«Серые» будни мешают цивилизованным отношениям

«Серые» будни мешают цивилизованным отношениям

Операторы рынка коммерческой недвижимости решили разработать единые стандарты для работы на рынке недвижимости. Для этого они создали инициативную группу.

Операторы рынка коммерческой недвижимости решили разработать единые стандарты для работы на рынке недвижимости. Для этого они создали инициативную группу. Речь идет о добровольном соблюдении (самими операторами) норм в части юридической и финансовой составляющей. Если начатое будет доведено до своего логического завершения, финансовые потоки начнут менять свое русло, а небольшие операторы и спекулянты покинут рынок. Взамен инициаторы предлагают понятные всем правила игры и прозрачность сделок.
Инициатором проведения круглого стола на тему: «Рынок коммерческой недвижимости: бои без правил?» стал Фонд имущества Петербурга, точнее, отдел по работе с коммерческой недвижимостью и его начальник Николай Яблоков. Он признался, что проблематика рынка и возможные пути решения были сформулированы им еще в феврале нынешнего года. Однако вопросы, вынесенные для обсуждения, не потеряли своей актуальности и сейчас. Интерес к теме оказался огромным, зал торгов, где проводился круглый стол, был заполнен полностью.
Все перечисленные проблемы условно можно разделить по нескольким темам: юридическая – эксклюзивность договорных отношений между заказчиком и исполнителем; финансовая – размер комиссионного вознаграждения, и этическая – исключающая участие в сделке посредников и спекулянтов, а также непрофессиональных операторов рынка.
Нарыв лопнул
Обойдясь без докладов, присутствующие сходу начали обсуждение. Разговор велся начистоту, и то, что обычно оставалось за скобками при публичных обсуждениях, было высказано вслух.
Агентства соглашаются работать с откатами, которые достигают 25 процентов от суммы сделки – лишь бы получить заказ. Показательным примером, характеризующим состояние рынка и наличием на нем целых групп посредников, служит история о запрашиваемых «посреднических выплатах» (без оплаты услуг агентства). Участникам рынка хорошо известен пример, когда посредники запрашивали до 0 тыс. от продажи одного здания, которое до сих пор остается не проданным по этой причине. Говорилось о недобросовестных заказчиках, которые проводят маркетинговые исследования за счет агентов, оставляя их в итоге с «пустым карманом», и неквалифицированном персонале, пытающемся продавать коммерческую недвижимость, словно это комната в коммуналке; о том, что на рынке можно встретить предложение одного и того же здания сразу у нескольких операторов, но по цене, отличающейся в разы…
Можно сказать, что «нарыв лопнул». Хотя раньше лопнуло терпение у крупных операторов, которые и решили собраться для обсуждения обозначенных проблем за круглым столом, чтобы уже в будущем задать «тон рынку». Однако желающих оказалось настолько много, что встреча была несколько смазана нравоучительным тоном одних и сумбурными выступлениями других. Хотя зерно рационализма было посеяно, а именно, решено создать инициативную группу, которая займется выработкой рекомендаций для работы операторов на рынке коммерческой недвижимости.
По новым правилам
Предложения Фонда имущества разбиты на три пункта. Во-первых, работать только по эксклюзивным договорам с минимальным сроком действия на два месяца. При этом требуется перечень всего комплекса услуг, который будет оказан заказчику. Во-вторых, авансовый платеж в случае отказа клиента от сотрудничества остается у оператора. И, в-третьих, установить порядок выплат, размер комиссионного вознаграждения в зависимости от стоимости объекта, а также разработать правила разделения комиссионного вознаграждения при совместных сделках.
Все перечисленное должно способствовать удалению с рынка таких негативных явлений, как «бесплатные маркетинговые исследования», «откаты», «серые комиссионные» и пр. Николай Яблоков соглашается, что в случае внедрения этой практики с рынка уйдут «спекулянты», «непрофессиональные операторы», и многие финансовые потоки станут прозрачными. А вот генеральный директор Colliers Int. Борис Юшенков предложил обмениваться еще и общей информацией, чтобы понять объем рынка. Необязательно указывать сами объекты, с которыми работали операторы, достаточно обнародовать годовые или квартальные объемы сделок, чтобы понять рынок и проследить динамику рынка, говорит Борис Юшенков.
И Что это будет…
«То, что предлагается – это забота о рынке, а не только о крупных игроках. Именно потому, что крупным компаниям просто работать по таким правилам», – констатирует Алла Янет, руководитель отдела коммерческой недвижимости группы компаний «Невский Альянс». И подтверждает, что количество недобросовестных клиентов в ее компании сведено к минимуму.
«Работая по белому, очень сложно обмануть и быть обманутым», – говорит Николай Яблоков. Однако наличие низкоквалифицированного персонала в агентствах недвижимости огорчает Николая Яблокова. «Если бы мы смогли ввести лицензирование, мы бы избавились от тех, кто порочит профессию», – говорит он.
Очевидно, что все инициативы вряд ли смогут быть воплощены даже в ближайшей перспективе. Первый шаг сделан, «локомотив» в лице Фонда имущества поставлен на рельсы. Как отреагирует сам рынок, а также Ассоциация риэлторов и Гильдия управляющих (непонятно, по какой причине оставшиеся пока в стороне), в скором времени будет известно.

Игорь Федоров