Хронология появления архитектурных и строительных ведомств в Санкт-Петербурге

Хронология появления архитектурных и строительных ведомств в Санкт-Петербурге

КАНЦЕЛЯРИЯ ОТ СТРОЕНИЙ – государственное ведомство, действовавшее в Санкт-Петербурге в 1706-1797 годах. Канцелярия контролировала ход строительных работ в городе, осуществляла планирование застройки и подготовку мастеров строительного дела.

КАНЦЕЛЯРИЯ ОТ СТРОЕНИЙ – государственное ведомство, действовавшее в Санкт-Петербурге в 1706-1797 годах. Канцелярия контролировала ход строительных работ в городе, осуществляла планирование застройки и подготовку мастеров строительного дела.
Первые три года в истории Санкт-Петербурга специальной организации, которая курировала бы ход строительства в городе, не было. Эти функции выполнял комендант Петропавловской крепости полковник Р.В. Брюс, надзиравший за возведением крепости на Заячьем острове, а также за постройкой «двора адмиралтейского». Брюс занимался привлечением рабочей силы (несколько тысяч человек), заготовкой и доставкой строительных материалов. В 1706 году для постройки крепости была учреждена Канцелярия городовых дел, которая стала ведать вопросами строительства крепости, а затем и других городских районов.
В 1709-1714 и 1720-1732 годах Канцелярией от строений руководил обер-комиссар, «директор над санкт-петербургскими строениями», генерал-майор Ульян Акимович Сенявин (1670-1740), а в 1714-1719 годах – князь Алексей Михайлович Черкасский (1680-1742), впоследствии кабинет-министр и великий канцлер. Затем работой Канцелярии в разные периоды ее истории руководили архитекторы А.В. Квасов, И.Е. Старов, Д. Трезини, Ю.М. Фельтен и другие. Функции градостроительного ведомства Канцелярия приобрела в 1720-х годах, а в 1723 году была переименована в Канцелярию от строений (до 1765 года).
Любопытно, что в 1720 году в управленческом штате Канцелярии значилось 38 лиц. Кроме руководителя Канцелярии, в управлении этим ведомством участвовали двое так называемых «судей» – чиновники Канцелярии. «Судьи» и «обер-комиссар» рассматривали все вопросы, в том числе и самые мелкие, и принимали по ним решения. Кроме них, в состав руководства Канцелярией входили два дьяка и 24 подьячих, которые занимались в основном вопросами оформления документов, и от семи до девяти комиссаров, курировавших строительство на конкретных объектах. При этом каждый комиссар занимался руководством ходом работ не на одном, а сразу на нескольких объектах, чаще всего расположенных неподалеку друг от друга. Комиссары занимались заведованием денежными средствами, отпущенными на возведение объектов, снабжением работников провиантом, заключением договоров на подрядные работы, раздачей мастеровым людям положенных им денег, наблюдали за ходом работ.
В конце каждого года руководитель Канцелярии Ульян Сенявин подавал Петру I список объектов с перечнем необходимых работ. Петр рассматривал эти бумаги и утверждал смету расходов. Кроме Санкт-Петербурга, Канцелярия вела работы в Петергофе, Стрельне, в Дубках, Шлиссельбурге и Кронштадте. Коррекция деятельности Канцелярии осуществлялась с помощью императорских указов и резолюций, сенатских указов, распоряжений Обер-полицмейстерской канцелярии.
Функции Канцелярии время от времени менялись. До 1732 года в ее ведении состояли десятки тысяч строителей, которые переселялись в новую столицу из глубинных городов России. Строители-переселенцы получали жалование и наделялись земельными наделами. Канцелярия при Сенявине занималась таким широким кругом вопросов, как составление планов застройки города, сооружение дворцов, военных объектов и промышленных сооружений; строительство и ремонты мостов, каналов и укрепление берегов рек; контроль за ходом строительства; ремонт домов, в том числе внутренние переделки; выполнение малярных и декоративных работ скульпторами, художниками, лепщиками и резчиками. Строительное ведомство заготавливало и подвозило к Неве строительные материалы, заключало с зодчими, строителями и мастерами контракты, нанимало работных людей, обучало и готовило кадры для осуществления строительных и отделочных работ, оплачивало труд архитекторов, подрядчиков, рабочих и мастеров.
В первой трети XVIII столетия Канцелярия от строений являлась ведущей организацией Санкт-Петербурга, курировавшей все строительные работы по возведению государственных и частных зданий и сооружений (мостов, набережных) не только в столице, но и в ее пригородах. В 1736 году в состав Канцелярии от строений была включена Дворцовая контора строения домов и садов.
В непосредственном подчинении Канцелярии находился целый «батальон городовых дел», созданный в 1709 году для возведения Петропавловской крепости; в 1726 году его численность составила 500 человек (унтер-офицеры, капралы и солдаты). Кроме того, в 1726 году, например, на Канцелярию работали 31 иностранных зодчих и мастеров, 95 русских архитекторов, мастеров, подмастерьев и учеников, 46 мастеровых и более тысячи «переведенцев» (переведенных на берега Невы из глубинки России рабочих).
Поскольку Канцелярия занималась всем циклом строительных работ от забивки свай до врезки замков, при ней функционировало несколько мастерских (кузнечная, литейная, слесарная, столярная, резная), а также «живописная команда».
В первые годы существования города контора Канцелярии располагалась в бывшем доме У.А. Сенявина на Городском острове, в районе нынешней Петровской набережной, близ Троицкой площади.
Наиболее плодотворный период в истории Канцелярии от строений продолжался до 1732 года – в течение первых лет ею были возведены все основные постройки, которыми славен Санкт-Петербург (Петропавловская крепость, Кунсткамера, Двенадцать коллегий, Петергоф, Летний сад и другое).
Сенатским указом марта 1732 года Канцелярия была разделена на три структуры: Канцелярию Главной артиллерии и фортификации (сооружение Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей), Дворцовую контору строения домов и садов (императорские дворцы в Санкт-Петербурге, Стрельне, Петергофе и Ораниенбауме) и собственно Канцелярию от строений, которая курировала «церкви, коллегии, гостиные дворы, госпитали» и остальные сооружения.
В 1736 году Дворцовую контору строения слили с Канцелярией от строений и с 1740 года началось новое оживление ее деятельности. Для ведения огромных по масштабу работ в черте города и в пригородах в Канцелярии были созданы конторы, ведавшие производством работ на конкретных объектах и в отдельных местностях – таковы Конторы строения Воскресенского Новодевичьего (Смольного) монастыря, Александро-Невского монастыря, нового Зимнего каменного дома, каменного берега реки Невы и другие.
В 1765-1769 годах эта ведущая строительная организация столицы именовалась «Канцелярией от строений Ее Императорского Величества домов и садов», а в 1769-1797 годах – «Конторой от строений Ее Императорского Величества домов и садов». 7 марта 1797 года ее объединили с Гофинтендантской конторой. Уже в 1770-х годах деятельность Канцелярии начала свертываться, поскольку многие объекты были выстроены, штаты Канцелярии значительно сокращены, и в последние годы ее существования сотрудники этой организации занимались в основном проведением ремонтных работ.
В ведении Канцелярии от строений находились «живописная команда» (1720-1797 годы), обучение позолотному, столярному и штукатурному делу (с 1755 года) и «Российская школа» (1766-1768 годы, с 1768 года училище), где художники получали систематическое образование. В «живописной команде» преподавали и работали над выполнением заказов А.П. Антропов, И.Я. Вишняков, Г. Гзель, Иван Жеребцов, А. Захаров, Л. Каравак, А.М. Матвеев, Ф. Пильман, Б. Тарсиа и многие другие.

ГЛАВНАЯ ПОЛИЦМЕЙСТЕРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ – управляла городскими делами Санкт-Петербурга в 1718-1782 годах. Учреждена на основе указа Петра Великого о создании городской полиции 7 июня 1718 года, работала при генерал-полицмейстере, который подчинялся только Сенату и императорской власти. В штате канцелярии служили около 30 чиновников (1763 год) при общей численности городской полиции в 300 человек. В середине XVIII века Канцелярия располагалась в доме на набережной реки Мойки, в районе Невского проспекта (здание не сохранилось).
Канцелярия ведала всем городским хозяйством; под ее наблюдением работали квартирная и архитекторская конторы, пожарная служба, команда трубочистов, полицейская команда, 120 фурманов-возчиков по вывозке городских нечистот, а также полицейские штабы при «съезжих дворах» в частях города.
В обязанности городской полиции и Главной полицмейстерской канцелярии входил надзор за выполнением указов по городскому строительству и благоустройству – до 1737 года, когда была учреждена Комиссия о Санкт-Петербург-ском строении. Чиновник, заведовавший архитектурной конторой Канцелярии, – ее старший архитектор – по сути являлся главным архитектором Санкт-Петербурга. В 1737 году функции зодческого надзора и застройки передали упомянутой Комиссии.
Канцелярия занималась также проведением противопожарных мероприятий, урегулированием городских повинностей, наблюдением за населением Петербурга, паспортным контролем, предотвращением народных волнений, расквартированием частей. Губернской реформой (1775 года), реформой полиции (1782 года) и Жалованной грамотой городам (1785 года) перечисленные выше функции были переданы губернскому правлению, Приказу общественного призрения, казенной палате, Управе благочиния, Городской Думе и другим структурам. Упразднение Главной полицмейстерской канцелярии произошло в 1782 году.

КОМИССИЯ О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ СТРОЕНИИ – специальный правительственный орган, учрежденный 10 июля 1737 года при императрице Анне Иоанновне после катастрофических пожаров 1735-1737 годов. Комиссия, действовавшая в 1737-1746 годах, ведала вопросами планировки и застройки частей Санкт-Петербурга. Комиссию возглавил генерал-фельдцейх-мейстер граф Б.К. фон Миних, членами ее являлись Н.Ф. Головин, М.Г. Головкин, М.Г. Земцов, И.К. Коробов, А.Л. Нарышкин, Ф.И. Соймонов, Дж.Трезини, И.Я. Шумахер, зодчий П.М. Еропкин заведовал в ней архитектурной частью. Комиссия составляла вначале проекты планировки Адмиралтейской стороны после разрушительных пожаров, а затем занялась урегулированием застройки и в других частях города – Московской, Литейной, на Охте, на Васильевском острове, урегулированием Выборгской и Петербургской сторон.
А.И. Богданов пишет об этом: «Коммисия о Строении. Оная учрежденная Коммисия сперва начала снимать со всего Адмиралтейскаго Острова план, на котором назначая, где какому надлежит быть строению, как каменному, так и деревянному, всему оному учреждено порядочное и регулярное расположение, дабы всякое строение, начиная от того времени и впредь бы, могло по сему производиться всюду всякое, как казенные строения, так и обывателския домы, где чему быть, и кому на каких местах селиться, и какое строение строить. О всем о том по указу Ея Императарскаго Величества оная Коммисия расположение и учреждение учинила».
Территория Санкт-Петербурга была разделена на пять частей, застройкой которых ведали члены комиссии: Адмиралтейской – М.Г. Земцов, И.К. Коробов, Петербургской – М.Г. Земцов, Васильевской – Дж. Трезини, Московской и Литейной – И.Я. Шумахер.
Планировка велась и в отношении нынешнего Невского проспекта и прилегающих к нему магистралей и местностей: Садовой улицы, Сенной площади, Большой и Малой Коломен. Кварталы, выходившие на Невский проспект, стали застраиваться по определенному плану. Так, по предложению Комиссии левый берег Невы в районе Главного Адмиралтейства и окрестные кварталы получили трехлучевую планировку (Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект). Некоторые авторы считают эту планировку пятилучевой, добавляя к трем указанным «лучам» еще два – Галерную и Миллионную улицы.
Садовая улица по предложению Комиссии стала рассматриваться главной торговой улицей в центральной части города. Комиссия разрабатывала также проекты «образцовых» домов, издавала постановления по регулированию застройки в Санкт-Петербурге, отводила места под прокладку новых магистралей и для создания новых площадей, давала рекомендации по наименованию столичных улиц и площадей: в частности, были одобрены топонимы «Невский проспект», «Конюшенная улица», «Садовая улица» и другие.
КОМИССИЯ О КАМЕННОМ СТРОЕНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ – специальный правительственный градостроительный орган, учрежденный императрицей Екатериной II 11 декабря 1762 года. Комиссия была созвана первоначально для определения границ Санкт-Петербурга и его пригородов, но впоследствии в ее полномочия вошли вопросы планировки и застройки обеих столиц и ряда других городов России (около 300 губернских и уездных городов). Делопроизводство Комиссии, работавшей в 1762-1796 годах, было подчинено Сенату, хотя фактически руководил ею на протяжении долгих лет выдающийся администратор Иван Иванович Бецкой. С 1764 года генерал-полицмейстер Н.И. Чичерин курировал в Комиссии полицейские и хозяйственные функции. Градостроительную или архитектурную часть в Комиссии в разные годы возглавляли архитекторы А.В. Квасов (1763-1772 годы), И.Е. Старов (1772-1774 годы), И. Лем (1774-1796 годы).
Располагалась Комиссия, вероятно, вблизи Петровской (позже Сенатской) площади. Она стремилась придать целостность регулярной застройке Санкт-Петербурга, объединить в единую градостроительную систему водные магистрали и городские магистрали, соорудив по берегам рек гранитные набережные, создать в центре города площади со специфическим архитектурным ансамблем, строить дома по специально разработанным проектам, повысить этажность зданий и провести иные мероприятия. В 1763 году Комиссия провела конкурс на лучший проект планировки столицы, результаты которого, по-видимому, были использованы при планировке последующей застройки города (наряду с проектами Комиссии о Санкт-Петербургском строении, 1737–1740 годы). В 1765 году Комиссия утвердила проект планировки Адмиралтейского острова между Невой и Мойкой, в 1766 году – застройку южной части города между Мойкой и Фонтанкой, в 1767 году – планировку Васильевского острова и Петербургской стороны, а в 1769 году – левобережной части Санкт-Петербурга с предместьями.
В 1790-х годах деятельность Комиссии стала глохнуть; в 1796 году она была упразднена.

КОМИССИЯ О СНАБЖЕНИИ РЕЗИДЕНЦИИ ПРИПАСАМИ, «для распорядка квартир и прочих частей до полиции принадлежащих» («распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся») – орган управления Санкт-Петербурга, учрежденный Павлом I в соответствии с «Уставом столичному городу Санкт-Петербурга». Устав был утвержден императором 12 сентября 1798 года. Комиссия заменяла собой упраздненные Общую и Шестигласную Городские Думы, городской и губернский магистрат и Приказ общественного призрения.
Управлял комиссией великий князь Александр Павлович – будущий император Александр I, члены ее назначались императором (в их числе генерал-губернатор Петербурга). Новый орган городской власти был наделен широкими полномочиями: в частности, Комиссии подчинялся Ратгауз, в ее ведении находились Контора городских строений и Городское управление. Она ведала всеми вопросами городского управления и городского хозяйства, сбором городских платежей, доходами и расходами города, строительством казарм и других зданий, расквартированием войск, размещением гарнизона по городским квартирам, вела учет численности жителей Санкт-Петербурга, домов, садов, промышленных предприятий, урегулированием городской застройки, утверждала проекты новых зданий, занималась урегулированием продажей товаров и припасов, контролировала цены и так далее. Непосредственный контроль за работой Комиссии осуществлял лично император Павел I.
В 1802 году, вскоре после восшествия на престол императора Александра I, Комиссия была упразднена, а все ранее ликвидированные городские учреждения – прежде всего Городская Дума – восстановлены.
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ГУПС) – действовало в 1809-1832 годах как центральный орган, ведавший вопросами строительства и содержания сухопутных и водных магистралей в России. Предшественником ГУПС являлся Департамент водяных сообщений, учрежденный в 1798 году и реорганизованный в 1809 году в Главное управление водяных и сухопутных сообщений (с 1811 года – ГУПС). При этом одновременно был основан Институт корпуса инженеров путей сообщения, разместившийся с 1823 года в доме под нынешним №9 на Московском проспекте.
В 1832-1864 годах действовало как Главное управление путей сообщения и публичных зданий. В том же 1832 году из Министерства внутренних дел в состав ГУПС передали гражданскую строительную часть, которая в 1864 году была возвращена в систему МВД (грунтовые дороги и «публичные здания»). В 1865 году на основе ГУПС было создано Министерство путей сообщения.

КОМИТЕТ ДЛЯ СТРОЕНИЙ И ГИДРАВЛИЧЕСКИХ РАБОТ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах – центральный орган, руководивший архитектурно-строительной практикой в Санкт-Петербурге в 1816-1842 годах. Создан 3 мая 1816 года с целью «поправления и постоянного введения надлежащей правильности в строениях всех частей города». В указе о создании комитета говорилось также о непременной необходимости принимать во внимание «правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу» и «выгодное расположение, прочность и безопасность как собственно всякому строению принадлежащую, так и соседственную». Задачи Комитета формулировались следующим образом: «…дабы все оное могло быть удобно соображаемо во всех правилах лучшей архитектуры и дабы столицу сию возвести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которые бы по всем отношениям соединяли с тем вместе общую и частную пользу».
Комитет курировал все проекты застройки, планировки и благоустройства магистралей и площадей Санкт-Петербурга, в том числе наиболее значимых архитектурных ансамблей и выдающихся произведений русского зодчества XVIII столетия, ставших для облика города знаковыми. В ведение Комитета входила прокладка новых улиц и «выравнивание» уже существовавших, размещение на площадях монументов, благоустройство Санкт-Петербурга.
Многие проекты, вошедшие в историю архитектуры под авторством конкретных архитекторов – членов Комитета – являлись по сути плодом коллективного творчества.
Комитет занимался также выработкой норм и правил строительства, получив неограниченные полномочия в области контроля и влияния на ход застройки города. Разработанный им «Проект о каменных и деревянных строениях в Санкт-Петербурге» (1820 год) оказал значительное влияние на строительную практику в Санкт-Петербурге и в других городах России. Документ свидетельствовал о стремлении членов Комитета подойти к проблемам городской застройки максимально комплексно. Косвенным доказательством большого значения этого градостроительного регламента является длительное и упорное сопротивление, которое оказывали частные домовладельцы вступлению в силу «Проекта о каменных и деревянных строениях в Санкт-Петербурге»: «Проект» был разработан в 1820 году, а введен в действие лишь в 1830 году.
В комитете должны были утверждаться проекты новых общественных и частных построек, составлялись «образцовые» проекты зданий. Возможно, именно поэтому этот центральный орган иногда называли «комитетом красоты».
Здесь велось кураторство строительства тротуаров, набережных и мостов в Санкт-Петербурге. Особое внимание требовалось уделять прокладке водоснабжения и канализации. Комитет заботился об использовании при ведении строительных работ наиболее рациональных материалов, требовал соблюдения правил пожарной безопасности.
Без сомнения, столь широкие функции и столь обширные обязанности, возложенные императорским указом на Комитет, требовали от его членов максимального приложения своих сил и знаний. Работа Комитета в области градостроительства осложнялась тем обстоятельством, что многие участки города находились в частной собственности домо- и землевладельцев, не принадлежа ни городу, ни казне.
Председатели Комитета: А.А. Бетанкур (1816-1824 годы, он же инициатор создания), П.П. Базен (1824-1834 годы), А.Д. Готман (1834-1842 годы). Членами Комитета в разные годы являлись видные архитекторы и строители К.И. Росси, В.П. Стасов, В.К. Треттер, А.А. Михайлов, А.П. Брюллов, В.И. Беретти, К.А. Тон, Антон Модюи, П.П. Мельников и другие.
К.И. Росси являлся главным архитектором Комитета, а Ф.Ф. Вигель (до того руководивший архивом Министерства иностранных дел) – секретарем. Росси курировал перестройку центра города, создавая проекты больших ансамблей ряда центральных площадей Санкт-Петербурга и больших публичных зданий. В.П. Стасов занимался упорядочением жилой частной застройки, А. Модюи – урегулированием планировки частей (районов города). Предложения, выдвигавшиеся отдельными членами Комитета, рассматривались на заседаниях Комитета, а затем направлялись на утверждением императором Александром I.
В своих известных мемуарах секретарь Комитета Ф.Ф. Вигель позднее вспоминал, что самый талантливый и известный зодчий из числа членов Комитета, К.И. Росси, «был приветлив, любезен, и с ним приятно было иметь дело. Зато первый после него В. Стасов был совершенным его контрастом. Он был всегда угрюмый и как будто чем-то недовольный… Третий член Андрей Алексеевич Михайлов был настоящий добряк... маленький, веселый, простой…».
В 1842 году Комитет был влит в состав 1-го округа Главного управления путей сообщения и публичных зданий.

КОМИТЕТ ГОРОДСКИХ СТРОЕНИЙ И ГОРОДСКАЯ ДУМА
В соответствии с новым Строительным уставом, принятым в 1838 году и опиравшимся в том числе и на Жалованную грамоту Екатерины II 1785 года, вопросы строительства в Санкт-Петербурге курировались Комитетом для строений и гидравлических работ и Комитетом городских строений. Последний занимался городскими зданиями и сооружениями, в том числе домами Военного генерал-губернатора, Обер-полицмейстера, Управы благочиния, Пожарного депо, самим зданием Городской Думы, городской тюрьмой, жандармской казармой, скотным двором, буянами, мостами, водопроводом. «По 1 января 1836 года проведено было подземных труб 47 483 сажени, а в два года увеличилось это число еще 1000 саженями. Из дел Комитета городских строений». – отмечал в своем «Описании Санкт-Петербурга» николаевских времен И.И. Пушкарев.
Город должен был следить за мостовыми, улицами и площадями против городских присутственных мест и казарм, за дорогами, реками, каналами, набережными, а также другими объектами. Город должен был оплачивать сооружение и ремонт таких объектов, а отчеты о расходовании денег по этим статьям анализировались Городской Думой. В случае, если сумма расходов не превышала тысячи рублей, то планы сооружений и ремонтов зданий утверждались губернатором Санкт-Петербургской губернии. В случае больших сумм сметы направлялись на рассмотрение Строительным комитетом Министерства внутренних дел или Главным управлением путей сообщения.
Обилие согласований и комитетов, курировавших застройку и перестройку, затрудняли и запутывали строительное дело в Северной столице. В 1840-х годах началась очередная перетряска системы контролеров. Были приняты новые «Правила по строительной части в Санкт-Петербурге», которыми устанавливался контроль центральных государственных ведомств за расходами городского бюджета. Главное управление путей сообщения и публичных зданий стало издавать особые постановления по производству строительных работ. Оно же составляло «первоначальные предположения о потребностях по строительной части» в Санкт-Петербурге, направлявшиеся столичному генерал-губернатору. Тот получал от Городской Думы смету расходов по городскому бюджету на год, рассматривал оба документа и излишки денег, остающихся после ежегодных необходимых расходов на неотложные нужды, передавал Правлению 1-го округа путей сообщения. Эта организация и осуществляла строительство и перестройку исходя из имевшихся сумм.
В случае, если денег не хватало, Дума могла осуществлять займы, средства на погашение которых заносились в рубрику средств особого назначения. В 1840-х годах Дума получила кредиты для перестройки собственного здания Городской Думы, для исправления буянов (складов разных товаров), для сооружения хлебной пристани и казарм, а также на благоустройство набережных Обводного канала, Невы и улиц.
Для реформирования общественного самоуправления Санкт-Петербурга император Николай I утвердил 13 февраля 1846 года новое Городовое положение.
Свыше 3 миллионов 845 тысяч рублей было направлено на строительство новых городских зданий в течение 15 лет – с 1844 по 1859 год. Эти средства были использованы для сооружения новых каменных зданий обер-полицмейстерского управления, жандармских конюшен, пяти полицейских частей; для благоустройства набережных Невы, Обводного канала, а также рек Охты, Пряжки и Фонтанки. Были перестроены такие мосты, как Банный, Каменноостровский, Храповицкий и ряд других, урегулированы Обуховское и Каменноостровское шоссе, создана Симеоновская площадь, разбит Александровский парк у Петропавловской крепости. В 1849 году появилась должность смотрителя городских имуществ.
«В преддверии создания нового Городового положения, связанного с реформами 60 – 70-х годов, строительная часть была преобразована, – отмечала в июне 1999 года Марина Пономарева в еженедельнике «Современное строительство». – Из Министерства путей сообщения была выделена гражданская строительная часть, и городским обществам и земствам предоставлено право самим расходовать свои бюджетные средства на строительные надобности и производить постройки своими вольнонаемными техниками».
В 1900 году Городской Думой был принят новый Строительный устав. В конце XIX – начале XX столетия при Городской управе активно действовало строительное управление, собиравшее налоги с недвижимости. Оно придумывало разнообразные технические и санитарно-гигиенические ограничения, разрабатывало планировку города, плодотворно занималось внимательным контролем за деятельностью домостроительных обществ. Строительное отделение рассматривало, правда, лишь техническую сторону планируемых к сооружению объектов, но не творческую сторону фантазий петербургских зодчих. Если проект был просчитан с технической стороны верно, то заказчик мог выстроить любой мудреный модернизм, какой ему нравился.
«Редким исключением, – считают Нина Малинина и Юлия Яковлева, – был случай с Домом Зингера (сейчас Дом Книги). Зингер хотел построить по американскому образу и подобию 15-этажный небоскреб, но на Невском этого делать было нельзя, так как архитектурное решение проспекта подразумевает ориентиром высоты на нем шпиль Адмиралтейства. И Зингеру с трудом удалось «выбить» 6 этажей и башенку.
Борьба с земельной спекуляцией и ростовщичеством носила налоговый характер: сумма налога с каждой сделки достигала 70 процентов. Технический надзор за строительством осуществляла полиция.
Всего за 15 лет в городах России появился динамичный муниципально регулируемых рынок жилья, основанный на закладных и векселях. В Петербурге в год строилось 1000 домов».
Таким образом, в отличие от наших времен, городские власти не занимались городской частной застройкой: ее контролировали и курировали центральные ведомства, связанные с Министерством внутренних дел и Министерством путей сообщения. Городская Дума могла лишь ограничить застройку, если технические характеристики здания не соответствовали нормативам. При исправлении технических ошибок управа обязана была выдать разрешительную печать. Городская Дума могла расходовать свои средства лишь на сооружение общественных зданий.

ГЛАВНОЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ Исполкома Ленгорсовета (ГлавАПУ) – ведущая организация, на которую советские власти возложили управление процессами строительства, архитектуры, планировки, застройки и благоустройства Ленинграда, городов Пушкин, Павловск, Колпино, Петродворец, Кронштадт, Сестрорецкого района и территорий лесопаркового защитного пояса.
Историю свою ГлавАПУ вело с 1925 года, возникнув изначально как Отделение планировки в составе Отдела коммунального хозяйства Ленсовета (Откомхоза) под руководством главного архитектора Л.А. Ильина. В 1931 году отделение было расширено и преобразовано в Планово-геодезическое управление. Компартия в том году поставила перед городскими властями задачу осуществления кардинальной реконструкции коммунального хозяйства, для чего и была произведена реорганизация системы городского управления городом на Неве.
Вскоре Планово-геодезическое управление было реформировано в Архитектурно-планировочный отдел (АПО), который с 1943 годах действовал как Управление по делам архитектуры при Ленгорисполкоме (1943-1956 годы). При этом в годы блокады в состав Управления включили институт «Ленпроект», и уже в 1942 году сотрудники этих организаций приступили к проектам восстановления поврежденных врагом памятников архитектуры.
В 1956-1959 годах организация именовалась Управлением по делам строительства и архитектуры при Ленгорисполкоме, в 1959-1968 годах – Архитектурно-планировочным управлением Ленгорисполкома.
Собственно ГлавАПУ было образовано в 1968 году с главной задачей воплотить в жизнь Генеральный план развития Ленинграда, повысить архитектурно-художественное качество нового строительства, усилить градостроительный подход к районам новой застройки. Упразднение ГлавАПУ произошло в 1988 году, когда на его основе было создано управление «Ленглавархитектура», а затем – нынешний КГА.
В течение долгих десятилетий Главное архитектурно-планировочное управление располагалось на площади Ломоносова в доме № 2. Там же работает и его преемник – Комитет по градостроительству и архитектуре.

КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ – площадь Ломоносова, дом № 2.

Лебедев Сергей БорисовиЧ, историк