший в 1998 году, связанный с юридической регистрацией религиозной общины. Судебные тяжбы затянулись на 4 года, соответственно, и восстановление храма приостановилось.

В Петербурге нет богатых людей
Сегодня, по словам Буды Бадмаева, здание дацана невозможно даже сравнивать с тем, что оно представляло собой 3 года назад. Реставраторы провели облицовку памятника, восстановили портик, ворота храма, ганджир (золоченый шпиль), а также начали и продолжают по сей день реставрацию интерьера. Деньги на эту работу поступают исключительно от прихожан. Благо, что прихожан много. Сегодня их насчитывается около 10 тыс. человек. «Мы берем только численностью и постоянством, – утверждает Буда Бадмаев. – Поэтому я попросил каждого верующего потерпеть 2-3 года и по мере возможностей внести свой вклад в реставрацию. Я предложил прихожанам ежемесячно сдавать по 50 рублей в виде взносов. Если бы каждый из 10 тысяч делал это вовремя, в месяц у нас бы получалось по 500 тысяч рублей!» Настоятель храма опровергает все слухи, связанные со спонсорской и меценатской помощью от известных людей. «В Санкт-Петербурге нет таких богатых людей, как, например, Борис Березовский, – сожалеет Буда Бадмаев. – У нас нет меценатов. Многие считают, что нас финансирует Роберт Турман, доктор буддийской философии, отец актрисы Умы Турман. Но это не так. Он приезжал к нам в прошлом году на открытие мемориальной доски, посвященной Агвану Доржиеву, и тогда, как и все верующие, положил на алтарь определенную сумму. Я знаю, что эта его сумма составляла около 0, не больше... Около 5 тысяч рублей внес Иосиф Кобзон. Но, пожалуй, самую значительную помощь оказала наша знаменитая калмычка Александра Буратаева. На реставрацию храма она дала тысячи».

Власти допускают ошибку
Несмотря на то что большая часть реставрации уже проведена, впереди основная работа – восстановление молельного зала. Настоятель сокрушается, что все работы в полном объеме выполнить практически невозможно. Все дело в том, что средств только религиозного объединения недостаточно. «На протяжении последних 4 лет мы не берем средств из государственного бюджета, нам их просто не дают, – говорит Буда Бадмаев. – А если бы нас обрадовали финансированием, то мы бы, в первую очередь, не только отреставрировали молельный зал, но и рассмотрели бы возможность пересмотра кровельных конструкций. Мы страдаем от того, что при сильном снегопаде эти конструкции не выдерживают, и крыша начинает протекать. От этого сильно пострадали стены. Я знаю, что есть современные материалы, с помощью которых можно предотвратить такие случаи. Саму конструкцию нужно оставить, просто необходимо заменить материалы. Нужна абсолютно герметичная кровля. Конечно, эта работа требует отдельного проекта, соответственно, и дополнительных средств, которых у нас нет».
Петербургский дацан как объект культурного наследия находится под контролем Комитета по охране памятников. КГИОП также участвует в лицензировании фирм, которые проводят реставрацию храма. Пока это единственный вклад властных структур в восстановление дацана. В прошлом году служители монастыря пробовали попасть в адресную программу города, однако результатов пока нет никаких. Но священнослужители не собираются отступать. Оптимизм вселяют результаты работы, проведенной за последние 3 года. Объект можно восстанавливать исключительно на свои деньги. Хотя процесс этот будет очень долгим. Настоятель храма утверждает, что государство обязательно должно участвовать в воссоздании подобных объектов. «Храм является источником добродетели в людях, – говорит Буда Бадмаев. – Буддийское учение воспитывает духовно нравственного человека. Думаю, что государству пора обратить на это внимание. Если власти не участвуют в возрождении духовной культуры или считают, что это не их дело, они допускают большую ошибку. Любому государству нужны законопослушные граждане. Только в воспитании законопослушных граждан будет укрепляться сила государства. Если этого не будет, государство попросту распадется».
В этом году дацану исполнилось 90 лет. На праздничные мероприятия священнослужители пригласили актера Ричарда Гира и Роберта Турмана. Ответа не последовало. Настоятель храма предполагает, что событие, по всей видимости, «не столь масштабное», как хотелось бы. По его мнению, на столетие дацана гости точно должны приехать. Но к тому времени и сам храм должен быть полностью восстановлен. Уж если воплощаться желаниям, то всем и в полной мере.

Марина Голокова