Как «лечат» мосты

Как «лечат» мосты

Мостам повезло гораздо больше, чем дорогам, потому что они всегда считались объектами стратегическими. Поэтому и следят за ними тщательнее.

Мостам повезло гораздо больше, чем дорогам, потому что они всегда считались объектами стратегическими. Поэтому и следят за ними тщательнее. Долговечность мостовых сооружений во многом зависит от того, насколько правильно осуществляется уход за сооружением и его эксплуатация.
Обеспечение необходимого уровня содержания сооружения – это задача эксплуатирующей организации. Задача обследовательских организаций – оценка технического состояния сооружений и диагностика его отдельных элементов. Именно обследователи находят «болевые точки» мостов и выдают рецепты их лечения. Существует база данных, где накапливаются большие объемы информации о мостах: паспортные данные сооружений, фактические параметры и характеристики отдельных элементов, информация по ранее произведенным работам, о дефектах и повреждениях, характере и причинах повреждений, данные о свойствах транспортного потока на мосту, о природно-климатических и других условиях эксплуатации моста. Там же содержатся основные чертежи и фотографии сооружений. Анализ указанной информации позволяет следить за динамикой развития дефектов и повреждений и принимать обоснованные решения при выборе способов выполнения ремонтных работ. При выполнении обследований мостов используются новейшие приборы и оборудование, широко применяются информационные технологии. Периодичность диагностики всех городских моста составляет 5-10 лет. За этот период накапливается достаточно большое количество дефектов и повреждений, и необходимо, даже если своевременно проводятся все работы по содержанию, иметь всю информацию о состоянии моста, чтобы можно было выписать рецепт его «правильного лечения». Следует заметить, что главным врагом мостов является вода с обилием «вредоносных» примесей, попадающая с проезжей части на элементы строительных конструкций. Результат – коррозия металлоконструкций, разрушение бетона, повреждение арматуры.
В нашем городе, расположенном на многочисленных островах, свыше 460 мостов, находящихся в ведении ГУП «Мостотрест», и каждый из них требует к себе пристального внимания. Если мосту не нужна реконструкция или капитальный ремонт, привлекаются эксплуатирующие организации, которые производят текущее содержание, промывку, уборку, вывоз снега. При выявлении серьезных повреждений железобетонных или металлических несущих элементов моста без капитального ремонта уже не обойтись. Тогда к делу подключаются проектные и строительные организации.
Так было, к примеру, с Троицким мостом. Мост давно не отвечал современным требованиям из-за увеличения грузопотока, а его металлические конструкции находились в плачевном состоянии. Срочно требовался капитальный ремонт, а для этого необходимо было провести обследование. Разработка проекта реконструкции была поручена ЗАО «Институт «Стройпроект», а предпроектное оследование – Центру диагностики строительных конструкций. Обследователи и проектировщики целый год буквально жили на мосту. Исползали его вдоль и поперек. Было определено состояние всех элементов металлических и железобетонных конструкций. Результатом работы обследователей, проектировщиков и строителей (ЗАО «Пилон») стал обновленный, надежный и еще более красивый, чем прежде, Троицкий мост.
Сейчас подобное обследование проводится на Дворцовом мосту, и ЗАО «Институт «Стройпроект» разрабатывает проект его реконструкции. У этого моста с самого начала сложилась трудная судьба. Его начали строить перед самой первой мировой войной. Достроить не удалось – началась война, потом революция и другие катаклизмы мирового значения. И лишь в 70-е годы прошлого столетия его строительство было полностью завершено.
При обследовании моста обнаружилось, что основные металлические конструкции, несмотря на столь почтенный возраст, находятся в достаточно хорошем состоянии. Но, как известно, главные враги мостов – вода и коррозия. Через деформационные швы вода проникла на нижележащие конструкции, и металл в этих зонах существенно пострадал. При реконструкции пролетного строения планируется заменить некоторые элементы, другие очистить и защитить от коррозии. Гораздо более серьезной проблемой явилась реконструкция механизмы разводного пролетного строения. Сейчас конструкторы всерьез думают над конструктивными решениями проблем Дворцового моста.
Качество моста во многом зависит от его металлических конструкций. Кто их изготовил, как и какой металл применялся – все это важно. В следующем году должен войти в эксплуатацию мост Лейтенанта Шмидта. Перед реконструкцией обследовали металлоконструкции и обратили внимание на балки, которые были здесь установлены еще в 1937 году. Были отобраны образцы металла на испытания по морозостойкости, пластичности и вязкости металла. Специалисты пояснили, что при температуре ниже 20 градусов свойства металла существенно меняются, металл становится хрупким. Было принято решение о замене балок пролетного строения моста. Был необходим металл, который и при столь низкой температуре обладал бы однородными свойствами и смог выдержать большие нагрузки. Такие характеристики имеет металл хорошего качества. Его нашли на Урале в г. Кургане и привезли в Петербург. Да, дорого, говорят заказчики, но зато есть гарантия, что этот мост достойно отслужит еще 80 лет.
Всякий раз, проезжая по мостам нашего города, пожелайте им долгих лет жизни, а тем, кто следит за ними – хорошего и добросовестного труда.

Марианна Рахман