Золотой юбилей метрополитена

Золотой юбилей метрополитена

Санкт-Петербургскому метрополитену исполнилось 50 лет. 15 ноября 1955 года начала работу первая линия – от «Автово» до «Площади Восстания».

Санкт-Петербургскому метрополитену исполнилось 50 лет. 15 ноября 1955 года начала работу первая линия – от «Автово» до «Площади Восстания». Спустя полвека по этому маршруту прошел ретро-поезд, пассажиры которого смогли почувствовать атмосферу старой петербургской подземки.

Частью юбилейных торжеств стали открытие музея метрополитена около станции метро «Приморская» и выставка в Петропавловской крепости, которая демонстрирует всем жителям города и его гостям, каким хотели видеть метрополитен его создатели.
Нынешний, знакомый каждому петербуржцу метрополитен – это 59 станций на четырех линиях, 104 км путей, 212 эскалаторов и почти 1,5 тыс. составов.
Но праздники складываются из рабочих будней, а достижения – из преодоления трудностей. За свою 50-летнюю историю городской метрополитен переживал периоды бурного роста и почти полного застоя. Начатое в 1987 году строительство Фрунзенского радиуса было приостановлено в середине 90-х годов из-за отсутствия финансирования. И только в последние 2 года развитие петербургского метрополитена вновь стало одной из приоритетных задач городской политики.
Утверждена Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2015 года, которая предполагает строительство и ввод в эксплуатацию 41,5 км новых линий метрополитена и 21 новой станции, а также ввод электродепо «Выборгское» и «Коломяжское» и начало эксплуатации первой очереди электродепо «Красносельское». В 2004 году был, наконец, ликвидирован размыв на первой линии, а юбилейный 2005 год ознаменовался открытием новой станции четвертой линии – «Комендантский проспект», что стало настоящим подарком для горожан к празднику метрополитена. Кроме того, усилия Метростроя на протяжении всего года были сконцентрированы на обеспечении ввода в эксплуатацию станции «Парнас», которое планируется в 2006 году. Также на 2006 год намечены работы по строительству станции «Адмиралтейская», наклонных ходов станций «Балтийская» и «Спортивная», работы на III и IV участках Правобережной линии.
Но главная задача – строительство Фрунзенского радиуса, который пройдет через Купчино, один из самых густонаселенных районов Санкт-Петербурга. Его строительство планируется вести в два этапа: первый – от станции «Сенная площадь-2» на улице Ефимова до станции «Волковская» – должен быть завершен к 2008 году; второй – от «Улицы Салова» до электродепо станции «Южная» – к 2015 году. Всего Фрунзенский радиус будет состоять из 10 станций.
Сегодняшние темпы развития петербургского метрополитена, которые губернатор Валентина Матвиенко назвала «прорывом», сохранятся, а в перспективе и возрастут в том случае, если в достаточной мере будет осуществляться финансирование. В 2005 году на эти цели было выделено более 1 млрд рублей из федерального бюджета и почти 3 миллиарда – из городского. С тем, чтобы освоить эти деньги, особых трудностей не возникает. Более того, технически обоснованная потребность капитальных вложений на развитие метрополитена, определенная Росстроем (8282,3 млн рублей), в два раза превышает объем фактически выделенных средств. На будущий год, по расчетам Росстроя, петербургскому метрополитену потребуется 8453,8 млн рублей, но бюджетное финансирование составляет лишь 3270 млн рублей, следовательно, свое слово должен сказать федеральный центр.
По мнению начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина, для нормального развития метрополитена в Северной столице необходимо более активное финансовое участие федеральных структур. По подсчетам, доля федеральной поддержки должна составлять до 50 процентов от технологически обоснованной потребности, то есть не меньше того, что вкладывает город.

Вероника Шеменева