Музыканты репетируют с акустикой Мариинского-3

Музыканты репетируют с акустикой Мариинского-3

Оркестр Мариинского театра осваивает акустическое пространство нового концертного зала в построенном здании бывших декорационных мастерских на улице Писарева.

Оркестр Мариинского театра осваивает акустическое пространство нового концертного зала в построенном здании бывших декорационных мастерских на улице Писарева. Накануне к дирижерскому пульту вышел сам маэстро Валерий Гергиев. Теперь петербургский зритель может увидеть мастера и его творчество с совершенно новой, неизвестной стороны. Впечатлениями от концерта делится корреспондент НТВ Юлия Олещенко. Новая жизнь бывшего декорационного магазина и зала Императорских театров, где творили Бенуа, Головин и Коровин, начинается с акустических тестов. Проект концертного зала Мариинского театра — результат творческого союза архитектора Ксавье Фабра и всемирно известного акустика Ясухиса Тойоты. Они создали не просто современный зал стоимостью в 24 миллиона доллдаров, а драгоценный музыкальный инструмент. Валерий Гергиев, художественный руководитель, директор Мариинского театра: «По форме и красоте это виолончель. Я очень люблю этот зал, мы здесь играли уже около восьми благотворительных концертов. Здесь побывали многие петербуржцы и гости России. У нас праздничная пора: мы получаем наслаждение от зала, который сами для себя построили». На первые концерты зрителей пускают бесплатно. Музыкантам важно освоиться в новом пространстве, солисты ищут наиболее выгодные мизансцены, прислушиваясь к звучанию голосов. Эксперименты ставит даже ведущий концерта, известный искусствовед. Акустика ведь дело субъективное. Леонид Гаккель, доктор искусствоведения, координатор музыкально-общественной жизни Мариинского театра: «Если Вас слышно отовсюду в зале, то все в порядке. Моя горькая участь — говорить перед концертом. Сегодня я попробую говорить без микрофона и маэстро Гергиев уверяет, что так будет в тысячу раз лучше, чем говорить с микрофоном». Тем временем публика привыкает к непривычному раположению кресел вокруг сцены. Счастливчики, которым достались места над оркестром, могут лицезреть маэстро Гергиева анфас. Зал сужен к концу специальными пилонами, чтобы звук, летящий со сцены, концентрировался так, чтобы с каждого из 1110 мест было прекрасно слышно. Архитектор Ксавье Фабр позаботился о том, чтобы трели сотовых телефонов не мешали ни зрителям, ни музыкантам. Коробка зала проложена медью, которая глушит сигнал мобильников. Мариинский-3 — пока первая в России концертная площадка, выстроенная с такими мерами предосторожности. Кроме макета зала за кулисами можно полюбоваться фресками работы Михаила Шемякина, а на центральной лестнице его же часами. Здесь все необычно: хайтековское изобилие стекла и света соседствует с написанными золотом фрагментами партитур известных композиторов и портретами звезд Мариинки от Шаляпина до Анны Павловой, хотя многоярусное фойе кому-то может напомнить здание аэропорта. Впечатление усиливают звонки перед началом концерта: они звучат на двух языках. Первый сезон Мариинского-3 обещает немало сюрпризов, недаром чудо-сцена, на которую без бахил оркестрантов пускают только во время концертов, может трансформироваться, образуя оркестровую яму, балетные подмостки и даже подиум для пресс-конференций.