Превратится ли Петербург в Берлин 20-х годов?

Превратится ли Петербург в Берлин 20-х годов?

Тактика ведения «партизанской войны», которую предпочитали скинхеды, сегодня все чаще применяется другими экстремистскими группировками.

Тактика ведения «партизанской войны», которую предпочитали скинхеды, сегодня все чаще применяется другими экстремистскими группировками. В первую очередь праворадикальными футбольными хулиганами. Проводятся такие акции, как правило, в темное время суток в «спальных» районах, где милицию и днем с огнем не сыщешь. Происшедшее на минувшей неделе избиение представителей радикальной молодежи было совершено нагло и демонстративно. У метро «Чернышевская», где неподалеку размещаются здания ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ГУ МВД по Северо-Западу, Большой дом. Такое впечатление, что избивавшие нацболов и членов «Авангарда красной молодежи» были либо не местными (и не знали специфики города), либо полностью безголовыми, либо уверенными, что «в случае чего» их отмажут...

Нацболы оказались в меньшинстве

Приуроченное к отмечаемому 16 ноября Дню толерантности мероприятие «Мы – разные» организовывало «Петербургское гражданское сопротивление». Местом сбора антифашистов стал клуб «Платформа», что на улице Некрасова. Вел встречу-концерт депутат городского Законодательного собрания Сергей Гуляев. В качестве выступавших отметились известные своим протестным творчеством музыкальные группы (одна из них – «Последние танки в Париже»). Зрителями были представители «Авангарда красной молодежи» (АКМ), нацболы, члены петербургского отделения «Яблока», коммунистической партии и движения «Оборона».

Около 23.00 мероприятие закончилось, и часть молодых людей компанией направились к ближайшей станции метро «Чернышевская». Там ребята остановились покурить. Неожиданно неподалеку от них появилась группа, состоящая из 15 – 20 молодых людей. Несколько человек отделились от группы, подскочили к стоящим у метро и нанесли несколько ударов представителю НБП Кириллу Цветкову и акээмщице Марии Коляде. Ударив молодого человека и девушку, нападавшие тут же ретировались. Член питерского бюро «Яблока» Антон Морозов вызвал по мобильному телефону милицию. Компания разделилась: несколько ребят остались с пострадавшими, а шесть остальных пошли в метро. Благополучно добраться удалось только до платформы. Там к компании подошли неизвестные, численность которых составляла порядка 25 человек.

- Что они спросили, я так до конца и не понял, - рассказывает лимоновец Андрей Песоцкий. – То ли они выражали недовольство, что я антифашист, то ли обвиняли в приверженности к фашизму. Ответить мне не дали – начали бить.

Били и остальных. В результате нападения пострадали пять человек: три нацбола (Андрей Песоцкий, Глеб Лаврентьев, Александр Колосов), один представитель АКМ - Максим Малышев и попавший, что называется, под раздачу 36-летний мужчина. Приехавшие на место преступления врачи «скорой» оказали двоим молодым людям помощь на месте (кстати, у отказавшегося от госпитализации Песоцкого - сотрясение мозга). Остальные были госпитализированы в Александровскую больницу. Состояние Александра Колосова и Максима Малышева врачи оценили как «средней тяжести». У медиков есть подозрения и на наличие черепно-мозговых травм.

По словам Андрея Песоцкого, нападавшими были молодые люди, лет 16 – 20. На скинхедов они похожи не были – короткие модельные стрижки (некоторые из нападавших были с непокрытыми головами, кто-то в кепках, остальные накинули капюшоны курток) и спортивная одежда, скорее, указывали на то, что молодые люди принадлежали к одному из праворадикальных хулиганских мобов (моб – группа футбольных хулиганов).

- Все мы были одеты нейтрально, - вспоминает Андрей Песоцкий. – Скажем, по мне никто бы не определил, что я национал-большевик. Так же и с другими. Значит, это нападение было спланировано заранее. И нас «вели» от самого клуба. Кстати, по возрасту и типу одежды нападавшие были очень схожи с возрастом и одеждой тех, кто избил национал-большевиков 30 октября.

Напомним, что предыдущее жесткое нападение на лимоновцев в Петербурге произошло 30 октября этого года. Как рассказывают нацболы, вечером того же дня шестеро активистов возвращались с партсобрания, шли по Свердловской набережной. Место это пустынно не только по вечерам, но и днем. Встретить на набережной человека – событие. Тут же на молодых людей выскочили сразу 15 – 20 человек (как показалось лимоновцам, футбольных хулиганов). Тогда пострадали трое приверженцев НБП (одному молодому человеку выбили зубы).

«Московский» опыт на нашей земле

Представители оппозиции склонны связывать последние избиения молодежной оппозиции с визитом в Петербург 20 октября этого года лидера «Наших» Василия Якеменко. Посетил северную столицу Якеменко главным образом для того, чтобы засвидетельствовать свое неудовольствие Максиму Резнику, поскольку последний приютил на вечер Лимонова со товарищи. К счастью, тогда до рукоприкладства не дошло. Несмотря на численный перевес «нашистов» и присутствие телохранителей главного «нашего» товарища (поговаривают, что господа эти – футбольные хулиганы), питерские «яблочники» в грязь лицом не ударили. Говорят, когда Якеменко бросил в лицо Резнику, что тот фашист, Максим не стал размениваться, разъясняя свои политические взгляды, а просто послал «нашиста» на три буквы.

Также в свое время корреспонденту «Фонтанки» говорили, что «главнашист» был крайне недоволен мягкостью питерского отделения «Наших» и вроде бы даже собирался наряду с Куликовым поставить более жесткого лидера, который бы сумел отрастить в Петербурге, по примеру Москвы, полноценное боевое крыло. Там, после знаменитого московского погрома у станции метро «Автозаводская», во время которого от неизвестных крепких парней, вооруженных бейсбольными битами и травматическими пистолетами, пострадали активисты НБП и другие представители левых молодежных объединений, о связях «Наших» с футбольными хулиганами кричат на каждом углу. Ходят упорные слухи, что «Наши» нанимают фанатов, чтобы расправляться с политическими оппонентами, и в дальнейшем собираются создать штурмовые отряды на основе футбольных хулиганов и «перевоспитанных» скинхедов. В частности, штурм московского бункера НБП, по данным питерского нацбола Андрея Дмитриева, был организован группой футбольных хулиганов «Гладиаторы», один из лидеров которой - Вася-Киллер - приятель Василия Якеменко. Участвовали, по данным СМИ, «Гладиаторы» (а также футбольные хулиганы из групп «Ярославка» и «Бешеные жеребцы») и в побоище левых молодежных объединений. Примечательно, что, по данным «Независимой газеты», являвшийся в 2002 году руководителем северо-восточного отделения «Идущих вместе» Алексей Митрюшин по совместительству был вождем «Бешеных жеребцов». Сейчас, пишет издание, Митрюшин - технический директор движения «Наши».

С отъезда Якеменко из Питера прошло не более 10 дней, как на нацболов напали в первый раз. Спустя какое-то время побоище повторилось.

- Конечно, это были люди не из движения «Наши», - говорит про нападение на нацболов на «Чернышевской» комиссар «Наших» Михаил Куликов. - И мы с этим событием никак не связаны. Кроме того, по моему мнению, нападение было совершено не на нацболов, а на простых граждан.

Предположить то, что такой интеллигентный и воспитанный молодой человек, как Михаил Куликов, мог поднять руку пусть и на не любимых им нацболов, невозможно. Но вот что касается самой организации «Наши»... На вопрос о том, кто мог инициировать и воплотить в жизнь побоище в метро, Максим Резник предположил, что данная акция была заказной и проплаченной.

- Это нападение мы, безусловно, связываем с властью и движением «Наши», - заявил Андрей Дмитриев. - Из наших источников в Кремле нам стало известно, что в администрации президента существует установка, чтобы к Новому году с НБП было покончено. Борьба ведется по нескольким фронтам. С одной стороны, это ликвидация партии (юридический фронт), с другой - нападения на улицах, когда какие-то нанятые хулиганы избивают членов партии.

Наряду с версией, что избиение – дело рук праворадикальных хулиганов, есть и иные точки зрения. Одна - нападали скинхеды. Версия эта не выдерживает никакой критики. Во-первых, питерские скины (из так называемой «старой и авторитетной гвардии») знакомы с нацболами и просто не пошли бы с ними на конфликт. Во-вторых, на сегодня в Питере нет столь многочисленных группировок бритоголовых (в общей сложности на «Чернышевской» орудовали 40 – 45 человек). Вряд ли людей били и фанаты «Зенита». У них с нацболами вполне нормальные отношения.

Если били действительно с подачи «Наших», становится страшно, поскольку ситуация в Петербурге в ближайшее время может начать напоминать Берлин 20-х годов прошлого века, где на улицах красные бились с коричневыми. Что было дальше – всем известно.

Олег Булух,
Фонтанка.ру

Публикуется с сокращениями. Полную версию можно прочитать в еженедельнике «Ваш тайный советник» N45 (174) от 21 ноября 2005 г.