«Свои» среди «чужих»

«Свои» среди «чужих»

Если окинуть, пусть даже беглым, взором составы команд - участниц проходящего сейчас в нашем городе чемпионата мира по гандболу среди женщин, представляющих страны дальнего зарубежья, то некоторые фамилии гандболисток покажутся до боли родными.

Если окинуть, пусть даже беглым, взором составы команд - участниц проходящего сейчас в нашем городе чемпионата мира по гандболу среди женщин, представляющих страны дальнего зарубежья, то некоторые фамилии гандболисток покажутся до боли родными. Не потому, что носительницы их известны, а просто звучат они удивительно «по-нашему».
На поверку ларчик открывается просто – эти девушки, играющие сейчас за Австрию, Хорватию, Словению, Македонию, родились в бывшем СССР. Теперь каждая из них имеет соответствующее гражданство и защищает цвета своей новой родины. Схема «новообращения» проста и стандартна – после распада Союза в лихие девяностые они оказались в зарубежных клубах, где им предложили оформить новое гражданство и усилить сборные этих стран. И они это предложение приняли, думая как о своей спортивной карьере, так и о послеспортивном будущем.
Больше всего в зарубежных командах представлена украинская «гандбольная диаспора». Назовем навскидку «хорватку» Светлану Пасичник, «австриячек» Наталью Русначенко и Татьяну Логвин (теперь для краткости она именует себя Таней), «словенку» Наталию Дерепаско. Все они – ударная сила своих команд, Логвин и Русначенко даже названы лучшими игроками своей сборной в буклете чемпионата.
Самая опытная из них Русначенко. 36-летняя киевлянка имеет опыт трех Олимпиад. Еще в далеком 1988 году на Играх в Сеуле она защищала ворота сборной СССР и вернулась оттуда с «бронзой». На Олимпиаде-1992 в Барселоне и Сиднее-2000 за ее спиной уже были ворота олимпийской сборной Австрии… Полусредний игрок Таня Логвин, родом из Запорожья, на пять лет моложе, в составе австрийской сборной с 1997 года, и в ее активе только Сиднейская олимпиада. Впрочем, они себя чувствуют в хорошей форме и надеются провести в составе сборной Австрии весь нынешний олимпийский цикл и выступить в Пекине – если, конечно, их сборная туда отберется.
«Почему бы должны были отказаться от предложения стать австрийками? Сборная эта одна из лидеров мирового гандбола, участвует в мировых первенствах и Олимпиадах», – риторически вопрошает Наталья Русначенко.
«Тем более, что никто нас на родине за это не упрекает, «предателями» не считают. Во-первых, люди у нас гостеприимные и доброжелательные, а во-вторых понимают, что каждый должен думать о своем настоящем и будущем. У меня удачно складывается карьера, кроме того у меня теперь в Австрии свой дом, где с моей семьей – мужем и дочерью, живет и моя мама», – добавляет Таня Логвин.
Интересно, что говорят они по-русски абсолютно без акцента. Как им удалось так хорошо «сохраниться»? «Мы же дома говорим по-русски», – удивляется вопросу Наташу. «Русские хоккеисты - НХЛ-овцы, изображая здесь американский акцент, просто хотят показать, какими они стали там «своими в доску»», – смеется Таня.
Таня первый раз в нашем городе, а Наташа хотя и была здесь полтора десятка лет назад, но осматривала Петербург во время экскурсии вместе со всей командой словно впервые. Обе были восхищены Петербургом и жалели, что в этот приезд не будет у них времени познакомиться с нашим городом поближе.
А не будет его потому, что все команды, где играли «советские легионерки», покинули чемпионат после предварительного раунда – кроме Хорватии, которая, впрочем, не слишком преуспела в основном групповом раунде.
Не миновала чаша сия и сборную Македонии, где в наибольшем объеме представлена «новая историческая общность людей», как во времена развитого социализма гордо именовался советский народ. Ничего удивительного в этом нет – тренирует македонянок украинский тренер Андрей Портной, сменивший в свою очередь на этом посту россиянина Александра Панова. В составе сборной три россиянки – лидеры атак сборной, также представленные в буклете как лучшие игроки Наталья Тодоровска (пусть не смущает ее македонская фамилия – она урожденная Малахова), Ольга Буянова и вратарь Ольга Колесник. К ним в помощь украинка Юлия Портянко и молдаванка Анжела Платон-Димовска, не отринувшая после замужества свою девичью фамилию.
Может быть, именно поэтому Анжела единственной из наших «бывших» македонянок согласилась поговорить с российскими журналистами в тот момент, когда судьба македонской сборной решалась в матче Франция - Украина. Анжела в Македонии с 1994 года, играет в клубе «Кометал», один из сильнейших в европейском клубном гандболе и базовый клуб сборной, в составе которой Платон-Димовска с 1998 года. На ее решение принять македонское гражданство повлияло, в частности и то, что в Македонии, по ее мнению, гандбол – женский спорт №1, на матчах «Кометала» пятитысячный зал переполнен, а на международных матчах для тех, кто не попадает на трибуны, на площадях столицы Скопье устанавливают огромные экраны, и гандбол смотрят десятки тысяч людей. То количество зрителей, что она увидела в «Юбилейном», ее, мягко говоря, не вдохновило…
В этот момент разговор перебил темпераментный журналист южного вида. «Влезем до следующего раунда?», – спросил он Анжелу. Подумалось – и на Кавказе интересуются женским гандболом. Оказалось, однако, что это был македонец и спрашивал он по-македонски…
Между прочим, Анжела поведала забавную подробность – в нашем городе она впервые, однако могла бы побывать здесь в июне 1990 года, когда ее кишиневский клуб «Валеология» должен был играть в Ленинграде переходный турнир за право выхода в высший советский дивизион. Однако в те дни у 17-летней Анжелы должен был состояться выпускной бал». Ничего, побываю в Питере как-нибудь в другой раз», – с легкостью подумала Анжела. Кто же мог предположить, что на следующий год СССР развалится. И «другой раз» наступит только через 15 лет?..
Остальные же «свои среди чужих» говорить с российскими журналистами отказались. «Мы не россиянки», – гордо ответила Тодоровска, видимо, забывшая, что была когда-то Малаховой. А наставник Андрей Портной скрылся в микст-зоне, которую организаторы умудрились разместить там, куда прессу не пускали. Путь журналистам туда преградил дюжий охранник, интеллекта на лице которого было не больше, чем у того, кто додумался микст-зону Малой арены «Юбилейного», специально предназначенную для общения игроков и тренеров с журналистами, сделать для них недоступной.

Борис Оськин