Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

"Пролог петербургского авангарда: Михаил Матюшин и Елена Гуро"

"Пролог петербургского авангарда: Михаил Матюшин и Елена Гуро"

В двухэтажном деревянном домике на Профессора Попова, 10, открывается новый музей - филиал Музея истории города. В 1912 году здесь поселился художник и музыкант Михаил Матюшин с женой - художницей и поэтом Еленой Гуро.

В двухэтажном деревянном домике на Профессора Попова, 10, открывается новый музей - филиал Музея истории города. В 1912 году здесь поселился художник и музыкант Михаил Матюшин с женой - художницей и поэтом Еленой Гуро. Сюда захаживали футуристы: Маяковский, Бурлюки, Крученых, Малевич. Здесь издавались скандальные книжки и разрабатывалась теория "расширенного смотрения".

О Музее петербургского авангарда рассказала Елена Баснер, один из авторов экспозиции.

Как появилась идея создания музея?

Идея созревала долго - это будет Музей петербургского авангарда. Мы не восстанавливаем быт, это не музей-квартира Гуро и Матюшина. Дом горел и восстановлен, воссоздавать не из чего. Хотя сохранилось довольно многое. Пианино то самое, вот оно же на фотографии. После войны в доме жила последняя жена Матюшина Ольга Громозова. Она все сохранила, а после ее смерти вещи передали в музей. Мы хотим создать такое игровое пространство, в котором сосуществуют подлинные вещи и наш сегодняшний взгляд на авангард. Показать его узловые моменты - на документах, письмах, событиях, которые дошли до нас в живом материале.

Выставки планируете менять?

Да, мы открываем музей выставкой "Матюшин и Гуро". На втором этаже будет постоянная экспозиция. Что-то из вещей с выставки потом перейдет туда. Там будет зал Гуро - мы его называем "светелка Гуро". Ее вещи, письма, дневники, много трогательных предметов - какие-то коробочки, в которых она камушки хранила, ленточки. Она была человеком немного не от мира сего. Игрушки, которые она делала, - очень разнообразный материал. Понимаете, мы не ставим задачу конкурировать с Русским музеем. Это не художественный музей.

Скорее исторический?

Исторический. Или даже краеведческий. Я очень люблю это слово. Нам хотелось передать то, что называется шумом времени. Вот здесь будет мемориальный матюшинский зал, его мастерская. А там - зал, посвященный началу авангардного движения.

Самое интригующее, что связано с Матюшиным, - его опыты в области расширения возможностей человеческой психофизики. Это будет как-то обозначено?

Да, конечно. Мы собираемся выставить его опытные цветовые таблицы. Более того, мы мечтаем сделать эту часть интерактивной. Для детей будет замечательное развлечение.

Затылком смотреть научите?

Разумеется, всех научим. Это ведь действительно срабатывает.

На недавней хармсовской выставке в особняке Румянцева были акварели Матюшина, где прямо видно, что человек смотрел затылком.

И здесь будут эти вещи. Вообще мы хотим создать маленький центр по изучению именно петербургского авангарда. Потому что история авангарда пишется чаще по московским образцам. Нужно делать выставки забытых художников - камерные. Хорошо, когда получается сотрудничать с другими музеями. Нам никто не отказывал. Спасибо музею Театрального искусства - он предоставляет нам на открытие знаменитую "прямую" скрипку, которую Матюшин изобрел.

Она будет звучать?

Думаем над этим. Пианино у нас, говорили, совсем не звучит, дека треснула. А оно звучит, боюсь сказать...

Авангардно?

Да, и, может быть, как раз так, как Матюшин мечтал. Он же, исполняя "Победу над солнцем", чтобы передать свое "четверть-тоновое" звучание, бил по ближним клавишам, что вызывало в зале истерический смех.

Сергей Бугаев-Африка делал выставку, посвященную Матюшину, в Этнографическом музее и очень напирал на то, что вот Малевич на коне, а Матюшин обижен вниманием. Вы согласны?

В Петербурге матюшинская традиция реализована даже больше, чем малевическая. Считается, что столпа три: Малевич, Матюшин и Филонов. Про Филонова можно сказать, что традиция его ушла в ее чистом виде, с этим фантастическим аскетическим миром. Мир стал шире. А матюшинская традиция жива у многих художников, у "стерлиговцев" в первую очередь.

Стерлигов ведь учился у Малевича?

Да, но как-то высказался в том смысле, что у Матюшина не учился, но взял у него главное. И нам бы очень хотелось поддерживать отношения с этими художниками, делать с ними выставки.

Но это уже "респектабельные" мастера. А хулиганов и акционистов пустите?

Конечно, пустим. Пусть расцветают все цветы.

В саду у вас замечательные могут быть выставки...

Да, сад дивный, жаль, открываемся зимой.