«Вечный двигатель» реформаторов

«Вечный двигатель» реформаторов

Врожденной болезнью «околоэкономической» тусовки, превратившей реформирование всего и вся в одну из наиболее доходных профессий современного российского общества, является поиск панацеи — волшебного механизма, способного разом решить если не все, то по крайней мере большую часть наболевших проблем.

Врожденной болезнью «околоэкономической» тусовки, превратившей реформирование всего и вся в одну из наиболее доходных профессий современного российского общества, является поиск панацеи — волшебного механизма, способного разом решить если не все, то по крайней мере большую часть наболевших проблем.

Страсть к поиску этого хозяйственного аналога «вечного двигателя» обусловлена не только элементарной неграмотностью, но и пропагандистским уклоном современной системы госуправления. В последнее время такой панацеей пытаются сделать ипотеку, которая якобы способна не только содействовать удвоению ВВП в произвольно малое количество лет, но и решать социальные проблемы.

\

Второе заблуждение в отличие от первого является неприемлемо опасным, так как порождает несбыточные надежды, а значит, и болезненные разочарования. Прежде всего обеспеченной части россиян (а все реформаторы или принадлежат к ней, или очень быстро входят в нее) следует помнить о реальном уровне жизни большинства граждан нашей страны. В начале прошлого года, по данным социологического исследования центра Левады, около 17% населения не хватало денег на еду, более чем половине — на одежду, более чем 85% — на простую бытовую технику. В течение прошлого года, когда реальные доходы всего населения в целом, по официальным данным, выросли на 7,9%, это увеличение отметили лишь 18% населения. 39%, напротив, заметили ухудшение своего уровня жизни. Не важно, что было причиной — занижение официального уровня инфляции или стремительно нарастающий разрыв между бедными и богатыми.

\

Мы должны в полной мере сознавать, что живем в очень бедной стране, и даже в Москве, куда стянуты финансовые потоки всей страны, по самым скромным оценкам, более трети населения живут в отчаянной бедности. Поэтому современная система ипотеки может помочь лишь не более чем 10% нуждающихся в улучшении жилищных условий — людям, которые обладают стабильным и достаточно высоким заработком. Это великолепно, но с точки зрения душащего страну жилищного кризиса совершенно недостаточно.

\

Можно ли улучшить современную систему ипотеки? Конечно! Простейшие способы — снижение себестоимости жилья путем ограничения злоупотребления строителями монопольным положением (на которое сетовал в своем ежегодном послании президент РФ), развитие конкуренции, введение новых жилищных стандартов (в современных мегаполисах строить новые дома без подземных гаражей — такая же нелепица, как без лифтов). И главное — необходимо сдерживать аппетиты бюрократии всех уровней. Ведь не секрет, что государственная ипотека тормозится в том числе из-за колоссальной маржи (разницы между ценой и себестоимостью кредита. — Ред.) — трех процентов, которые с благословения правительства кладет в свой карман занимающееся развитием ипотеки агентство!

\

Все эти улучшения важные и нужные, и длительное последовательное нежелание правительства делать очевидные вещи в полной мере разоблачает его равнодушие к рекламируемой его собственными представителями ипотеке.

\

Однако даже устранение этих недостатков при сегодняшнем уровне бедности, вызванном не экономическими (страна-то как раз захлебывается от нефтедолларов), но исключительно политическими причинами, лишь чуть-чуть расширит круг потенциальных участников ипотеки.

\

Главная проблема заключается в другом: по своей сути ипотека является инструментом решения совершенно иных проблем и в совершенно иных условиях. Как и всякая продажа в кредит, ипотека — это способ борьбы с кризисом перепроизводства на строительном рынке, способ сбыть с рук уже построенное жилье, не находящее спроса.

\

В России же ситуация качественно иная: несмотря на стабилизацию строительного рынка и маячащий на горизонте его кризис, существует объективно обусловленная нехватка нового жилья даже по безумно высоким ценам. В этих условиях ипотека, балансируя спрос и предложение, обеспечит не расширение круга покупателей, а новое повышение цен на недвижимость. И ограничение злоупотреблений монопольным положением не может решить эту проблему, вызванную качественно иным состоянием строительного рынка в целом. Именно поэтому ипотеку поддерживают профессиональные спекулянты, в том числе из рядов реформаторов. Именно поэтому ее воспринимает равнодушно подавляющее большинство россиян.

\

Решение одной из важнейших социальных проблем — проблемы жилья — при нынешнем и завтрашнем чудовищно низком уровне жизни в принципе не имеет рыночного решения. Позволив превратить не только реформы, но и всю экономическую жизнь как таковую в массовое ограбление населения, государство не оставило себе иного выхода, кроме как решать жилищную проблему этого ограбленного до нитки населения путем возврата к бесплатному предоставлению жилья малообеспеченной части общества, что делать власть не торопится.

\

Единственная альтернатива этому в современных условиях — продолжать игнорировать права граждан России на жилье. Что ж, переписать Конституцию или просто не замечать ее значительно проще, чем пытаться построить хотя бы один дом.

\

ФОТО Александра ДРОЗДОВА