"Пятый" выиграл конкурс на федеральное вещание

"Пятый" выиграл конкурс на федеральное вещание

«Пятый канал» выиграл конкурс на федеральное вещание в 41 регионе России. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил советник руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Евгений Стрельчик.

«Пятый канал» выиграл конкурс на федеральное вещание в 41 регионе России. Об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил советник руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Евгений Стрельчик.

Решение о том, кто же все-таки выиграет конкурс на федеральное вещание в 41 регионе России, принималось в течение двух часов. По словам советника руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры) Евгения Стрельчика, представители шести соискателей выстроились в очередь и друг за другом заходили в кабинет, где проходилось совещание. Там каждый представлял свою концепцию. После того, как были выслушаны все соискатели, прошло достаточно короткое совещание, голосование, а затем было вынесено решение. Как теперь уже известно, в пользу петербургского «Пятого канала».

Пока руководители службы еще не вышли с совещания, в повестке дня которого конкурс был лишь первым вопросом, так что уточнить с каким перевесом выиграли петербуржцы у своих соперников, пока не удается. Стрельчик лишь отметил, что конкурс поставили первым вопросом, чтобы не мучить ожиданием соискателей.

Напомним, что сегодня состоялся конкурс на пакет частот, предназначенных для телевещания в 41 субъекте России. Кроме петербургского «Пятого канала», об участии в нем заявили REN TV, "СТС Медиа", ФГУП "Центральная телерадиостудия Минобороны", "Национальный телевизионный синдикат" и канал "Ник: Детское телевидение".

Вот как оценивает результаты конкурса заместитель руководителя петербургского комитета по печати Андрей Воробьев:

"Слова о том, что Петербург - провинциальный город, не соответствуют действительности. Петербург действительно культурная столица, северная столица России. Сюда едут со всего мира, и, конечно же, у такого крупнейшего региона должно быть федеральное вещание. Собственно, оно и было, и все понимают, что когда «пятый канал» в других городах исчез из эфира, это была ошибка. Петербургские программы смотрели и любили от Калиниграда до Владивостока и несправедливо, что телезрители были их лишены. Все это было, а значит - у нас есть и возможности, и силы."

Директор «Пятого» канала Марина Львовна Фокина и председатель совета директоров Алла Юрьевна Манилова сейчас находятся в Москве, и мы ожидаем их комментариев.

О необходимости возвращения городу федерального телевидения в Петербурге говорили с тех пор, как город его лишился. В 1997 году, в момент создания канала «Культура», петербургские частоты в других городах передали новому каналу, лишив петербуржцев возможности донести свой взгляд на происходящее до страны. Вернуть федеральное вещание было мечтой Владимира Яковлева, но предыдущему губернатору Петербурга так и не удалось эту мечту воплотить. С заявлений о переходе канала на федеральный уровень начинала свою работу и Валентина Матвиенко. Валентина Ивановна оказалась успешней на этом поприще.

Напомним, что "Пятый канал" перестал быть федеральным в 1997 году после указа президента РФ Бориса Ельцина «О совершенствовании телевещания в РФ». Этот указ предусматривал реорганизацию ГТРК «Петербург - 5 канал» и создание ОАО «ТРК-Петербург». Вместо федерального вещания Петербург, при этом, получил блок вещания в рамках канала «Культура». Конечно же, это оказалось нежизнеспособным. Во-первых масштабы были не те, во-вторых - "Культура" никак не компенсировала петербургскому телевидению затраты на производство программ. Тогдашним градоначальникам до сих пор вспоминают, что канал они отдали практически безропотно.

Яковлев на протяжении всего времени своего руководства городом не оставлял попыток вернуть на федеральный уровень «пятую кнопку» петербургского телевидения. Ближе всего к успеху он был в 2003 году, когда «ТРК-Петербург» принимал участие в конкурсе на вещание на шестом частотном диапазоне.

С новой силой о федеральном вещании для питерского канала заговорили в конце 2005 года, когда федеральная конкурсная комиссия (ФКК объявила конкурс на пакет частот, предназначенных для телевещания в 41 субъекте России). В кулуарах телекомпаний сразу заговорили о том, что решение уже принято, и что объявлен он специально под «Пятый». Это косвенно подтверждалось уверенными заявлениями Валентины Матвиенко (губернатор Петербурга официально сказала, что в 2006 году канал получит свою федеральную сеть).

Еще один момент, говоривший, по мнению многих московских телевизионщиков, за предопределенность конкурса - это невысокая стоимость сети, назначенная ФКК – 2 миллиона 862 тысячи рублей (в других, весьма редких, случаях «розыгрыша» вещательных сетей такого уровня их стоимость определяли в районе 30 млн рублей – такую сумму, например, определили для «ОРТ» и «ТВЦ» в 99-м году, когда им неожиданно было отказано в продлении лицензий).

30 декабря 2005 года стало ясно, что борьба «за частоты» все же будет. Кроме «Пятого» на конкурс заявились REN TV, "СТС Медиа", ФГУП "Центральная телерадиостудия Минобороны", "Национальный телевизионный синдикат" и канал "Ник: Детское телевидение".

Участие REN TV в этом списке, как говорят, чисто номинально. Просто для того, чтобы у «Пятого» был формальный соперник. Как известно, у петербургского канала и у REN TV теперь один акционер («Северсталь групп») и, после ухода с "Ren TV" Ирины и Дмитрия Лесневских в телевизионных кругах все чаще говорят, что эти два канала будут объединены, за счет чего «Пятый» получит не только региональное, но и московское вещание (хотя новый директор канала Александр Орджоникиджзе в минувший понедельник в очередной раз опроверг эти предположения на прошедшей в Москве пресс-конференции).

Сейчас, конечно, будет много разговоров о том, что Путин «подарил» победу в конкурсе родному городу. Но все это уже не очень важно, факт в том, что у Петербурга снова появляется федеральное телевидение. Нас волнует другой вопрос – а сможет ли сегодняшний «Пятый» достойно представлять наш город на просторах России? Есть ли у него тот фирменный петербургский стиль, какой был у канала времен «Пятого колеса», «Музыкального ринга», «Адамова яблока»? Много вопросов относительно концепции вещания – собирается ли «Пятый канал» транслировать на всю страну интересные только Петербургу новости, или будет делать какой-то новый продукт «на экспорт»?

Вызывают вопросы и технические аспекты регионального вещания. Один из самых известных петербургских телеведущих Кирилл Набутов так видит возникающие перед «Пятым каналом» проблемы:

«Я недостаточно знаю сейчас состояние «Пятого канала» с технической и финансовой стороны, не знаю, с каким бизнес-планом и с какой концепцией выходил канал на конкурс. Но мне совершенно очевидно, что решение это политическое. Шаг политический, шаг, несомненно, амбициозный. Насколько он оправдан с точки зрения телевизионного рынка? Так о чистом рынке тут, судя по всему, речи и не идет.

С учетом стоящего за петербуржцами политического ресурса конкурс выиграть можно. Только что делать потом? Конечно, мне как петербуржцу приятно будет видеть наш канал в разных регионах страны. Вопрос в том – как видеть? Откуда будет идти вещание – из Москвы или из Петербурга? Есть ли технические возможности для передачи сигнала в региональные сети? Если пользоваться московскими методиками, то придется использовать систему «дублей». Другого решения проблемы разницы часовых поясов я не вижу. То есть каналу придется одновременно, скажем, вести выпуск дневных новостей на Петербург, и выпуск вечерних новостей на восточные регионы. Для этого нужно очень много людей, нужны очень большие затраты.

Основу сегодняшнего вещания составляют кино и сериалы. Стоимость их приобретения растет геометрически при расширении зоны вещания. Будут ли также геометрически расти прибыли от рекламы? У меня нет ответов на все эти вопросы. Надеюсь, что у Марины Львовны Фокиной, которую я не видел очень давно, эти ответы есть».

Михаил Гончаров,
Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру