А с этого все начинается…

А с этого все начинается…

Древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион в своих трактатах писал: «Проектирование здания есть не что иное, как создание искусными руками определенного объекта из определенных материалов на основе собственного опыта и экспериментов.

Древнеримский архитектор Марк Витрувий Поллион в своих трактатах писал: «Проектирование здания есть не что иное, как создание искусными руками определенного объекта из определенных материалов
на основе собственного опыта
и экспериментов, базирующихся
на постоянных наблюдениях
и переосмыслении увиденного».

Действительно, опыт показывает, что в таком жизненно важном деле, как строительство, люди до сих пор зачастую учатся на собственных ошибках. Только здесь, как в медицине или, скажем, педагогике, ошибки часто оказываются непоправимыми. Если дом построен неправильно, обычно уже нельзя ни исправить его, ни вернуть потраченные средства. Поэтому, прежде чем начать строительство, приходится продумать и решить массу вопросов. При этом желательно придерживаться нескольких основных правил.

ТоропитьсЯ не надо
Если вы купили проект, то не спешите сразу начинать строить, иначе ошибки и просчеты будут неизбежны. Проект – это вещь, которой нельзя пользоваться «просто так». Каждый проект требует массы предварительных доработок и проверок, и если их не провести, то может получиться, что на ваш участок будет не заехать, грунты будет пучить, в подвале будет стоять вода, в гостиной будет царить унылый полумрак, а ее окна будут упираться в стены соседнего дома. Поэтому первое, что нужно сделать еще перед покупкой проекта, – получить квалифицированную консультацию относительно того, что вообще собой представляют архитектурные проекты и как с ними дальше необходимо работать. Второе важное условие: каждый проект требует привязки и доработки. Надо быть готовым к тому, что в результате привязки первоначальный план дома может претерпеть существенные изменения или вообще нужно будет отказаться от данного проекта, так как построить такой дом на имеющемся участке будет просто невозможно или крайне невыгодно экономически.

Без геодезии не обойтись
Важно, например, откуда человек заезжает на участок: есть проекты с северным въездом, а есть с южным. Они совершенно разные. Юго-западная инсоляция (освещенность) для частного дома, по мнению специалистов, наиболее удобна для наших широт. Поэтому здесь рекомендован северный въезд на участок, чтобы гараж, санузлы, прихожая, то есть помещения, которые не требуют освещения, оказались с севера. Чтобы понять, можно ли на данном участке построить коттедж по данному проекту с северным или южным въездом, нужно первым делом заказать топосъемку участка. Она покажет, каков на участке рельеф, как расположена растительность, деревья и т.п. И уже можно будет – в первом приближении – определить, какой проект можно «посадить» в данном конкретном месте. Как правило, безнадежных участков не бывает, хоть они и могут казаться такими на первый взгляд. Подходящий вариант можно подобрать всегда. Но и самый распрекрасный проект может быть навсегда похоронен из-за спешки и непродуманности в работе.
Кроме геодезии, в строительстве очень важна и такая наука, как геология. Без исследования геологических особенностей конкретной территории участка обойтись нельзя. Например, если в грунтах найдены так называемые плывуны, то там можно строить только на свайных фундаментах. А это очень дорогое удовольствие, делающее строительство практически нецелесообразным, если, конечно, нет каких-то важных соображений, заставляющих выбрать именно это конкретное место. Геологическая экспертиза определит также, можно ли строить на участке здание с цокольным этажом или лучше без этого обойтись. Скажем, если слишком высок уровень грунтовых вод, то цокольный этаж будет стоять затопленным. Она расскажет, есть ли на участке ненадежные и опасные места, какие могут быть проблемы с водоотводом, и вообще – где именно на участке выбрать оптимальное место для строительства, а где лучше ничего не строить.

Надо подумать и о погоде
Каждый архитектурный проект рассчитан для строительства в каком-то конкретном регионе, потому что конструкция стен, кровли, окон непосредственно зависит от климата. Ведь климат – это основа теплотехнического расчета, который ориентируется на самую низкую зимнюю температуру в данном регионе, официально зарегистрированную и принятую. Несколько лет назад такой температурой для Петербурга была температура минус
26 градусов Цельсия, а теперь – минус 29 градусов Цельсия. С момента официального административного принятия этой последней цифры толщина стеновых конструкций возросла на 40 процентов. То есть если раньше кирпичные стены были 510 мм, то сегодня – 770 мм, что, естественно, сделало строительство более дорогим. При этом нужно еще учитывать, когда именно разработан проект: если он разработан до 1997 года, до выхода в свет новых теплотехнических нормативов, то корректировка его будет еще более радикальной.

Подробности имеют знаЧение
Что собой представляет непосредственно сам проект?
Проекты, предлагаемые сегодня архитектурными бюро, называются повторно примененными, а не типовыми. Типовыми проектами назывались в советское время утвержденные Госстроем разработки с массой конкретных подробностей – только фундаментов в них разрабатывалось семь-восемь видов, под самые разные грунты, от сейсмически неустойчивых до вечной мерзлоты. Понятие «типовой проект» сегодня уже неправомочно. И именно поэтому так важна корректировка проектов, ведь все они разработаны только под определенные конкретные условия. Не нужно ожидать от проекта наличия досконально проработанных подробностей строительства. Кроме того, проектирование в России неизбежно имеет свои особенности и недостатки. Главный недостаток в том, что проектирование ведется на устарелых программных продуктах. В подавляющем большинстве это двухмерное проектирование, при котором не избежать в дальнейшем множества ошибок и несоответствий, дорабатываемых и исправляемых при корректировке проекта. В Европе давно принято трехмерное проектирование, позволяющее и конструктору, и архитектору работать в одном программном продукте, что в несколько раз снижает количество ошибок и нестыковок. Поэтому надо знать: если вы встретите, на первый взгляд, необоснованные цены на вроде бы обычный проект, то возможно, что он сделан на современном программном продукте. Этим и обоснована такая цена.

Итак, вывод…
Главное заключается в том, что в строительном деле как нигде важен здравый смысл, взвешенность и основательность рассуждений. Дом будет служить вам не один десяток лет только в том случае, если вы создадите ему для этого оптимальные условия. Ведь дом – живой организм и часть вас самих, а значит, и относиться к его рождению надо так же бережно. Архитектурный проект – это лишь эмбрион дома, и все его дальнейшее развитие зависит только от вашей внимательности, дотошности и терпения…

ИННОВАЦИИ
Вавилонская башня – made in China
Через 15 лет в Китае построят город-башню, в котором будут жить более 200 тыс. человек. Уникальное сооружение, созданное по законам архитектуры будущего и имитирующее природные конструкции, сможет противостоять пожарам, наводнениям, землетрясениям, ураганам
и прочим неприятностям.

Авторы проекта – испанцы Мариа Роза Сервера и Хавьер Пиоз. В 1979 году они организовали компанию по архитектурному проектированию «Сервера и Пиоз», а в 1985 году начали экспериментировать с так называемыми динамическими структурами.
С 1992 года чета архитекторов начала более интенсивно изучать и разрабатывать бионическую архитектуру, или архитектурную бионику. Тогда же была организована группа единомышленников, в которую, кроме инженеров, архитекторов и дизайнеров, вошли биологи и психологи.
Плодом такого сотрудничества стала концепция «Бионическое сооружение», а также уникальный проект под названием «Вертикальный бионический город-башня». В 1997 году проект был впервые представлен общественности – на III Международной конференции по высотным сооружениям, которая проходила в Лондоне. С 1997 по 2004 год архитекторы объездили весь мир со своим проектом, проводя презентации и читая лекции в Азии, Европе и Америке.
В результате первой страной, которая решилась на заключение контракта с компанией испанцев, стал Китай, который, кстати, в последнее время оказывается плацдармом многих футурологических и очень перспективных проектов. Итак, через 15 лет город-башня будет построен в Китае.
Что эта башня собой представляет? Высота – 1228 м (более километра!!!), 300 этажей. Общая площадь – 2 млн кв. м, около 400 горизонтальных и вертикальных лифтов, скорость которых –
15 м/с, то есть с первого на последний этаж можно будет подняться в среднем за 2 минуты.
Диаметр башни, которая имеет форму кипариса, в самой широкой точке – 166х133 м, у основания – 133х100. Город будет покоиться на искусственном плоском острове диаметром 1 км, помещенном в искусственное же озеро, которое призвано амортизировать подземные толчки. Кстати, подобные озера будут находиться на каждом 20-м этаже.
Всего же в башне будет 12 вертикальных кварталов, в среднем по 80 м в высоту каждый, а между ними – перекрытия-сдержки, которые станут своеобразной несущей конструкцией для каждого очередного уровневого квартала.
Важно и то, что множество изолирующих кварталы садов и озер послужат безопасности: каждый сегмент будет находиться на значительном расстоянии от соседних, поэтому в случае, если здание протаранит самолет или начнется пожар, вся конструкция останется незыблемой.
Кроме того, снаружи здание будет покрыто специальным воздухопроницаемым пластичным материалом, имитирующими кожу или кору. Кроме того, системы кондиционирования создадут городской микроклимат. Благодаря тому, что свет и воздух будут легко проникать сквозь башню, сопротивление ветру и, как следствие, колебания сведутся до минимума.
Сейчас проводятся работы по адаптации проекта под местность, ну и, конечно, идет выбор собственно строительной площади – нужен как минимум 1 кв. км. Для эксперимента выбран Шанхай, численность населения которого, по самым скромным подсчетам, через пару десятилетий достигнет
30 млн человек. Не исключено, что в этом колоссальном мегаполисе лет через 50 будут построены несколько подобных зданий.
Тут уж ничего ни прибавить, ни убавить. Одно слово: живут же люди – километровые дома строят. А мы тут с проектами наших 30-этажных так называемых небоскребов пытаемся стать лидерами мировой архитектуры. Впрочем, возможно, мы, как всегда, «пойдем другим путем»…

ЗА РУБЕЖОМ
Чикаго: небо становится ближе…

Планы сооружения башни рекордной высоты (609 м) были представлены в Чикаго на прошлой неделе.
Новая техническая постройка стоимостью 0 млн будет использоваться для передачи телевизионных сигналов передового формата HD. По прогнозам аналитиков, США полностью перейдет на этот стандарт к 2009 году.
Хотя башня и не станет самым высоким зданием в мире (для этого необходимо наличие традиционных этажей), она перегонит сегодняшнего рекордсмена среди любых построек – телевизионную Башню CN в Торонто (553 м). Тем не менее сообщается, что уже сейчас существуют сооружения выше 609 м – радиомачта, поддерживаемая вантами, в Северной Дакоте и буровая вышка в Мексиканском заливе.
В отличие от традиционных телебашен, «Толл Тауэр» («высокая башня») спроектирована Сезаром Пелли в виде гигантского треножника. В ее основании устроят гараж на 400 машиномест, а на высоте 490-520 м вверх уйдут три телевизионных антенны. Под ними расположится обязательная для подобных сооружений смотровая площадка с рестораном.
Каждые 10-15 условных этажей для устойчивости три опоры башни будут соединять бетонные балки.
«Толл Тауэр», если ей суждено появиться, будет стоять на расстоянии нескольких кварталов от спроектированного Сантьяго Калатравой небоскреба «Фордэм Спайр», также высотой более чем 600 м.
Голубые башни Флориды

Сооружение нового многофункционального комплекса по проекту архитектурного бюро из Майами начато в мировой столице игорного бизнеса.
«Космополитэн Хотэл&Резорт» будет включать в себя две башни из голубого стекла высотой почти 200 м, в которых разместятся как квартиры, так и гостиничные номера, а также подиум, где запланировано казино площадью 7000 кв. м, 28 000 кв. м магазинов и ресторанов, фитнес-центр (4,5 тыс. кв. м) и несколько бассейнов на площади в 2 га.
В отличие от традиционных для Лас-Вегаса огромных построек, новые небоскребы будет отличать подчеркнутый вертикализм и сдержанность: по словам архитектора Бернардо Форт-Брешия, он ориентировался не на сложившийся в городе эклектический стиль, но на подобные постройки Парижа и Нью-Йорка. Также он стремился сделать комплекс максимально прозрачным и открытым во внешнее пространство; особенно это относится к более низкой общественной части.
Управлять отелем и казино будет корпорация «Хайатт», владельцы которой спонсируют Притцкеровскую премию. Первая очередь проекта должна быть сдана в 2008 году. Стоит также заметить, что постройка «Аркитектоники» появится рядом с комплексом казино и отелей MGM Mirage, проект которого, представленный в сентябре этого года, – плод совместного творчества Рафаэля Виньоли, Нормана Фостера, Сезара Пелли и фирмы «Кон, Педерсен, Фокс».
Суперстадион для Шотландии

На днях в Глазго (Великобритания) представлен проект гигантской арены «Колизей».
Новый стадион на 225 тыс. мест будет ориентирован на проведение различных культурных мероприятий, концертов и театральных представлений. Поэтому на Британских островах в своей области он станет рекордсменом. Главный фасад «Колизея», чей проект вдохновлен древнеримскими амфитеатрами, достигнет высоты в 55 м, а диаметр его перекрытия будет равняться 160 м. Вокруг него должны появиться несколько многоэтажных гаражей, пятизвездочная гостиница, а также казино. Подобные комплексы более характерны для Америки – в Европе это будет первый подобный ансамбль. С городом его свяжет линия скоростной электрички.
Главный вестибюль стадиона выходит на реку Клайд, с его второго этажа открывается прекрасный панорамный вид на реку и на площадь перед ареной.
Сам стадион, по сути, скорее античный театр, который состоит из зрительских мест, расположенных с трех сторон, и сцены. Структуру зала можно будет менять в зависимости от типа представления.
Верхняя часть здания будет облицована полупрозрачным материалом, который позволит главному фасаду светиться в темное время суток, а также проецировать на него различные изображения.
Стадионов такого масштаба в Европе еще не было!

ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Архитектура (лат. architectura, от греч. architekthon – строитель) – искусство проектировать и строить здания и другие сооружения, а также их комплексы, создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Архитектура – явление, производное от конкретной функциональной необходимости, зависящее как от строительно-технических возможностей (строительных материалов и конструкций), так и от эстетических представлений, определяемых художественными взглядами и вкусами народа, его творческими представлениями. При восприятии произведений русской архитектуры, независимо от времени их возведения и размеров, четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием. Крестьянская изба, городской жилой дом, церковь или другое здание – все они человеческого масштаба, что придает русскому зодчеству гуманистический характер. Немаловажный вклад в его развитие внесли и первые русские зодчие. Они даже не знали, что такое металлический гвоздь, но, тем не менее, возводили такие здания, которые навсегда останутся памятниками архитектуры и которыми мы восхищаемся и поныне.
Еще в глубочайшей древности славянские племена, которые образовали русское государство, не были совершенно лишены художественного инстинкта и, подобно другим младенческим народам, искали в своих изделиях удовлетворения не только материальных потребностей жизни, но и чувства изящного. Они строили для себя жилища, конечно, весьма незатейливые, но уже имевшие некоторую форму и требовавшие некоторого знакомства со строительным делом.
Достоверная история русского искусства начинается только с принятия святым Владимиром христианства. Еще задолго до этого великого события наши предки были знакомы с художественными произведениями Византии, то делая воинственные набеги на нее, то вступая с нею в мирные договоры и торговые сношения. Тотчас после своего крещения Владимир вызывает из Царьграда зодчих, каменщиков, живописцев, мозаичистов; в Киеве и соседних местах воздвигаются церкви, украшенные иконами, мозаикой, резьбой. Все эти работы исполняются византийскими руками и в византийском стиле. То же самое происходит и при ближайших преемниках Владимира, хотя в это время начинают действовать и туземные мастера, выученные греками. Таким образом, русская архитектура и прочие художественные отрасли в самом своем начале получают совершенно византийский характер, черты которого не утрачиваются ими и впоследствии, при заимствованиях из других источников.
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, позднее оказавшие влияние на формирование каменного зодчества.
Конец XVII века – это связующее звено между древнерусским зодчеством и архитектурой XVIII века, время, подготовившее почву для нового художественного мировоззрения, способствующего творческому восприятию ордерной тектонической системы и формированию мастеров архитектуры для перехода к регулярному гражданскому строительству.
В настоящее время существует множество архитектурных стилей, отвечающих насущным проблемам современного человека, быстрому ритму жизни и все ускоряющемуся техническому прогрессу. Но все-таки при строительстве загородного дома, современный человек все чаще возвращается к истокам русского зодчества и ориентируется на деревянный или кирпичный коттедж в традициях русских мастеров.

НОВОСТИ
Проект Генерального плана развития города Малмыж Кировской области, разработанный специалистами Санкт-Петербургского института проектирования и градостроительства (ГУП НИИП), был одобрен на заседании градостроительного совета НИИП. Разработка генплана проходила в течение года. Был также выполнен проект планировки на новую незастроенную часть городской территории, предусматривающую развитие малоэтажного жилищного строительства, индивидуального сектора и объектов социально-культурного назначения. Разработка генерального плана города Малмыж проводилась за счет средств Кировского областного бюджета. Проект предусматривает в том числе перенос свалки за черту города и строительство очистных сооружений, комплексное решение транспортных проблем. Также планируется сохранение и восстановление природных и озелененных территорий, памятников истории и культуры. К середине 2006 года НИИП должен выполнить правила землепользования и застройки. В течение 3 месяцев после утверждения проекта генерального плана администрацией города должен быть принят план его реализации, определены этапы и сроки разработки проектной документации для объектов муниципального значения.

С 15 по 17 марта 2006 года в Москве, в ЦВЗ «Манеж», пройдет III Международная выставка «Камень. Строительные технологии и материалы». Организаторами выставки стали Выставочная компания «Глобал Экспо», Ассоциация «Недра» (некоммерческое объединение производителей и потребителей природных строительных материалов), ВЦ «Машиностроение», Российское научно-техническое общество строителей при содействии таких организаций, как ВНИИПИстройсырье, Московский государственный горный университет, Московский геологоразведочный университет, Уральский государственный горный университет. В рамках международной выставки планируется проведение III Международной научно-практической конференции на тему «Комплексное использование сырья и проблемы недропользования в промышленности нерудных строительных материалов и камнеобработке».

Игорь Мокеров