Алена Старостина и Екатерина Клеопина - ученицы Льва Додина, занятые в "Доме Бернарды Альбы". Этот спектакль - жестокое исследование режиссером Юрием Кордонским психологии женщин в отсутствии мужчин. Молодые актрисы отважно сыграли двух сестер, жизнь которых проходит в мини-концлагере, организованном их властной матерью Бернардой. В их дебюте есть все - от сексуальных перверсий до суицида.
В МДТ на репетициях актеры обычно пробуют все роли. На "Доме Бернарды Альбы" было также?
Екатерина Клеопина: Изначально я должна была играть Аделу.
Алена Старостина: А я Мартирио. Спустя два месяца репетиций Лев Абрамович сказал: "Алена, вы можете попробовать Аделу? Вы понимаете, о чем идет речь?". Я сказала, что да. Так и закрепилось.
Алена, как вы репетировали Мартирио?
А.С.: Cтаралась идти больше от внутреннего, чем от внешнего. Хотя такой физический недостаток Мартирио, как горб, имел большое значение. Приходилось делать наблюдения. Я даже ездила в специальную больницу для детей с больным позвоночником.
Катя, а в чем разница между Аделой, которую репетировали вы, и той, которую сейчас играет Алена?
Е.К.: По внутреннему ощущению, Адела Алены взрослее. Мне же хотелось, чтобы она была как наивный ребенок. Но не затравленный, а свободный. В принципе, какая-то часть Аделы перешла в Мартирио. Так же, как сестра, она хочет любить, несмотря на свое внешнее уродство.
Не жалеете, что произошла такая рокировка в ролях?
А.С.: Иногда обидно, что у меня не получилась Мартирио, а у Кати Адела. Мне кажется, они были бы тогда совершенно другими, чем сейчас. А вместе с ними изменился бы и весь спектакль.
Как складывались отношения со старшим поколением актрис МДТ?
Е.К.: Они относились к нам по-доброму. Много помогали.
Возможна ли актерская импровизация в спектакле?
А.С.: Каждый раз спектакль идет по-разному. Очень влияют впечатления от прочитанной книги, просмотренного фильма. Помню, мы ходили на Дрейера "Страсти Жанны д'Арк", я смотрела на актрису и думала: как я хочу, чтобы у Аделы было такое же спокойное, осмысленное лицо, когда она пойдет вешаться.
Е.К.: Каждый спектакль что-то заново рождается. Мы все зависим друг от друга. Это как цепная реакция. Вдруг кто-то стал играть на безумном нерве, и все следуют за ним.
А.С.: Однажды Лика Неволина перед выходом на сцену рассказала историю своей знакомой актрисы, которая заперлась дома и никуда не выходила. Буквально три слова сказала, и все переменилось. Спектакль пошел по-другому, стал объемнее, глубже. Интересно, как это происходит...
Е.К.: Волшебство.
Одинокие сердцем
Алена Старостина и Екатерина Клеопина - ученицы Льва Додина, занятые в "Доме Бернарды Альбы". Этот спектакль - жестокое исследование режиссером Юрием Кордонским психологии женщин в отсутствии мужчин.
18 декабря 2006 18:27