Петр Свидлер: Такое чудо случается не всякий раз

Петр Свидлер: Такое чудо случается не всякий раз

И кто там говорил о кризисе отечественных шахмат? После замечательной победы нашей сборной на командном чемпионате мира в Беэр-Шеве этот тезис потерял свою актуальность.

И кто там говорил о кризисе отечественных шахмат? После замечательной победы нашей сборной на командном чемпионате мира в Беэр-Шеве этот тезис потерял свою актуальность. Да, было поражение на предыдущем мировом первенстве, проиграли украинцам Всемирную шахматную олимпиаду, но израильский триумф наших ребят вернул шахматной России ощущение собственной значимости и уверенность в том, что ни уход Каспарова, ни затянувшееся молчание Крамника не способны лишить нашу страну статуса сильнейшей шахматной державы мира. Нам есть кем заменить героев вчерашних дней.

Одним из главных творцов победы стал Петр Свидлер, задававший тон командной борьбе на первой доске. Кстати, в этой номинации петербуржец показал лучший результат, подтвердив не только звание лидера команды, но и некоронованного победителя чемпионата в самой престижной категории. Корреспондент «СУ» побеседовал с 29-летним гроссмейстером.

- Петр, признайтесь, где вам сложнее пришлось: на личном чемпионате мира в Сан-Луисе или Беэр-Шеве, играя за команду?

- Вряд ли правомерно сравнивать эти два турнира. На каждом из них приходилось решать свои задачи, готовиться под конкретных соперников. И в каждом случае были свои трудности.

- Вы ожидали такого блестящего выступления от китайцев, которые как никогда близки были к победе?

- Никто не ожидал ничего подобного и я, разумеется, тоже. Наверное, очень хотелось им выиграть. Для китайцев ведь практически любая победа имеет особый подтекст - они сейчас во всех видах спорта стараются добиться прогресса, причем не только в олимпийских. И грех было не воспользоваться тем, что, скажем, украинцы и израильтяне подошли к этому турниру в очень плохой форме. В общем, сыграли китайцы здорово, за что их можно только похвалить.

- Вышло так, что именно с китайской сборной пришлось играть в заклю чительном матче. Нашу команду устраивала только победа со счетом 4:0 или 3,5:0,5. Была уверенность, что сумеете выиграть «по заказу»?

- Я не готов был утверждать, что мы обязательно выиграем с нужным счетом, но не считал, что это невозможно. В сложившейся ситуации, когда до победы вроде бы рукой подать, китайская команда оказалась в сетях огромного психологического напряжения и ответственности. И было видно еще в предыдущем матче с армянами, что все это на них очень давило. У нас же задача была одновременно и проще, и сложнее: надо было выигрывать по возможности крупно, но даже выигрыш с любым счетом делал нашу команду единственной из всех, кто добился победы во всех матчах. И в этом случае на первую ступень пьедестала мы не взошли бы лишь по прихоти формулы чемпионата. И в такой ситуации опыт и класс всегда имеют шанс сказаться.

- То есть китайцы «перегорели»?

- Наша команда просто сильнее. Не скажешь ведь, что мы воспользовались какими-то очевидными ошибками китайских шахматистов. Три победы, которые принесли в общую копилку Грищук, Бареев и Морозевич, были достигнуты вполне заслуженно, поскольку ребята просто лучше играли.

- Как вы в целом оцениваете игру нашей команды?

- Могли бы, наверное, лучше сыграть в матчах с другими соперниками. «Своих» очков мы, конечно же, недобрали. То что выиграли все матчи, это очень здорово, это редко удается, а практически никогда не удается, но поскольку с самого начала было известно, что победитель будет определяться не по командным очкам, а по сумме личных, то можно сказать, что формула чемпионата оказалась оптимальной для нашей команды. Хотя и при другой системе наша сборная стала бы лучшей, причем безоговорочно луч- шей. Так что, рискуя показаться нескромным, оценю наше выступление как блестящее. Новичков в команде не было, все люди опытные. За Россию мы все играем с удовольствием и очень рады, что нам удалось вернуть себе звание чемпионов мира, тем более в столь напряженной борьбе. Такое чудо случается не всякий раз.

- Вы показали лучший результат на первой доске, а стартовали вообще феноменально, одержав три победы подряд. Настраивались именно на такое выступление?

- Если честно, нет. Считал, что моя задача - закрыть доску, потому что мы с Морозевичем были совсем «свеженькими» после Сан-Луиса. Откровенно говоря, я вообще не был уверен, смогу ли что-то соображать. То что выиграл первые три партии, было и для самого некоторым приятным сюрпризом и для команды, думаю, тоже. В целом считаю, сыграл хорошо. По крайней мере, упрекнуть себя не в чем.

- Отлично сыграл и Александр Морозевич, ваш напарник по Сан-Луису. Не было ощущения, что соперники отнеслись к вам с особым по- чтением, а то и робостью, памятуя о ваших аргентинских успехах?

- Мы все знаем друг друга очень давно, и предположить, что, скажем, Боря Гельфанд, с которым мы только в официальных турнирах сыграли двадцать партий, отнесется ко мне с какой- то робостью, это выглядело бы более чем странно. А вот с уважением к нашим ребятам относились как прежде, так и сейчас.

- Как вы считаете, расклад по доскам в нашей команде оказался оптимальным?

- Общий замысел был таким: на вторую доску Сергей Долматов посадил Алексея Дреева, который должен был поставить надежную стенку, пусть много не выиграв, но и не проиграв при этом. А за нами шли молодые, энергичные «забойщики» - Грищук, Морозевич. За небольшими исключениями, в целом эта схема сработала.

- Как команда восприняла неожиданное поражение Грищука, последовавшее сразу после старта?

- Хороший шахматист может одну партию проиграть, это не делает его плохим. Тем более что после своей неудачи Саша выглядел хорошо. Без двух его побед на финише первого места нам было бы не видать.

- Великолепный результат показал Евгений Бареев, выигравший пять партий из шести при одной ничьей.

- Шахматист класса Бареева на последней доске, если к тому же, как говорят, сойдутся звезды, может набрать любое количество очков. Когда Бареев в хорошей форме, он способен на самые фантастические подвиги, причем, замечу, в команде он играет с особым подъемом.

- Разделение на командных игроков и индивидуалов существует?

- Не видел игроков, хорошо играющих за себя и плохо за команду.

- Чем бы вы объяснили не слишком удачную игру Алексея Дреева и Сергея Рублевского?

- У них были большие перерывы между партиями, а это выбивает из игрового тонуса. Когда подолгу ждешь своей очереди - невольно «перегораешь». Скажем, Рублевский играл во втором туре, а следующую партию только в восьмом, то есть с учетом выходного человек неделю не брал в руки шахмат, а также и шашек…

- И поэтому проиграл китаянке?

- На самом деле девочки играли очень прилично, и вы видели, что отобрать очки у них было нелегко. Сергей очень хотел выиграть. Он имел лучшую позицию при выходе из дебюта, но потом китаянка прибавила. Рублевский, конечно, мог форсировать ничью, но, зная, как важно для команды каждое набранное очко, продолжил играть на победу, а в итоге, увы, уже и ничью упустил.

- Не показалось ли вам странным, что китаянки самоотверженно сражались со всеми, кроме своих соотечественников, уступив им в первом туре с разгромным счетом 0:4, что и позволило мужской сборной Поднебесной сделать мощное ускорение уже на старте?

- Я не хочу ничего домысливать, но могу лишь констатировать, что на матч со своими мужчинами китаянки не выставили двух сильнейших игроков. По сути, играл второй состав.

- Не кажется ли вам, что участие двух команд из одной страны на турнире такого уровня, как чемпионат мира - это нонсенс?

- Безусловно, этого надо избегать. Чтобы не возникало двусмысленных ситуаций. Хорошо, что китайские команды свели в первом туре, а то можете представить себе, случись им играть между собой на финише…

- Вы были в курсе, что Сергей Викторович Долматов вышел на матч с китайцами с заявлением об увольнении в кармане и порвал его лишь после триумфального завершения поединка? Выходит, вы сражались и за командную победу, и за тренера?

- Ну, наверное, мы прежде всего сражались за свою страну, а потом уже за тренера, за себя… А вообщето никто и не знал, что Долматов заготовил заявление об уходе.

- Надо полагать, что этим составом наша сборная способна выиграть любой турнир, в том числе и предстоящую в мае будущего года Всемирную шахматную олимпиаду, которая будет проходить в Турине?

- Бояться нам, по сути, некого, хотя от далеко идущих заявлений я предпо чту воздержаться. Команде России, которая в хорошей форме, по силам что угодно, а что будет - кто знает?

- Возможно ли возвращение в команду Владимира Крамника?

- Насколько мне известно, играть он собирается, поэтому не исключаю такой возможности. Правда, в Турине будет несколько иной формат - четыре плюс один, так что о составе говорить пока рано.