В поисках энергетического баланса

В поисках энергетического баланса

По мнению специалистов, реформы в электроэнергетике идут медленнее, чем диктуют требования времени и потребителей. Инвестиционное бремя государственного сектора мог бы разделить и частный капитал.

По мнению специалистов, реформы в электроэнергетике идут медленнее, чем диктуют требования времени и потребителей. Инвестиционное бремя государственного сектора мог бы разделить и частный капитал. Однако серьезные ограничения, барьеры и риски, сопутствующие сегодняшнему рынку электроэнергетики, сильно смущают частных инвесторов.
По признаниям и госчиновников, и самих энергетиков, за последние 10-15 лет развитию и модернизации отрасли не уделялось должного внимания. Сначала по причине промышленного спада 90-х годов прошлого века в стране заметно упало энергопотребление. Невольно образовался изрядный резерв энергомощностей.
ЭнергиЯ инвестиций
Иллюзия благополучия сыграла злую шутку – по мере оживления в сфере производства и строительства проблемы с энергообеспечением стали нарастать как снежный ком. Во-первых, растущие объемы энергопотребления начали быстро «подъедать» старые запасы. А во-вторых, за время вынужденного простоя почти вся инфраструктура, техника и оборудование оказались изношенными не только морально, но и физически. Наверстывать упущенное начали на рубеже нынешнего века.
Правда, за пять лет реформирования энергетической отрасли значительные усилия прилагались в организационно-правовой плоскости. При этом и тогда, и сейчас «красной нитью» через все энергетические реформы проходит проблема финансирования модернизации существующих и создания новых мощностей. На сегодняшний день, по оценкам специалистов, в одной только системе РАО ЕЭС износ теплосетей достигает 90 процентов, электроподстанций – 45 процентов, линий электропередач – около четверти протяженности. Степень износа основных производственных фондов даже в европейской части России (с самыми благополучными энергосистемами) достигает 50 процентов.
Затраты на ремонт оборудования подчас превышают стоимость его замены. Энегосистема работает в режиме постоянных перегрузок, что приводит ко все более частым авариям и отключениям потребителей. Очевидна необходимость повышения эффективности и надежности всех составляющих системы. Среди целей реформирования энергетики одной из стратегических считается задача по привлечению серьезных частных инвестиций, так как одними только бюджетными вливаниями быстро модернизировать отрасль невозможно.
Но пока она недостаточно инвестиционно привлекательна для частного капитала. Слишком велики финансовые риски, над рыночными принципами ведения бизнеса довлеет централизованное государственное регулирование. Например, в отношении тарифов. Так как в энергетической отрасли преобладают продолжительные во времени инвестиционные циклы, у инвесторов возникают сомнения в рентабельности проектов, которые будут реализованы только через 3-5 лет. За это время слишком многое может произойти. Прежде всего – в отношении с госрегулированием тарифов. Не имея возможности просчитать рыночные тенденции и перспективы, инвесторы не хотят становиться заложниками популистских или политических решений госчиновников. Другим актуальным вопросом для эффективного функционирования отрасли остается доведение до кондиции ее нормативно-правовой базы.
Текущий год, по замыслу Минромэнерго, должен был стать решающим в затянувшемся процессе структурных преобразований в РАО «ЕЭС России» и либерализации тарифов. Все это должно повысить инвестиционную привлекательность электроэнергетики для частных компаний. К достижениям этого года Минпромэнерго как раз и относит принципиальное решение о запуске оптового рынка электроэнергии и определение шагов по либерализации отрасли. Теперь на очереди – воплощение этих решений в жизнь с помощью новых рыночных институтов, которые должны заработать в году следующем.
Для этого требуется синхронизировать и работу по завершению разработки необходимых нормативных документов и корректив в существующий правительственный план. Если учесть, что завершение нормотворческой работы намечено в Правительстве на середину 2008 года, о каком-либо быстром возрождении отрасли говорить сейчас затруднительно. А тем временем энергопотребление в стране растет бурными темпами. Число подключаемых потребителей к каждой подстанции за последние 2-3 года увеличилось в несколько раз.
В Санкт-Петербурге также отмечается дефицит мощностей. Кроме этого специалисты сетуют на значительную степень физического и морального износа технологического оборудования и сетевого хозяйства, что делает его низкоэффективным. Модернизацию тормозит и его разнотипность, а также несовместимость с современными материалами и технологиями. До сих пор в эксплуатации встречается оборудование, которое вот-вот отметит 50-летний юбилей. Электрокабели и того почтеннее. Не хватает и квалифицированного персонала для качественного обслуживания сетей, особенно в аварийных ситуациях, которые имеют тенденцию к росту.
Большие надежды у энергетиков Санкт-Петербурга и потребителей возлагаются на реализацию среднесрочной программы реконструкции и технического перевооружения электросетей города. Она была принята правительством города совместно с руководством ОАО «ФСК ЕЭС» и электросетевой компанией «Ленэнерго». Общая стоимость мероприятий, расписанных на 2006–2008 годы, составила более 26 млрд рублей. Из них 5,7 млрд рублей выделяется за счет средств городского бюджета. Эти инвестиции вкладываются в строительство электроподстанций 110/10 кВ. В том числе для энергообеспечения объектов Адмиралтейского района, например, для второй сцены Мариинского театра.
В планах также строительство электроподстанции «Шушары», ориентированной на обеспечение энергией завода «Тойота». Недавно в рамках программы начато строительство Юго-Западной ТЭЦ, которая необходима в том числе и для будущего многофункционального комплекса «Балтийская жемчужина». Завершено строительство Северо-Западной ТЭЦ, ведутся работы по увеличению энергомощностей для исторического центра города. Еще 8,8 млрд рублей в развитие городского электросетевого хозяйства города, включая строительство электроподстанции «Лахта», инвестирует ОАО «Ленэнерго».
Особую значимость приобретают работы направленные на решение хронической проблемы по подключению новостроек к электросетям. Новому руководству ОАО «Ленэнерго», работающему с нынешнего лета, «в наследство» достался целый ворох проблем. Долги по договорам перед строителями достигали почти 900 домов. На этом направлении за последние полгода наконец-то наметился решительный прорыв.
ЭнергиЯ строительства
График ликвидации задолженностей по 884-м коммерческим и 53-м бюджетным объектам согласован специальным соглашением между правительством Санкт-Петербурга и РАО ЕЭС. На сегодняшний день уже более 600 таких объектов удалось подключить к электроэнергии. До конца этого года планировалось успеть разобраться с остальными адресами. В планах также подключение к энергоснабжению домов сдающихся в эксплуатацию в текущем году. Это еще около 165 жилых домов. Примерно 200 ранее построенных жилых домов, подключенных по временным схемам, также намечено обеспечить «штатными» мощностями.
В самом ОАО «Ленэнерго» основными проблемами считают все-таки не субъективные организационные, а объективные факторы, связанные с острым дефицитом свободных энергомощностей. По этой причине в осенне-зимние периоды 24 городские подстанции вынуждены действовать с предельной нагрузкой. Как следствие, из-за возникающих перегрузок периодически происходят отключения. Прошлой зимой, например, этого избежать не удалось. Сейчас общая потребность электрической мощности в Санкт-Петербурге, по оценкам специалистов, достигает 2,6 гигаватта. В «ОАО «Ленэнерго» считают, что к 2010 году для полноценного электроснабжения города понадобится уже 3,5 гигаватта мощности. Работы ведутся немалые, однако не все стереотипы еще развеяны. Например, с точки зрения строителей, энергоснабжающие организации иногда намеренно тянут с подключением сданных домов к постоянному электроснабжению. По их версии, есть тут некоторая выгода для энергетиков. Дело в том, что плата за электроэнергию, если дом подключен по временной схеме, может быть в несколько раз выше обычного тарифа. Энергетики, в свою очередь, объясняют возникающие заминки тем, что для решения таких вопросов необходимо построить сотни трансформаторных подстанций. А между тем, существуют объективные сложности с их оформлением, а также выделением пятен под их строительство.
Так, по статистике, на оформление разрешительной документации на каждую станцию уходит до четырех месяцев. К тому же следует учитывать, что возвращаться к домам, подключенных по временным схемам, подчас сложнее, чем сразу подключить только что сданный дом. Объяснение простое – вокруг дома, простоявшего год-два на временной «энергоподпитке», успевает сложиться своя инфраструктура, а строительная техника, напротив, – «ушла» вместе с застройщиками. Кроме этого в среде энергетиков отмечается и отсутствие территориальной возможности размещения объектов распределительной сети.
Проблема в том, что далеко не всегда застройщики учитывают необходимость выделения места для источников электроснабжения при проектировке схемы застройки кварталов. Необходимо еще на стадии проектирования заранее «бронировать» место не только под здания строящегося квартала, но и для трансформаторных подстанций, а также под коридоры для прокладки кабельных линий. И все-таки, несмотря на весомость отдельных факторов, главной предпосылкой успешного и оперативного решения проблем с подключением домов к сетям, стабильной работы промышленных предприятий и сферы ЖКХ остается финансирование. Без составления четкой и предметной «сметы затрат», согласованной с платежеспособным инвестором, оздоровления ситуации в сфере электроэнергетики городу не видать.
Дополнительный оптимизм у руководства города вызывает подписанное правительством Санкт-Петербурга с РАО «ЕЭС России» соглашение о реализации первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов. Этот документ включает в себя программу первоочередных мероприятий по устранению дефицита мощности и повышению надежности энергоснабжения Санкт-Петербурга. Соглашение предусматривает модернизацию электрических и тепловых сетей, строительство новых и реконструкцию старых электрических подстанций, увеличение мощности генерирующих энергетических объектов.
Так, до 2010 года планируется построить 10 новых объектов линий передач, 19 новых крупных электроподстанций и реконструировать 27 старых. В распределительных сетях намечено построить около 2,5 тысяч трансформаторных подстанций, 406 распределительных пунктов и проложить около 7 тысяч километров электрокабеля. Если эти планы удастся воплотить в жизнь, то к 2010 году город будет иметь около 3,5 гигаватта, что позволит покрыть существующий сегодня дефицит мощности.
Правительство города подкрепляет выполнение намеченных планов жесткими организационными мерами. Для повседневного мониторинга подключения потребителей к электрическим сетям созданы оперативные штабы по контролю за текущим состоянием энергосистемы и ее перспективному развитию. Утвержден согласованный тариф на подключение, курировать этот вопрос будет созданное при ОАО «Ленэнерго» специальное подразделение. Средства за подключения будут аккумулироваться на открытом отдельном счете. Все решительнее правительство Санкт-Петербурга заявляет о своих намерениях приобрести блокирующий пакет акций ОАО «Ленэнерго». Это, по мнению чиновников, должно стать следующим значительным шагом в развитии и укреплении энергосистемы города. В этом случае, как выразился губернатор, «петербургским строителям больше никогда не придется просить милости у энергетиков. Мы станем полноправными хозяевами электрических сетей города!».

Андрей Мельников