В Петербурге самая вменяемая бюрократия

В Петербурге самая вменяемая бюрократия

Полгода назад один из самых ярких и неоднозначных чиновников городской администрации, председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Владимир Бланк покинул свой пост в Петербурге и перебрался в Москву.

Полгода назад один из самых ярких и неоднозначных чиновников городской администрации, председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Владимир Бланк покинул свой пост в Петербурге и перебрался в Москву.
Отъезд Владимира Бланка для многих стал неожиданностью. Обычно о переходе чиновника в столицу начинают говорить задолго до самого события, и не всегда он в итоге свершается. Здесь же подобных слухов не было, все случилось буквально в несколько дней. Казалось, что и сам Владимир Бланк удивлен собственным перемещением. Но, видимо, предложение было сделано столь однозначно, что отказаться от него было нельзя. Гость нашей редакции – Владимир Бланк.
– Владимир Викторович, какую должность в настоящее время Вы занимаете и что входит в круг Ваших обязанностей?
– Я являюсь заместителем руководителя Росстроя, и отвечаю в этой структуре за формирование бюджета и экономику. К компетенции Росстроя относится, прежде всего, бюджетное строительство. А в сфере моих интересов – обеспечение строительства необходимыми финансами и контроль за их эффективным использованием.
– Как прошла адаптация в Москве? Принял ли Вас новый коллектив? Встречаетесь ли Вы с другими петербургскими москвичами?
– Москва и министерский коллектив приняли меня нормально. Тем более что на работе я работаю, а не общаюсь. Кстати, работать там значительно сложнее, чем в Петербурге. Я могу сказать откровенно и со знанием дела, уровень административной культуры, который имеется в правительстве Петербурга, один из лучших в стране. С учетом того, что мы все с вами недовольны им, можете представить себе, что происходит в других местах. Мое мнение: сегодня правительство Петербурга – один из самых эффективно функционирующих бюрократических механизмов в стране. Это точно совершенно. Федеральный уровень работает значительно медленнее и значительно менее качественно. В рамках своей компетенции могу сказать: на одно и то же действие, связанное с формированием бюджета, в Москве, на федеральном уровне, приходится в три раза больше писать бумаг. То есть административная реформа породила весьма объемную цепочку бумаготворчества.
И на сегодняшний момент ее последствия чрезвычайно тяжелы. Внутренняя организация федеральных органов существенно отличается от петербургских органов власти. Если говорить серьезно, принципиальная разница состоит вот в чем – разный объект работы. В Петербурге есть очень четкая обратная связь между решениями, которые ты принял, и, к примеру, асфальтом, который лежит или не лежит. На федеральном уровне объект управления совершенно другой. Там решаются вопросы по нормам права, деньгам, своеобразная виртуальная реальность. Нужно иметь иногда определенную смелость, чтобы хотя бы предположить, к каким вещам могут привести те или иные решения. Самый лучший пример, к чему приводят не очень хорошо обдуманные решения – алкогольный кризис: оно привело к сокращению алкоголя на рынке и никаких других проблем не решило.
Что касается встреч с московскими петербуржцами, то кого вы имеете в виду? Германа Грефа? Алексея Кудрина? По работе иногда встречаюсь. А рабочий график таков, что свободное время остается только на сон, даже с семьей некогда общаться. Значительно больше времени, к сожалению, приходится проводить в машине. По расстоянию я в Москве живу в три раза ближе к работе по спидометру, чем жил в Петербурге, но здесь я добирался за 7-8 минут, правда, с мигалкой. В Москве я доезжаю за 35 минут. А живу в три раза ближе.
– Семью Вы забрали с собой?
– Да, они уехали вместе со мной в июле. Без семьи мне бы там было еще труднее.
– Учитывая, что Вы уроженец, кажется, Миасса, то есть не столичный житель, где Вы комфортнее себя чувствуете – в Москве или Петербурге? Почему?
– Ну, знаете, с учетом того, что большую часть времени провожу на работе, я себя комфортно чувствую, наверно, абсолютно везде. Хотя Петербург чрезвычайно приятный для жизни город, но, если быть совершенно откровенным, то с точки зрения качества жизни самый лучший город – Псков. За разумные деньги там можно обеспечить весьма приемлемое качество жизни. В Петербурге и Москве такой уровень, естественно, стоит намного дороже. Правда, в Пскове есть один существенный недостаток – там негде работать.
– Насколько удается исполнять пожелание Валентины Матвиенко, которое она высказала на последнем с Вашим участием заседании правительства, – продвигать Петербург и его проекты на федеральном уровне?
– Городу оказывают помощь многие петербуржцы, и в первую очередь первое лицо государства. Можно говорить о том, что сегодня в Москве, с неформальной точки зрения, существует петербургское лобби, хотя реального объединения нет. Каждый на своем рабочем месте выполняет свои обязанности, благодаря чему, например, город получает на сегодняшний день более 10 процентов всех ассигнований, которые имеет Росстрой. Но это не моя личная заслуга, я просто участвую в этой работе. А решения принимает, в первую очередь, Президент.
– Кого из нынешних петербургских чиновников Вы хотели бы видеть в Москве?
– Серьезно ответить на этот вопрос тяжело. Если комментировать собственные ощущения, я бы большинство тех, с кем работал в петербургском правительстве, взял с собой, потому что главное в чиновничьей работе – это отсутствие неожиданностей в хорошем и плохом смысле. Когда знаешь, чего ждать от коллег, работать проще.
– Как Вам видится будущее Петербурга с федерального уровня?
– Что вы имеете в виду? Будет ли Петербург столицей? Ответ нам может дать только один человек. Если говорить серьезно, на самом деле у Петербурга проблема одна – обладая огромным потенциалом, он не обладает необходимой инфраструктурой. Вот только задумайтесь об очень простых вещах: в городе отсутствует выставочный комплекс, полностью соответствующий международному уровню. Первый конгресс-зал, который более-менее соответствует международным стандартам и позволяет провести экономический форум, появился в Ленэкспо только в этом году. Но там можно собрать всего тысячу человек. Во-вторых, в город невозможно прилететь из деловых центров регулярно и быстро. Наличие авиасообщения сразу же сокращает минимум на полдня время прибытия в Питер. Поэтому действия, которые правительство совершает по инфраструктуре города, совершенно правильны.
Если закончим намыв территории на Васильевском и создадим там приличную конгрессно-выставочную инфраструктуру, а также построим современные офисные центры, где смогут разместиться крупные компании, то Петербург сможет стать деловой, финансовой столицей.
В третьих, мы хотим, чтобы наши дети работали на высокооплачиваемых местах, а их разместить проблематично. Поэтому нынешняя ситуация с инфраструктурой является наиболее неприятной для города. Если эта проблема в течение ближайших трех-пяти лет будет решена, то у Санкт-Петербурга есть шансы трансформироваться в деловой центр не только Северо-Запада страны, но всей северной Европы. Вот нефтяная биржа зачем нужна? Это объект мировой инфраструктуры. Он автоматически делает город главным, потому что здесь определяется стоимость на энергоресурсы.
– Вы затронули тему отсутствия делового центра. А Газпром как раз собирается такой строить. Прямо напротив Смольного. Как Вы считаете, место выбрано удачно?
– По поводу «Газпром-Сити» могу сказать только одно: есть законодательство, которое должно быть соблюдено. Кроме того, есть жители и уполномоченные органы, которые этот вопрос должны решать: можно или нельзя строить. Я не владею деталями проекта, это не в моей компетенции. Единственно, что могу сказать, что такие проекты, существенно влияющие на город, должны осуществляться строго в соответствии с законодательством. На мой взгляд, самые лучшие территории для делового квартала – это за Варшавским вокзалом, потому что местоположение позволяет разместить там офисные помещения для 150-200 тысяч работающих. Там более 600 га, прямой выход к аэропорту, железнодорожная ветка, позволяющая доставлять пассажиров непосредственно в аэропорт. Во многих городах мира можно на метро доехать до аэропорта. Это совершенно иное качество. Плюс размещение делового квартала на юге города выгодно еще по одной причине – в городе почти нет свободных территорий на севере, территории под строительство комфортабельного жилья существуют, в основном, на юге: есть большие резервы в Пушкине, в окрестностях Ломоносова, Петродворца. Поэтому размещение именно в этом месте, где рядом проходит ЗСД, где есть кольцевая автодорога, железная дорога и аэропорт, считаю наиболее подходящим. Можно еще сделать Сити на Морском фасаде. Но это дело далекого будущего.
– Насколько внимательно Вы наблюдаете за развитием экономики в Петербурге. Есть ли пожелания нынешнему руководству Комитета и другим Вашим коллегам?
– Мне кажется, что все идет хорошо, но на сегодняшний момент есть только одна глобальная проблема в городе – городу надо что-то придумать, чтобы сохранить и стимулировать привлекательность для иностранных инвесторов не только в области недвижимости. Если мы с вами посмотрим на вложения, которые осуществляются в Петербурге, мы увидим, что крупные частные вложения направлены в основном на сектор недвижимости. Это, конечно, радует: позволяет владельцам что-то заработать, но неминуемо закладывает проблемы на будущее. Сегодня в городе достаточно хорошее экономическое положение, если мировая конъюнктура сохранится еще несколько лет, город будет обладать совершенно иными возможностями. Но вот будущее экономики города зависит прежде всего от прихода инвесторов в промышленность, а сегодня многие переориентируются уже в другие регионы.
Город – живой организм, он потребляет ресурсы. Один из таких ресурсов, от которого зависит будущее – это инвестиции. Инвестиции бывают государственные, бывают частные. Большая часть денег, которые вкладываются в городе, вкладываются в недвижимость. И особенно беспокоит, что именно в этот сектор идет очень много иностранных вложений. Вместе с тем, относительно немного вкладывается в создание рабочих мест, в создание производства. Я бы сказал, что сегодня в инвестиционной сфере существует только одна большая проблема: недостаток в инвестициях в производственную сферу. Их на самом деле недостаточно. На сегодня много гостиниц, много жилья, много торговых площадей развивается. А вот, собственно говоря, вложений в те места, где теоретически зарабатываются деньги, в создание новых бизнесов, относительно немного. Именно по этой причине губернатор уделяет внимание развитию крупных заводов. И я это приветствую: чем больше внимания будет там, тем важнее. Приход крупных мировых компаний, позволяющих восполнить недостаток рабочих мест, которые мы потеряли в результате деиндустриализации, это благо для города.
– И в заключение, Владимир Викторович, Ваши пожелания петербуржцам, депутатам и власть предержащим к Новому году.
– Валентине Ивановне Матвиенко я желаю сил и здоровья, чтобы продолжить реализацию начатых в городе многочисленных очень важных стратегических проектов. Депутатскому корпусу пожелание только одно – думать о будущем города. А петербуржцам – благополучия и, также – думать о будущем. У нас есть одна проблема. Вы никогда не обращали внимания, что мы мало улыбаемся?
– Как американцы?
– Американцы вынуждены улыбаться в силу закона, иначе их могут воспринять как агрессивно настроенных и привлечь к уголовной или административной ответственности. А горожанам я бы пожелал думать о детях с положительным настроем на то, что происходит. Потому что, несмотря на любые условия, хочется жить здесь и сейчас, а не откладывать жизнь на будущее. К сожалению, то поколение, которые сегодня является главным работающим, расхлебывает безделье советских времен, а еще все вместе мы расхлебываем то, что натворили наши деды и прадеды. И все равно: улыбайтесь. И будьте счастливы!
– И Вам того же: карьерного роста, а главное – гармонии с собой и миром.

Лилиана Глазова