Слух глухих развивают непринужденным общением

Слух глухих развивают непринужденным общением

Старейшей городской школе-интернату для глухих детей исполняется 200 лет. Первое в России училище для глухонемых открыла императрица Мария Фёдоровна.

Старейшей городской школе-интернату для глухих детей исполняется 200 лет. Первое в России училище для глухонемых открыла императрица Мария Фёдоровна. О жизни первой школы для глухих детей рассказывает корреспондент НТВ Наталья Дубровская. Второклассник Саша Постников старательно повторяет звуки. Он родился в семье глухих, поэтому в свои 8 лет только учится говорить. Каждый день на уроках и три часа в неделю индивидуально. Так же как и остальные воспитанники школы-интерната. Алена Фаломкина, учитель-дефектолог школы-интерната для глухих детей № 1: «Учителю тяжело, когда шесть человек разом говорят. Тяжело услышать каждого ребенка, мы ведь занимаемся тет-а-тет. И слышим, кому какой звук надо подправить и сообщаем учителю, чтобы он начал обращать на это внимание». К этим детям подход особенный. В классе всего шесть человек: о такой предельной наполняемости в обычных школах не мечтают. Здесь учитель не может отвлечься ни на минуту: важно не только внимательно слушать ответ ребенка, но и наблюдать за его жестами. От совпадения с артикуляцией зависит грамотность. Микрофоны, наушники и непринужденное общение — это похоже на игру, но, на самом деле, последние методические разработки. В первую очередь, в школе пытаются развивать, насколько возможно, слух детей. Но без современного оборудования результаты были бы хуже. Дело в том, что человек воспринимает речь на отдельных частотах. Аппаратура настроена на частотный уровень каждого ребенка: за основу расчетов берется аудиаграмма ученика. Научные изыскания, конечно, помогают, но сам подход к обучению за два столетия мало изменился. Виктория Лиленко учительница начальных классов школы-интерната для глухих детей № 1: «Классная система обучения в интернате осталась той же самой, то есть дети сидят за партами, учитель стоит у доски. Мы находимся с детьми в постоянном контакте». Сурдопедагогика в России началась отсюда. Ровно 200 лет назад императрица Мария Фёдоровна открыла первое училище глухонемых в стране. Оно располагалось в Павловске. В Петербург заведение перевели в 1810 году. Вся история уместилась на тридцати квадратных метрах. 200 лет работы с глухими детьми в школьном музее. На полках и в витринах документы: выпускные альбомы XX века и рисунки учеников XIX века, раритетные издания по педагогике и коллективные фотографии. Дмитрий Сатомский говорит со своими учениками на одном языке. Он сам выпускник этой школы — всегда учился на отлично — работал дизайнером интерьеров и декоратором на Ялтинской киностудии. Сумел получить высшее образование. Вот уже 10 лет учит глухих детей рисовать. Таких как этот педагог среди выпукников всего пять процентов: в основном дети из интерната учатся в профессиональных училищах. Краснодеревщики, автослесари, жестянщики. Список доступных профессий сейчас ограничен. Наталья Крутицкая, директор школы-интерната для глухих детей № 1 : «Мы стараемся сориентировать выпускников на такие профессии, где они могли бы работать без сурдопереводчика, чтобы могли работать в коллективе самостоятельно. Ведь обеспечить каждого неслышащего профессионала сурдопереводчиком невозможно. Однако хотелось бы, чтобы круг профессий, который получают неслышащие люди, был расширен». В интернате надеются, что условия приема в вузы и училища когда-нибудь изменятся: выпускников с проблемным слухом объединят в специальные группы и они смогут учиться, где захотят. При желании неслышащие могут даже на эстраде выступать. В праздничном юбилейном концерте заняты выпускники. Безошибочно чувствуют ритм музыки, работая в абсолютной тишине.