Морской фасад Петербурга: мифы и реальность

Морской фасад Петербурга: мифы и реальность

Осень подходит к концу, а на политическом и деловом небосклоне разворачиваются жаркие, почти африканские баталии. Год назад проект Морского фасада Петербурга представлял собой только строительство пассажирского терминала для приема круизных судов.

Осень подходит к концу,
а на политическом и деловом небосклоне разворачиваются жаркие, почти африканские баталии.

Год назад проект Морского фасада Петербурга представлял собой только строительство пассажирского терминала для приема круизных судов. Именно в этом ракурсе он прошел все – городские и федеральные – согласования (более 30), именно под него разрабатывались технико-экономические обоснования (37 томов). Однако аппетит, как известно, приходит во время еды. И уже летом нынешнего года заговорили не о строительстве порта на 150 га, а о намывных территориях в 450 га, на которых, помимо порта, планируется построить общественно-деловую зону и жилые кварталы. Между тем сегодня нет проекта планировки даже портовых сооружений, он появится не раньше лета следующего года, закрытый конкурс будет объявлен недели через две. С ООО «Управляющая компания «Морской фасад» не заключен инвестиционный договор, он также ожидается к лету 2006 года. Акватория Финского залива считается федеральной собственностью и только после переоформления ее под поселковые территории сможет стать городской. Пока такого решения на федеральном уровне не принято. Уставный капитал компании составляет всего 10 млн рублей, тогда как осваивать предполагается порядка млрд. И, наконец, схемы территории в Генплане и ТЭО компании не совпадают. И все бы ничего, если бы не необходимость до конца года утвердить Генеральный план развития города законом Санкт-Петербурга. Дело в том, что от того, какое назначение за этой территорией будет закреплено, зависит, как в последующем она будет развиваться, ведь Генплан принимается на 20 лет.
По мнению депутата Законодательного собрания Михаила Амосова, закреплять за этой, пока еще не существующей, территорией жилую и деловую функции, по меньшей мере, непредусмотрительно. Ведь сегодня нет ни экологической, ни прочих экспертиз. Неизвестно, в какую сумму обойдется намыв одного гектара (представители компании ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга» заявляют, что не дороже млн), ведь именно в этом месте в 60-е годы прошлого столетия брали грунт для намыва территории, на которой ныне стоят спальные кварталы Васильевского острова, и глубина там сегодня не 1-2 м, как утверждает руководство стратегического партнера города УК «Морской фасад», а от 7 до 9 метров. Кроме того, непонятно, кто и за счет чего будет инженерно ее обустраивать, компания от этой функции открещивается: ее задача – намыть территорию и передать городу, а что будет с ней дальше, стратегическому партнеру не интересно. И тут возникает вопрос, по какому принципу город подбирает себе стратегических партнеров. Пришла группа людей, заявила, что хочет осваивать акваторию – и стала партнером? «А кто-нибудь проверил ее состоятельность?» – задается вопросом депутат.
ООО «Управляющая компания «Морской фасад» создано весной 2005 года. Его учредителем является кипрская компания Marine facade management company limited. УК «Морской фасад» объединяет две структуры: ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга» и ООО «Проектно-строительное агентство «Перспектива»; в числе учредителей называется компания First Quantum Ltd, которая является акционером ряда крупных контейнерных перевозчиков. На настоящий момент уставной капитал УК «Морской фасад» составляет 10 млн рублей.
Михаил Амосов считает, что в Генплане эту территорию необходимо обозначить как «зону акватории Финского залива, в пределах которой будет осуществлено размещение пассажирских терминалов морского порта». И не более. Ведь нет никакой уверенности, что именно этот стратегический партнер с поставленной задачей справится. Во всяком случае, в ближайшие годы жилые кварталы компания строить не планирует. Ей бы на строительство портовых сооружений инвесторов найти: своих-то средств только на треть гектара намыва хватает.

Лилиана Глазова