Орган исполняет классику в сопровождении дрелей и болгарок

Орган исполняет классику в сопровождении дрелей и болгарок

В Петербургской Филармонии полным ходом идет ремонт Большого зала. Все работы проходят под звуки лучших классических произведений.

В Петербургской Филармонии полным ходом идет ремонт Большого зала. Все работы проходят под звуки лучших классических произведений. Не простаивает и орган, прошедший реконструкцию раньше самого зала. Из Большого зала Филармонии, где продолжает звучать самый большой орган в Петербурге, передает корреспондент НТВ Павел Рыжков. Разобранный пол и закрытые мраморные колонны — в таком виде Большой зал филармонии никогда не видели меломаны. Реставрация исторического зала идет уже несколько месяцев. Замена коммуникаций и паркета, выравнивание стен стали возможны только после получения гранта Всемирного банка и бюджетного финансирования. Три года назад, когда главный музыкальный инструмент Большого зала увозили на реконструкцию, никто и не подозревал, что после его установки здесь начнется ремонт. Несмотря на масштабные реставрационные работы, в Большом зале Филармонии продолжает играть орган. Инструмент спрятан в специальный кожух и когда в первый раз заиграла музыка, строители даже испугались. Зато теперь, когда приходит органист, просят исполнить узнаваемую «Такату» и «Фугу ре минор» Баха. Все упаковочные работы по органу были согласованы с немецкой фирмой, которая проводила реконструкцию инструмента. Именно по её рекомендации был сооружен короб, выполняющий сразу три функции: защиту от механических повреждений, строительного мусора и пыли. Правда, при таких работах пыль все равно садится на клавиши и регистры. Главный органист петербургской филармонии Даниэль Зарецкий находится внутри небольшого короба, которым закрыт орган, достаточно часто. Два-три раза в неделю. Даниэль Зарецкий, главный органист петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича: «Это игра не в музыкальном смысле слова. Мы открываем каждый рычажок, каждый регистр и просто проигрываем, проверяем, все ли работает, все ли отрывается-закрывается, нет ли каких-то повреждений». Как оказалось, орган совсем законсервировать нельзя. Необходимо, чтобы периодически эксплуатировались все его подвижные части. Иначе инструмент как невероятно сложный организм будет трудно вернуть к жизни. Даниэль Зарецкий регулярно исполняет в зале разные произведения. На прошлой неделе здесь под жужжание болгарок и дрелей звучал Мендельсон. А сегодня Ария Баха. Вместе с музыкантом навещать инструмент приходит и органный мастер. Температурный режим и влажность постоянно меняются, а значит необходимо постоянно проводить замеры. Специалисты утверждают, что пока на работу органа ничего не повлияло. Хотя из-за того, что воздух идет через меха, заслонки и клапаны, попавшую снаружи пыль может разнести по всему инструменту, а, значит, изменится звучание. Юрий Зотов главный огранный мастер петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича: «Что, в конце концов, получится, неизвестно. У зала происходит реставрация всех поверхностей и будет новое звукоотражение. Все изменится, но насколько, на один процент или на 50, неизвестно». Органист в коробе играет вполсилы, иначе невозможно будет находится внутри. Звучание инструмента в небольшом закрытом пространстве напоминает исполнение в гроте, где в старину играли на маленьких переносных органах.