Жилищный кодекс. Год спустя…

Жилищный кодекс. Год спустя…

На днях исполнился год с момента вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ. Время подводить первые итоги. Увы, большинство экспертов сходятся во мнении.

На днях исполнился год с момента вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ. Время подводить первые итоги. Увы, большинство экспертов сходятся во мнении, что Жилищный кодекс в его нынешнем виде – это непрофессиональный документ, предполагающий массу нарушений прав граждан и лишающий людей основного права – права на жилье. Однако главный идейный вдохновитель кодекса – глава думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников не согласен с такой оценкой. На парламентских слушаниях 20 марта, посвященных первой годовщине работы кодекса, он заявил, что все проблемы, связанные с этим документом, можно поделить на «надуманные» и «объективные».

«Кодекс нередко ругают за то, что он якобы развязал руки региональным властям, бесконтрольно устанавливающим коммунальные тарифы. И к тому же «разрешил» выселять неплательщиков. Именно эти обвинения звучали во время недавних акций протеста во многих российских городах, – заявил эксперт. – Но они надуманные. Напрямую к тарифной политике кодекс отношения не имеет. Его статьи нисколько не мешали принять в конце декабря прошлого года закон о сдерживании тарифов. А что касается выселения за полугодовую неуплату, то эта норма появилась в нашем законодательстве задолго до нового ЖК, только она была «спящей». Это значит, что пока отрасль активно дотировалась из бюджета, а население платило намного меньше реальной стоимости получаемых услуг, у коммунальных организаций просто не было стимула «гоняться» за неплательщиками».
Виноваты все?
Правда, «объективных» проблем, по признанию самого эксперта, оказалось куда больше. В своей речи ответственность за «проколы» представитель законодательной власти по-братски разделил с нерадивой исполнительной властью.
К числу неудач Павел Крашенинников отнес, например, пункт о сроках окончания бесплатной приватизации жилья (которая, согласно ЖК, должна закончиться до 1 января 2007 года).
«Ни муниципальные органы власти, ни федеральная регистрационная служба во многих городах страны оказались не готовы к наплыву граждан, решивших оформить квартиры в собственность, – подчеркнул эксперт, – В результате возникли ажиотаж, очереди и всевозможные злоупотребления». «Объективными» трудностями были названы также приватизация общежитий, оформление границ земельных участков под многоквартирными домами, формирование ТСЖ, а также переход к новой модели управления жильем при помощи управляющих компаний.
Немного о капремонте
Вообще критика в адрес кодекса и его составителей на парламентских слушаниях была обильной и конструктивной.
Например, член Комитета ГД по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Галина Хованская озвучила еще одну спорную позицию ЖК, которая вызвала волну народного негодования – это проведение капремонта. Жилищный кодекс возложил эту обязанность на собственников жилья.
«Однако никто не отменял и статью 16 закона о приватизации, согласно которой, прежде чем передавать жилье в собственность, государство берет на себя обязательства привести его в нормативное состояние, то есть отремонтировать, – заявила эксперт. – Ни региональные бюджеты, ни граждане не в состоянии самостоятельно «вытянуть» многомиллиардные расходы по ремонту обветшавшего жилья. Оценки необходимых затрат колеблются от 500 млрд рублей до 3 трлн рублей по всей стране».
Подверглось критике и положение кодекса, запрещающее с 1 марта 2005 года приватизировать вновь получаемые жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма. Это, по мнению эксперта, ударит по гражданам, проживающим в аварийном жилом фонде, в общежитиях и в военных городках. Получив квартиру, они не смогут ее приватизировать.
Галина Хованская подчеркнула, что с принятием ЖК социальные обязательства оказались переложены с федерального уровня на регионы и муниципалитеты.
«Государство фактически перестало отвечать за обеспечение граждан жильем, отказавшись от финансирования жилищного строительства, ремонта и обслуживания государственного и муниципального жилого фонда. Хотя уходить из сферы ЖКХ государство должно постепенно», – заключила эксперт.
Нужна работа
над ошибками
Правда, по словам «отцов ЖК», работа над ошибками уже идет. Наиболее неотложные вопросы уже подкорректированы с помощью поправок. Так, уже на этой неделе Госдума планирует рассмотреть в первом чтении законопроект о продлении сроков приватизации до 1 марта 2010 года.
«Многое зависит и от правительства, которое должно было принять несколько десятков подзаконных актов. Но год прошел, а этих документов до сих пор нет, – посетовал Павел Крашенинников. – Лишь в конце прошлого года Минрегионразвития выпустил наконец новый порядок расчета и предоставления жилищных субсидий по оплате за коммунальные услуги. Не случайно до сих пор во многих регионах не решен вопрос – кто конкретно (муниципальные или региональные органы) должен заниматься предоставлением этих субсидий. А в результате неразберихи народ высыпает на улицы, жалуясь на высокие платежи. И мы опять оказываемся крайними…».

особое мнение

Кодекс для мошенников
Результаты первого года работы ЖК комментирует заместитель главы комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ Олег Шеин.
– Олег Васильевич, хоть какие-то проблемы ЖК решил своим появлением?
– У этого документа, конечно, есть и плюсы, но они теряются за тем негативом, который он порождает. Так, к безусловным заслугам кодекса относится закрепленное право людей самостоятельно управлять домами и уходить из-под кабальной системы отношений с ЖЭКами и прочими негибкими структурами. Но в соответствии с тем же ЖК дома, которые не примут решение о заключении договора на обслуживание до 1 января 2007 года, без альтернатив уходят под контроль частных управляющих компаний. Причем конкурс среди этих компаний будет проводить мэрия, а люди от влияния на ситуацию полностью изолированы. В результате возникает даже не лазейка для коррупции, а черная дыра. И права людей ущемляются.
– Каково ваше отношение к ЖК?
– Это не формальный документ. Поскольку вместо формальных правил, которые были бы хороши для людей, он устанавливает так называемые договорные отношения, в рамках которых всякого рода мошенники могут резвиться и людей обманывать. А люди думают, что все регламентируется по закону. Представить, что закона нет вообще, а есть только договорные отношения, они не могут. И это абсолютно естественно, поскольку таких законов в стране не должно быть вообще.
Жилищный кодекс сегодня – это самый недемократичный документ, который лишает людей основного права – права иметь крышу над головой. Взять хотя бы историю с частными общежитиями. Это общежития, приватизированные в середине 90-х годов. Согласно Жилищному кодексу, людей, которые в них живут, можно вышибить с занимаемой жилплощади, ничего не давая взамен. Хозяин сам должен решать, жить или не жить людям в общежитии – такова позиция г-на Крашенинникова.
– Можно ли изменить проблемные статьи кодекса?
– Все можно выправить, внося поправки. Это предмет тех обсуждений по кодексу, которые сейчас идут в стране. Если нужны конкретные примеры – извольте.
По приватизированным квартирам: в случае сноса данного вида жилья власть обязана давать людям иное жилье, а не некую невнятную откупную цену, как прописано в ЖК.
По неприватизированным квартирам: сейчас в этих квартирах можно устанавливать любую плату социального найма. Более того, без ведома людей, которые в них живут, можно эти квартиры продавать частным фирмам. Этот беспредел, конечно, надо из кодекса убирать.
По общежитиям: независимо от факта так называемой приватизации 90-х годов их нужно однозначно передавать в муниципальную собственность, без распространения на частные общежития норм и правил Жилищного кодекса.
По управляющим компаниям: нужно вывести из сферы их компетенции коммунальные платежи, сохранив только платежи за жилищные услуги, а еще надо гарантировать людям право изменять форму управления домом в любой момент, а не только до 1 января 2007 года.
Это лишь самые наболевшие проблемы. Таких нюансов в кодексе море. Многие поправки уже сформулированы. Их десятки. Но когда их рассмотрит Госдума, и какие решения будут приняты, станет ясно лишь в конце апреля – начале мая этого года.

Подготовила Наталья Ковтун