III съезд строителей дал установку:

III съезд строителей дал установку:

Кризису – отказать, скептиков – уволить, и с уверенностью смотреть в будущее Санкт-Петербургский государственный политехнический университет ВЫСТУПЛЕНИЕ губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на Съезде строителей Санкт-Петербурга 17 ноября 2005 года Дорогие друзья!

Кризису – отказать, скептиков – уволить, и с уверенностью смотреть в будущее

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

ВЫСТУПЛЕНИЕ
губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на Съезде строителей Санкт-Петербурга 17 ноября 2005 года

Дорогие друзья! Уважаемые участники съезда!
Ежегодное проведение Съезда строителей Санкт-Петербурга уже стало доброй традицией. Организаторы съезда, Союз строительных объединений и организаций, очень удачно выбрали время – ноябрь. Мы можем подвести итоги уходящего года и обсудить задачи на год грядущий, поговорить о перспективах.
Я рада приветствовать всех собравшихся и убеждена, что очередной, третий, съезд пройдет в конструктивном диалоге и поможет нам определить конкретные направления работы.
Основной курс, которого придерживается правительство Санкт-Петербурга в течение нескольких лет, направлен на развитие нашего города. Лозунг строителей Петербурга «Если город строится – значит, город живет!» является философией жизни любого крупного мегаполиса. И я хочу вас заверить: в городском правительстве есть четкое понимание того, что без строительства невозможно движение вперед.
Особое внимание хотелось бы обратить на систематизацию процессов развития в сочетании с сохранением динамики роста. Именно налаженная система развития города, не зависящая от воли одного или нескольких людей, должна стать плацдармом для нашей с вами дальнейшей работы.
Прежде всего, отмечу, что основой для создания такой системы комплексного развития города стали законодательные акты, принятые на федеральном уровне, – Градостроительный и Земельный кодексы, 122-й закон, регламентирующий вопросы разграничения полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, а также Водный и Лесной кодексы, принятие которых ожидается в ближайшее время.
В основе разработки системы развития города должны лежать вопросы планирования. В корне ошибочно было бы бездействовать, полагая, что рынок сам все рассудит. Мы должны учитывать как макроэкономическую ситуацию в стране, так и принципы развития рынка города. На уровне субъекта Федерации в основе работы должно лежать четкое прогнозирование и планирование. Правительство города сегодня активизировало работу по планированию, фундаментом которого стал Генеральный план – основа градостроительного регулирования. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в разработке этого важнейшего документа. Сегодня на завершающей стадии – его рассмотрение в Законодательном собрании. Нет сомнений в том, что совсем скоро, в конце этого года, Генплан будет принят Законодательным собранием и появится документ, который четко определит градостроительные перспективы, объемы и направления дальнейшего развития города.
Хочу отметить, что впервые нам удалось законодательно сочетать новое строительство, развитие новых территорий с сохранением великого достояния города, его культурного наследия, что необходимо для Санкт-Петербурга – города, созданного великими мастерами и обладающего, к счастью, высокой степенью сохранности исторической застройки. Новым Генеральным планом мы воплотили в жизнь главный девиз принятой недавно на заседании правительства Санкт-Петербурга Петербургской стратегии сохранения наследия – «Сохранение через развитие, развитие через сохранение».
Эта стратегия стала своеобразной конституцией города по сохранению культурного наследия. Так, наравне с историческими объектами и памятниками культуры, предметами охраны становятся исторические ландшафты, открытые пространства, прекрасные виды города, вторжение в которые может изменить уникальный силуэт Петербурга. Стратегия предполагает сохранение подлинности наших культурно-исторических объектов.
Надо отметить, что такая стратегия создана впервые в охранной деятельности Петербурга и нашей страны. Мы станем первыми, кто будет применять стратегическое планирование в сфере охраны памятников истории и культуры.
На уровне правительства уже разработан и принят целый ряд схем и концепций территориального и отраслевого развития. В первую очередь, это схемы развития инженерии, водоснабжения и канализования, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. Есть четкие представления работы на среднюю и дальнюю перспективы.
Санкт-Петербург – крупнейший транзитный центр, город-порт. Исходя из этого, основой Генерального плана стала схема дорожного и транспортного строительства, включающая, прежде всего, строительство кольцевой автомобильной дороги, «вылетных» трасс, новых развязок, мостов и тоннелей.
Зоны, где прежде не предусматривалось градостроительной активности (вокруг аэропорта Пулково, в районе кольцевой автодороги, вдоль Западного скоростного диаметра, между Витебской и Московской железными дорогами), становятся зонами интенсивного освоения территории.
В августе этого года был открыт новый участок Восточного полукольца кольцевой автодороги – от Московского шоссе до правого берега Невы, теперь оттуда можно проехать на федеральную трассу «Россия». Полностью завершить строительство Восточного полукольца планировалось до конца этого года, однако в силу ряда причин нам пришлось перенести сроки сдачи на следующий год. Но нам удалось добиться принятия постановления о завершении строительства КАД. Речь идет о строительстве Западного полукольца. К 2008 году можно будет проехать уже до Таллинского шоссе, а к 2012 году будет достроен последний участок КАД – от Таллинского шоссе до станции Бронка. На следующий год из федерального бюджета на дорожное строительство будет выделено 4,4 миллиарда рублей.
Активизирована работа по строительству и реконструкции городских переправ. Вслед за новым вантовым мостом Генпланом предусмотрено сооружение двух новых мостов через Неву – в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай, а также моста через реку Малую Неву для улучшения транспортных связей Петроградского района с Васильевским островом. Начата работа по реализации строительства первого в нашем городе автомобильного тоннеля под Невой в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы. Возможно, к этому строительству приступят уже в следующем году. Эта новая подземная переправа соединит Центральный и Красногвардейский районы Петербурга, разгрузит движение по Литейному мосту и мосту Петра Великого, обеспечит круглосуточную связь между берегами Невы.
К слову, в ближайшее время мы начнем большие работы по реконструкции Пискаревского проспекта.
Возвращаясь к традиционным питерским переправам, скажу, что сегодня ведется ремонт моста Лейтенанта Шмидта, а также двух мостов через реки Большая Койровка и Малая Койровка. Это часть реализации масштабного проекта реконструкции участка Красносельского шоссе: от Санкт-Петербурга до Волхонского шоссе и от Волхонского шоссе до поселка Стрельна. Магистраль длиной 5,5 километра будет готова к саммиту «восьмерки», который пройдет в Петербурге в 2006 году.
Правительству города впервые за последние годы удалось добиться выделения больших объемов финансирования строительства метрополитена, увеличения объема средств, выделяемых как из городского, так и из федерального бюджета. Тем не менее в ходе проведения работ по строительству новых станций метрополитена необходимо минимизировать затраты. В частности, этому будет способствовать упрощение технологического процесса, переход на современные материалы и технологии. Для решения этих и других задач создан и уже начал свою работу под председательством вице-губернатора Александра Вахмистрова Городской штаб по перспективному развитию метрополитена в Санкт-Петербурге.
Основные финансовые ресурсы, чтобы их не распылять, необходимо сосредоточить на Фрунзенском радиусе, все работы здесь должны продвигаться более быстрыми темпами.
Также будет осуществляться строительство Приморского радиуса метро. Появятся новая станция («Адмиралтейская»), дополнительные наклонные ходы и вестибюли на станциях «Балтийская», «Василеостровская», «Спортивная», «Петроградская», «Выборгская» и «Сенная».
В соответствии с Генеральным планом в городе будет построен 41,5 километра новых подземных путей, до 2015 года будет построена 21 станция метро. В 2006 году на строительство метро из городского бюджета планируется выделить более 3 миллиардов рублей, а из федерального бюджета – 1 миллиард рублей.
На юге города мы планируем пустить первый надземный экспресс. Сейчас ведется разработка ТЭО. Он сможет перевозить до 30 тысяч пассажиров в час со скоростью 45-50 километров, что сравнимо с пассажиропотоком в петербургском метро. Вместе с тем стоимость проекта надземного экспресса, который предполагается реализовать на условиях частно-государственного партнерства, намного дешевле, чем строительство метро. Уже есть несколько заинтересованных инвесторов.
Особое внимание будет уделяться реконструкции аэропорта Пулково. Недавно завершены работы по бетонированию реконструируемой четырехкилометровой взлетно-посадочной полосы. Будет продолжен капремонт взлетных полос и произведена замена навигационного оборудования. После проведения этих работ аэропорт Пулково будет способен принимать тяжелые пассажирские аэробусы А-380 и сможет принять гостей на саммит глав государств. По прогнозам, суммарный объем пассажирских перевозок аэропорта Пулково к 2015 году составит 8 миллионов пассажиров в год, а к 2025 году – 11,8 миллиона пассажиров в год.
Добавлю, что, помимо развития и реконструкции аэропорта Пулково, новым Генпланом предусмотрено строительство нового международного терминала Пулково-3 и нового грузового терминала.
Вернемся к систематизации работы стройкомплекса. Следующим по значимости после Генерального плана документом стали разрабатываемые сегодня Правила застройки города. Уже действует временный высотный регламент, который впоследствии войдет в их состав. По сути, будет создано правовое регулирование градостроительного процесса в Санкт-Петербурге, разработаны схемы, позволяющие осуществлять правовое зонирование всей городской территории.
И здесь надо сказать о важнейшем блоке документов, без которого невозможно дальнейшее развитие. Это разработка проектов планировок, которую частично на себя взял городской бюджет. Таким образом, заказчиком разработки проектов планировок по неосвоенным территориям стал Комитет по строительству, а по территориям, подлежащим регенерации, – Комитет по градостроительству и архитектуре. В остальных случаях при подаче любой заявки на получение того или иного пятна под застройку либо права строительства на собственной территории инвестор обязан сам разработать проект планировки территории. Результатом этого станет еще большая открытость и прозрачность работы строителей и городского правительства. Все проекты планировки должны проходить общественные слушания, и с этой целью правительство внесло на рассмотрение Законодательного собрания соответствующий закон Санкт-Петербурга.
Таким образом, градостроительное планирование, начиная от Генерального плана и заканчивая разработкой проектов планировок территорий, станет ответом на основные вопросы развития города – «Что?» и «Где?». Следующим вопросом при таком планировании станет, как добиться результата, за чей счет и в какие сроки.
Локомотивом всех процессов развития должен стать городской бюджет. Отмечу, что бюджет 2006 года по сравнению с 2003 годом увеличился вдвое. Он составит миллиардов. За 9 месяцев этого года нам удалось значительно превысить план по доходам и сократить отставание по расходам. Уточненный план по доходам городского бюджета выполнен на 106,5 процента, в бюджет поступило 94 миллиардов рублей, что почти в полтора раза превышает аналогичный показатель прошлого года.
Наряду с сохраняющейся социальной ориентацией бюджета, значительная часть социальных проектов, требующих реализации, имеет непосредственное отношение к строительству. Это капитальное строительство социальных объектов, их реставрация и регенерация, переоснащение и многое другое.
Правительством Санкт-Петербурга принята программа по строительству социальных объектов на период до 2016 года, которая предусматривает строительство 48 школ, 65 детских дошкольных учреждений, 12 поликлиник, пять станций скорой помощи. В целом в 2005 году объем бюджетного жилищного строительства увеличится вдвое и составит 100 тысяч квадратных метров жилья, а это примерно 2 тысячи квартир. В следующем же году планируется построить не менее 160 тысяч квадратных метров. В основном они предназначены для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда на Ржевке-Пороховых, в Колпино и Ульянке.
В целом, в 2006 году объем средств, выделяемых правительством города на городскую инфраструктуру, включая капитальные вложения, увеличен в три раза по сравнению с 2003 годом. Он составит более 26 миллиардов рублей. Для сравнения: в 2003 году капитальные вложения составили 8 миллиардов 454 миллиона рублей.
Безусловно, еще одна важнейшая задача – конструктивное взаимодействие с представительствами федеральных органов власти по Санкт-Петербургу. Необходимо вести активную работу для обеспечения бесперебойного финансирования федеральным бюджетом строительства крупных инфраструктурных объектов, реализации федеральных целевых программ на территории Санкт-Петербурга. В то же время необходима планомерная, совместная с федеральным центром работа по привлечению крупных стратегических инвесторов. Прежде всего я имею в виду наукоемкую промышленность. В качестве примера можно назвать наше сотрудничество с такими мировыми лидерами, как «Тойота», «Элкотек», «Бош» и «Сименс». Сегодня мы активизировали работу по созданию свободных экономических зон. Мы направили в Министерство экономического развития и торговли заявки на создание в нашем городе двух таких зон – промышленно-производственной зоны «Металлострой» и технико-внедренческой зоны, расположенной на территории «Нойдорф» и в районе Ново-Орловского лесопарка. Я убеждена, что федеральная власть оценит по достоинству наши предложения и мы добьемся поставленной цели.
Инвесторам при реализации данного проекта будут предоставлены льготы по уплате налога на прибыль и налога на имущество. Однако я убеждена, что этого недостаточно, и федеральные органы власти должны предоставить инвесторам льготы по уплате социальных налогов. Я знаю, что депутаты Государственной думы по прямому поручению Президента России Владимира Путина уже подготовили подобный законопроект.
Также в тесном взаимодействии с Министерством связи ведется работа по реализации еще одного важного проекта – создания в нашем городе IT-парка на базе государственного университета телекоммуникаций имени профессора Бонч-Бруевича.
Также мы ожидаем от федеральной власти активного включения в решение вопросов развития транспортного узла города, скорейшего выпуска постановления Правительства Российской Федерации о строительстве Большого морского порта, Западного скоростного диаметра, Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, выводу из центра города Московской-Товарной и Варшавской-Товарной станций.
Крайне актуальным представляется сегодня сооружение паромно-пассажирского комплекса на Васильевском острове. До сих пор Россия не имеет современного морского пассажирского порта.
В Концепции нового Генерального плана особое внимание уделено необходимости использования преимуществ уникального геополитического положения нашего города, находящегося в зоне тесного взаимодействия России и Европейского союза.
Прежде всего это касается Морского порта, в котором за 11 месяцев текущего года было переработано около 47 миллионов тонн грузов и который является крупнейшим портом в регионе Восточной Балтики. Как ни парадоксально, он до сих пор не зарегистрирован как порт юридически. И в ближайшее время мы намерены этот вопрос решить.
Строительство Морского порта в нашем городе – дело восстановления статуса России как великой морской державы, поэтому он также должен стать федеральным объектом. Кроме того, необходим перевод существующих и проектируемых городских магистралей, обслуживающих Морской порт, в категорию федеральных дорог.
Сегодня объем грузовых перевозок через Морской порт Санкт-Петербурга составляет более 40 миллионов тонн ежегодно, а к 2010 году превысит 60 миллионов тонн. Около 35 процентов этих грузов доставляется автомобильным транспортом, следующим через город, что существенно усложняет дорожно-транспортную ситуацию. Уличная сеть города не справляется с этим грузопотоком. Строительство Западного скоростного диаметра поможет разрешить проблему, разгрузив исторический центр Санкт-Петербурга от большого количества грузового транспорта.
Кроме того, реализация данного проекта позволит связать дорожной артерией не только юг и север города, но и начать строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Петербург.
Таким образом, южный участок Западного скоростного диаметра напрямую соединит петербургский Морской порт с основными федеральными магистралями. Безусловно, это строительство имеет общероссийское значение, и потому предполагает федеральное финансирование. Следует отметить, что в настоящее время в Финляндии и Прибалтике уже строятся контейнерные терминалы, поэтому России необходимо предпринять оперативные меры для удержания лидирующих позиций на Балтике.
Большую обеспокоенность вызывает и состояние дел на строительстве Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. До сих пор не выпущено постановление Правительства Российской Федерации по утверждению программы завершения строительства комплекса. Строительные работы на объекте практически не ведутся, сроки проведения конкурсных процедур недопустимо велики, до сих пор не закончена и корректировка проекта.
Несмотря на то что государственным заказчиком и главным распорядителем является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, нет четкой единой структуры управления проектом. За расходование средств международных финансовых организаций отвечает Фонд инвестиционных строительных проектов, а за расходование бюджетных средств отвечает федеральное предприятие – Дирекция по строительству Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.
Я вынуждена была жестко поставить перед Президентом РФ Владимиром Путиным вопрос о положении на строительстве комплекса. И теперь ситуация начинает исправляться. Назначен и новый руководитель.
Большие градостроительные преобразования необходимы в исторически сложившейся зоне «Московская-Товарная».
Значительную часть этой зоны занимают объекты Октябрьской железной дороги – Московский вокзал, товарно-складские помещения, таможенный терминал. Кроме того, здесь есть здания старого жилого фонда, архитектурные и культовые памятники, производственные сооружения.
Недопустимо, чтобы такая большая территория в центре города, занимающая 272 гектара, была фактически непроницаема для городского автотранспорта. А наличие складских терминалов и необходимость подъезда к ним грузового транспорта значительно ухудшают экологическую ситуацию в центре города.
В этом месте должен быть сохранен только пассажирский железнодорожный транспорт. Московский вокзал должен сохранить свою функцию в полном объеме. А вот складские помещения и таможенный терминал могут быть переведены в другое место, например, в район станции Шушары. В перспективе планируется сооружение путепровода над путями железной дороги, который свяжет Транспортный переулок и Полтавскую улицу. Это даст возможность организовать прямое сообщение между Лиговским и Невским проспектами в обход площади Восстания. И я дала поручения профильным комитетам, руководству Октябрьской железной дороги в минимальные сроки решить все организационные, правовые и технические вопросы по преобразованию зоны «Московская-Товарная». Земля должна приносить доход городу. Мы не можем допускать ее неэффективного использования.
То же касается и зоны за Варшавским вокзалом – территории от вокзала до Благодатной улицы. Варшавская-Товарная также должна быть перебазирована, все складские объекты отсюда выведены, а территория перепрофилирована. По этим вопросам уже заключены соглашения между правительством Санкт-Петербурга и ОАО «РЖД».
Мы работаем над эффективностью использования средств городского бюджета. С этой целью создана и успешно функционирует система городского заказа, которая с принятием нового федерального закона со следующего года еще более ужесточится. Под словом «эффективность» мы должны понимать, прежде всего, использование средств на целевые городские программы. Измененная система горзаказа должна носить целевой, программный характер. Я имею в виду такие городские программы, как расселение ветхого и аварийного жилья, реконструкция и расселение общежитий, санация домов первых массовых серий, строительство и реконструкция объектов инженерной инфраструктуры, метрополитена, строительство социальных объектов, программы развития физкультуры и спорта.
Мы внесли изменения в постановление «О плане мероприятий по переселению жителей Санкт-Петербурга из ветхого и аварийного жилья на 2004-2010 годы». Они позволят нам увеличить ввод в эксплуатацию жилой площади, необходимой для переселения петербуржцев из ветхого и аварийного жилищного фонда. Предполагается построить новые дома для расселения в Василеостровском, Красногвардейском и Приморском районах. В бюджете на следующий года на эти цели заложено около 3 миллиардов рублей.
Продолжается работа по реконструкции кварталов сложившейся застройки, в первую очередь, застроенных домами первых массовых серий. Как известно, все работы в рамках Адресной программы санации жилых домов первых массовых серий на 2005-2008 годы проводятся за счет городского бюджета. На следующий год выделяется 232 миллиона рублей. Но вообще, что касается санации, то здесь надо думать. Санация одного такого дома обходится в 15-20 миллионов рублей. Это слишком дорого. Я сторонница их сноса и строительства на их месте новых высотных зданий. Хотя программа санации может осуществляться параллельно.
Только эффективным и целевым использованием средств федерального и городского бюджетов мы сможем продемонстрировать, что город планомерно развивается, имеет колоссальный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Я убеждена, что, несмотря на большие средства, выделяемые Петербургу из федерального бюджета, в основе развития нашего города должно лежать именно привлечение инвестиций.
Этому способствуют принципы прозрачности и открытости городской политики, которые обуславливают меры, принимаемые правительством. Одна из важнейших – закон о порядке предоставления земельных участков под строительство. Вы знаете, что наш город опередил принятие нового Градостроительного кодекса, начав еще с 1 октября 2004 года проводить торги на право получения земельного участка под жилищное строительство. Сегодня мы можем сказать, что эпоха коротких пакетов закончилась, и все торги будут осуществляться только по полному пакету.
Вместе с тем останется целевое предоставление при реализации проектов по реконструкции с расселением общежитий, аварийного жилого фонда, реконструкции жилых зданий, в которых инвесторы имеют часть в собственности, а также проектов по строительству современных промышленных объектов, гостиниц, спортивных и медицинских учреждений.
Какое-то время еще останется целевое выделение участков крупным отечественным и зарубежным торговым компаниям. Также действует упрощенный порядок предоставления земельных участков под линейные инженерные сооружения и сооружения энергетики.
Вообще, надо особо отметить активный приход инвесторов именно в сектор энергетики и инженерного обеспечения.
Компания «Газпром» реализует программу полной модернизации системы теплоснабжения Петроградского района, которая будет завершена к 2008 году. Объем инвестиций Газпрома составит порядка 4 миллиардов рублей и 500 миллионов рублей – на газификацию пригородов в этом году.
Заключено соглашение с Федеральной сетевой компанией о строительстве подстанции «Ржевская» с объемом инвестиций более 6 миллиардов рублей. С Российскими коммунальными системами мы заложили первый камень в строительство долгожданной котельной на Ржевке стоимостью более миллиарда рублей. Согласовано начало строительства теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ до Приморской котельной на средства Внешторгбанка. Заканчивается формирование пула инвесторов по строительству Юго-Западной ТЭЦ. Сейчас разрабатывается ТЭО Юго-Западной ТЭЦ, и со следующего года начнется строительство первой очереди станции.
Эти проекты позволят не только улучшить качество теплоснабжения жителей нескольких районов, но и создать новые мощности для строительства и развития.
Сферу энергетики я бы назвала новой нишей для инвестиций в Петербург. Ведь до сих пор считалось, что бизнес в энергетику, сферу с долгой окупаемостью инвестиций, не заманить. Мы развеяли этот миф, доказав, что уверенность в политической и экономической стабильности города, в его осмысленной инвестиционной политике является для бизнеса самым убедительным аргументом.
Недавно мы завершили переговоры с компанией «Сименс», которая создаст в нашем городе совместное с «Электропультом» предприятие по производству электротехнического оборудования. Благодаря подобным бизнес-проектам, темпы экономического роста в Петербурге весьма высоки. В этом году они составят порядка 14 процентов. Такая же цифра прогнозируется и по итогам следующего года. Подобный показатель в 2,5 раза выше, чем в среднем по России.
С крупными инвестициями приходят в наш город и ведущие российские компании. Так, в Колпино начато строительство завода по производству труб большого диаметра «Северсталь» с объемом инвестиций в 0 миллионов.
Налицо прогресс и в привлечении инвестиций в другие крупные стратегические проекты. Среди них – «Балтийская жемчужина» – строительство многофункционального мегакомплекса с объемом инвестиций до ,5 миллиардов. Это абсолютный рекорд по объему иностранных вложений в Санкт-Петербург. Полным ходом идет и реализация крупнейшего проекта строительства второй сцены Мариинского театра, которая будет соответствовать самым современным стандартам. Она будет вмещать до 2 тысяч зрителей и по своим акустическим характеристикам станет одной из лучших в мире.
Объявлен конкурс на право заключения инвестиционного договора на проектирование и приспособление для современного использования территории острова Новая Голландия. Не за горами уже то время, когда здесь будет создан многофункциональный комплекс с оригинальным архитектурным решением, включающим ансамбль исторического памятника. Это будет центр деловой активности и одна из основных городских достопримечательностей одновременно.
Особо хочу сказать о начале реализации крупномасштабных проектов по системе частно-государственного партнерства. Таким проектом станет Западный скоростной диаметр. 50 процентов средств вложат в проект частные инвесторы, остальные 50 – городской и федеральный бюджеты. По тому же принципу будет инвестироваться и строительство скоростной автотрассы Санкт-Петербург – Москва.
Если говорить о уже реализованных по этой схеме проектах, то настоящей победой стал ввод Водоканалом Санкт-Петербурга Юго-Западных очистных сооружений. В этот проект было вложено более 130 миллионов евро.
О масштабности этого проекта свидетельствует тот факт, что в церемонии открытия ЮЗОС приняли участие Президент РФ Владимир Путин, президент Финляндии Тарья Халонен, премьер-министр Швеции Йоран Персон.
В результате реализации этого проекта в 2007 году, после введения на ЮЗОС завода по сжиганию осадка, Петербург станет единственным городом в Европе, где будет сжигаться 100 процентов осадков сточных вод, что значительно улучшит экологию Финского залива и Балтийского моря.
Но, несмотря на такие успехи, есть, безусловно, и текущие проблемы. И городское правительство предпринимает все возможное для их решения. Я соглашусь с критикой в адрес городского правительства – мы поздно взялись за решение некоторых из них. Однако я убеждена, что мы выбрали правильное направление и добьемся успеха.
Прежде всего я говорю о недостаточной инженерной подготовке территорий под застройку и взаимоотношениях застройщиков с Ленэнерго. До сих пор этот вопрос остается неурегулированным, но мы будем делать все, чтобы решить эту проблему.
Определенные шаги в этом направлении все же сделаны. Это заключение соглашения между Комитетом по строительству и застройщиками в лице Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», ОАО «Петербургская сбытовая компания», ЗАО «Петроэлектросбыт», ОАО «Ленэнерго», которым вводится Порядок присоединения энергопринимающих устройств объектов нового строительства и реконструкции к электрическим сетям ОАО «Ленэнерго». Но этого явно недостаточно. Мы лишний раз убедились, насколько необязательна и безответственна компания «Ленэнерго». И не только перед застройщиками, но и перед городом. 3,5 миллиарда рублей, выделенных ей на подключения к сетям, бесследно исчезли. Но мы выясним их судьбу, будем копать и докопаемся.
Основной макроэкономический показатель – ввод жилья. Мне известно мнение некоторых строителей, что количество строящегося жилья должно уменьшаться и только обеспеченные люди смогут купить квартиру. Я в корне не согласна с этим тезисом. Цены на жилье выросли. Но мы не должны из-за этого останавливать процесс. Необходимо вести активную работу по повышению покупательского спроса населения. И она сегодня начата.
Жилищная политика – одно из важнейших направлений социальной работы, получившее сегодня государственный статус. Вопрос доступности жилья является первоочередным на федеральном уровне. Доступное жилье в первую очередь означает форму приобретения и доступности, чтобы человек мог что-то выбрать и приобрести. Поэтому в основе дальнейшего развития доступности жилья должно лежать именно многообразие форм его приобретения, что способствовало бы удовлетворению самых разнообразных запросов. Это может быть как классическая ипотека, так и жилищные кооперативы, строительно-сберегательные кассы, даже формы, аналогичные долевому строительству. Мы видим понимание у федеральных властей необходимости создания многообразных форм. Теперь необходимо поддержать это понимание законодательно. Убеждена, что создание Национального совета по доступному жилью, который возглавит президент России Владимир Путин, будет способствовать решению этих злободневных вопросов.
В Санкт-Петербурге набирает обороты ипотечное кредитование. Созданное в нашем городе ипотечное агентство начало реализацию программы рефинансирования с декабря 2004 года. Можно сказать, что эта сфера была практически никем не освоена: потребность в жилье очень велика, только в очереди на улучшение жилищных условий числится более 200 тысяч семей. При этом, несмотря на наличие большого количества банков, реализующих ипотечные программы, общий объем выданных кредитов за прошлый год составил 1400. Выход на рынок Санкт-Петербурга программы рефинансирования позволил выдавать ипотечные кредиты большому количеству банков, которые имели намерение развивать ипотечное кредитование, но не имели для этого долгосрочных ресурсов. На 1 июля 2005 года ипотечные кредиты по нашей программе выдавали 20 банков. Таким образом, динамика развития очень хорошая, и у нас есть все основания прогнозировать вовлечение в программу не менее пяти банков в квартал. Мы поставили перед собой задачу в этом году прийти к показателю в 3 тысячи кредитов, что составляет порядка 10 процентов от общего объема вводимых жилых объектов. Однако уже по итогам трех кварталов выдано 3022 кредита, и, по оценкам специалистов, к концу года их число может достичь 5 тысяч, то есть каждая шестая вновь построенная квартира будет приобретена в кредит. А в следующем году мы планируем увеличить этот показатель до 8-10 тысяч кредитов.
Кроме того, мы приняли ряд целевых программ, направленных на оказание бюджетной поддержки отдельным категориям граждан. Это программа субсидирования первоначального взноса для очередников, программа обеспечения жильем работников бюджетной сферы. Эти программы оказывают существенное влияние на увеличение объемов кредитования. Правда, надо отметить, что они ограничены возможностями городского бюджета.
Увы, не обходится и без трудностей. Нам предстоит решить еще целый ряд вопросов. Это и довольно жесткие требования к первоначальному взносу – 30 процентов, что в 1,5-2 раза больше, чем по иным ипотечным программам.
Мы планируем разработать ипотечные механизмы для расселения граждан из коммуналок, ветхого и аварийного фонда. У нас уже реализуется целый ряд программ, которые носят субсидийный характер для повышения покупательского спроса. Это субсидии на ипотечное кредитование нуждающихся и стоящих на очереди людей, субсидии на приобретение жилья, программа «Молодежи – доступное жилье». Программа «Жилье бюджетникам» – это тоже вариант субсидий именно для бюджетной сферы. Городское правительство будет и дальше изыскивать средства для наращивания объемов бюджетного строительства. К 2008 году мы планируем довести его до 380 тысяч квадратных метров в год.
Остро стоит сегодня вопрос качества строительства. Для его решения была создана единая Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которая контролирует строительство на всех этапах: от выдачи экспертных заключений, разрешительной документации, контроля за ведением работ до приемки объектов в эксплуатацию. Сегодня уже можно говорить о результатах ее работы. На сегодняшний день количество подконтрольных службе объектов составляет около 2 тысяч. Из них большая часть – строящиеся. За время работы службы проведено более 6 тысяч проверок, выдано более 2 тысяч предписаний, составлено 1000 протоколов о нарушениях. В общей сложности в результате экспертной работы службы доход в бюджет Санкт-Петербурга составил более 10 миллионов рублей, а экономия – более 2 миллиардов рублей.
Хочу коснуться вопроса о поддержании порядка на стройплощадках. Это один из важнейших показателей не только качества проведения работ конкретной фирмой, но и имидж всего строительного комплекса, в первую очередь, в глазах жителей нашего города – потребителей вашего производства. Все площадки строительного комплекса Санкт-Петербурга – лучшего комплекса в России – должны быть в идеальном состоянии. Порядок, флаги организации, аккуратные ограждения, спецодежда для работников, мойки для автотранспорта – все это должно там быть в обязательном порядке. Я хочу еще раз поручить Комитету по строительству, если необходимо, выпустить соответствующее распоряжение.
Большое внимание в течение последних 2 лет уделяется профессиональной подготовке работников для строительной отрасли и решению кадрового дефицита в строительном комплексе. Подготовлен пакет предложений, которые будут внесены в Госдуму для рассмотрения вопросов, касающихся положения привлеченных рабочих. Легальные квоты планируется увеличить в несколько раз, процедуру получения паспорта работника – упростить, и в то же время существенно увеличить штрафы, налагаемые на работодателей, привлекающих к работе нелегалов. В тесном взаимодействии со строительными союзами и объединениями нашего города сформирован и работает Координационный совет по проблемам профессионального образования в строительстве, создан Санкт-Петербургский кадровый центр. В целом проблема подготовки квалифицированных кадров для строительного комплекса может быть решена только при тесном взаимодействии системы образовательных учреждений, бизнес-сообщества и городской власти.
В завершение доклада хочу сказать, что тематика строительства не должна быть узкоотраслевой. Развитие Санкт-Петербурга – наше общее дело: правительства, Законодательного собрания, строителей, жителей нашего города. И, говоря о диалоге власти и бизнеса, надо не забывать, что помимо этого следует учитывать мнение петербуржцев – тех, для кого, в первую очередь, мы работаем. Необходимо постоянное разъяснение процессов, которые идут, целей, которым они подчинены. Сегодня, к сожалению, мы часто сталкиваемся с непониманием и необоснованной критикой развития Петербурга.
Городское правительство не может и не должно влиять на политические партии. Однако я рада, что политсовет Санкт-Петербургского регионального отделения политической партии «Единая Россия» избрал вице-губернатора Санкт-Петербурга Александра Вахмистрова, курирующего вопросы строрительства, главой Совета сторонников партии.
Еще активнее должны работать и строительные объединения и союзы. У правительства с ними налажен хороший конструктивный диалог. И тут я хотела бы сказать о прошедшей недавно под эгидой городского правительства, Союза строительных объединений и организаций, Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» конференции «Пути и методы решения проблем инвестиционно-строительного комплекса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в современных условиях». По итогам конференции был подписан меморандум, в котором отражены все волнующие строителей проблемы и даны конкретные предложения по их решению. Я внимательно изучила этот документ и хочу заверить вас в том, что ни одно ваше обращение или предложение не останется без ответа.
Также хочу обратиться к средствам массовой информации. Я благодарна журналистам за их поддержку и конструктивное сотрудничество. Именно от вас, вашего слова во многом зависит наша работа, отношение к ней населения. Я не прошу вас писать только хорошее – ваша объективная критика, несомненно, важна и нужна. И мы всегда будем приветствовать профессиональный и глубокий подход к освещению нашей работы. Тема строительства города сегодня занимает значительную часть в вашем творчестве, а это значит, что отрасль работает и активно развивается. Еще одним тому доказательством является проводимый в Петербурге уже 3 года конкурс журналистов, освещающих работу строителей, «Золотой гвоздь».
Ну и, в заключение, я хочу пожелать строителям Петербурга больше «золотых гвоздей» в строительстве нашего общего дома – Санкт-Петербурга, а III Съезду строителей – успешной и конструктивной работы.
Благодарю за внимание.