Владислав Третьяк: &#171Меня удержали в СССР обманом»

Владислав Третьяк: &#171Меня удержали в СССР обманом»

Великого хоккеиста воспитывали ремнемВ минувшие выходные в «Юбилейном» прошел турнир по хоккею среди юношеских команд на Кубок Владислава Третьяка.

Великого хоккеиста воспитывали ремнем

В минувшие выходные в «Юбилейном» прошел турнир по хоккею среди юношеских команд на Кубок Владислава Третьяка. По этому случаю в Петербург приехал сам легендарный вратарь. Несмотря на крайне плотный график, он нашел время побеседовать с корреспондентом «МК» в Питере».

Ушел из-за Тихонова

- Владислав Александрович, для ребят, участвовавших в Кубке Третьяка, этот турнир наверняка стал самым значимым соревнованием в жизни. А какая победа за годы карьеры вам запомнилась больше всего? Наверное, 81-й год, когда вы обыграли хозяев на Кубке Канады со счетом 8:1?

- Я стараюсь не выделять матчей. Хотя та игра с канадцами, конечно, стоит особняком - тогда даже сами канадские игроки аплодировали нам! Еще так, навскидку, могу вспомнить победу в 72-м году на Олимпиаде в Саппоро. Я тогда еще 20-летним мальчишкой отыграл весь турнир, и от ощущения, что персонально за тебя болеет 260 миллионов советских людей, просто вырастали крылья.

- Из хоккея почему ушли так рано - в 32 года? На этот счет ходило много слухов - мол, не то с Тихоновым поссорились, не то какой-то партийной «шишке» нагрубили:

- Да нет, все было не так. К тому времени я уже много всего выиграл, хотелось больше времени уделять семье, жене. А как это сделать, когда девять месяцев в году проводишь на сборах? Ну, я пришел к Тихонову, сказал, что хочу жить дома, а в расположении команды появляться за день до игры. И он знал, что я не подведу - но побоялся, что это нарушит дисциплину в коллективе. А вы сами знаете, что для Тихонова значит дисциплина. В итоге мы поговорили, и я решил уйти, потому что жить, как прежде, уже не мог.

Политбюро пудрило канадцам мозги

- После выхода «на пенсию» вам, наверное, жилось хорошо. Наверняка вам как национальному герою помогали доставать дефицитные вещи, о которых простые смертные могли только мечтать:

- Не скрою, такое было. Например, прихожу в магазин - а мне навстречу директор бежит, приветствует. Разумеется, сразу появляется колбаса и другие деликатесы. Однако так происходило далеко не всегда. Однажды мы с моим другом космонавтом Алексеем Леоновым приехали в магазин на Комсомольский проспект, чтобы купить гвоздики для жен к 8 Марта. А очередь - не подступиться. Решили пойти к служебному входу. Там - дружинники. Ну, думаем, сейчас пустят. А те вдруг начали: «А-а-а, знаменитости, на улице простые люди в очереди маются, а вы сразу к черному ходу». Много неприятного мы тогда о себе услышали. Помню, Леонов тогда с горечью сказал: «Я в космос летал, ты канадцев мордой об лед возил, и мы за свои же деньги получаем унижения». Обидно было, причем не за себя, а за державу, что в ней так с людьми обходятся, которые не могут купить самых простых вещей.

- Но если было так обидно, так почему вам было не уехать в США, как делали многие в то время? Тем более, по слухам, скауты НХЛ осаждали самые высокие кремлевские кабинеты.

- Были такие мысли. Но серьезно начал думать об этом только в 1984 году. Однако я не мог просто так взять и убежать - воспитание не позволяло. Говорил скаутам: если отпустят - уеду. И представляете, в 1989 году узнаю, что в том самом 1984-м на переговоры в Москву приезжал генеральный менеджер сильнейшего клуба НХЛ «Монреаль Канадиенс». Говорил с самим Сусловым. Однако тот предпринял оригинальный финт. Сказал, что мой отец - большой военачальник и я не могу уехать, так как не хочу его обижать. И действительно, Дальневосточным военным округом командовал генерал-полковник Третьяк. Однако он был всего лишь моим однофамильцем! Вот так и остался я в СССР.

Играть хотелось до смерти

- Вот вы говорите: самому уехать из СССР не позволило воспитание, моральный стержень. Откуда этот стержень взялся?

- Я очень многим обязан своему отцу. Он был строгим человеком - военный летчик, командир авиаполка, это вам не шутки. В детстве мы с братом все выходные и летние каникулы проводили на даче у бабушки под Дмитровом. Вставали всегда в 8 часов, делали зарядку. Потом отец давал нам на бумажке список дел, которые мы должны были выполнить - из 7 - 8 пунктов, например, вскопать огород, уничтожить мышей или сходить за керосином. Если заупрямишься - мог и ремнем огреть. Раньше я на него обижался, а теперь спасибо говорю - ведь за 21 год не пропустил ни одной тренировки. Отец сначала не любил хоккей - говорил, что хоккеист с клюшкой похож на дворника с помелом. Окончательно же смирился с моим увлечением, когда мне было 15 - 16 лет. Тогда я стал приносить домой первые деньги, которые нам давали за игры. Конечно, немного - рублей по 40, но для 16-летнего парня это было хорошо!

- Почему вы выбрали именно вратарскую позицию? Одни говорят, что тренер только посмотрел на вас, и сразу поставил в ворота, другие - что в число полевых игроков вы не прошли, и пришлось встать в рамку:

- На самом деле все решил случай. Сначала я действительно начинал полевым игроком. Однако в моей группе ребята были побойчее меня, и мне часто не хватало формы. А раз нет формы - значит, не играешь. А играть хотелось до смерти! И от безысходности я решил взять себе вратарскую форму, которая валялась в подсобке. Никто из мальчишек не хотел ее брать. Тренер еще спросил: не пожалеешь? На первых порах я, конечно, пожалел - не знал, как больно бьет шайба и как вообще тяжела вратарская доля. Однако потом, к счастью, понял, что стоять в воротах - мое призвание.

Куда подевались победы?

- Сегодня многие говорят о том, что наши последние неудачи на чемпионатах мира и Олимпиадах связаны с отсутствием у хоккеистов патриотизма:

- Нет, чувство патриотизма у ребят, конечно, есть. Они помнят, откуда они родом, и хотят порадовать российских болельщиков. Но их подводит отсутствие отлаженной командной игры. Нам в свое время неважно было, кто забьет шайбу. Главное было ее не пропустить и дисциплину держать. А у сегодняшней молодежи часто во главу угла ставится стремление показать себя.

Фото Максима Ярвинена

Справка

Владислав Третьяк десятикратный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион. Ныне депутат Госдумы от Саратовской области, член фракции «Единая Россия», председатель комитета Госдумы по физкультуре, спорту и делам молодежи.

Дмитрий Киров
Газета Московский Комсомолец в Питере №45/87 за 09-11-2005