В поисках решения

В поисках решения

В пресс-центре газеты «Строительный Еженедельник» состоялся семинар по теме «Единая государственная экспертиза проектной документации и судьба государственной экологической экспертизы».

В пресс-центре газеты «Строительный Еженедельник» состоялся семинар по теме «Единая государственная экспертиза проектной документации и судьба государственной экологической экспертизы». У многих участников инвестиционно-строительного комплекса накопилась масса вопросов в связи с изменениями в российском законодательстве, вступившими в силу с 1 января 2007 года.
Вот лишь некоторые из них: кто должен подписывать Акт приемки объекта капитального строительства в новых условиях, когда отменены отраслевые экспертизы проектной документации, а также необходимо проведение строительного надзора, включающего в себя проведение надзора за соблюдением требований промышленной, пожарной, экологической, санитарно-гигиенической и прочих видов безопасности. Что будет, если документы на ГЭЭ поданы в 2006 году, а заключения до начала 2007 года получить не удалось. Будут ли при государственной экспертизе приниматься в учет ранее выданные Заключения ГЭЭ, срок действия которых заканчивается не позже 1 апреля 2007 года. Какова судьба ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), ООС (охрана окружающей среды). Как согласуется то, что требование о разработке ОВОС при планировании хозяйственной деятельности законодательно установлено, а отдельной экологической экспертизы ТЭО, ОВОС, ООС уже нет… Каков механизм передачи на прохождение экспертиз, которые раньше были ведомственными и сейчас вошли в состав государственной экспертизы? Будут ли привлекаться внештатные эксперты, или будет набираться штат экспертов в комиссию, среди которых будут эколог, санэпидемиолог и пр.? Или следует привлекать этих специалистов из Ростехнадзора, Росприроднадзора и других организаций по договору?

Наталья Петрова, руководитель Центра правового обеспечения природопользования – Северо-Западное отделение:
– Федеральный закон от 31.12.2005 №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Одна из этих статей, 6.1, предусматривает передачу части полномочий Российской федерации в области госэкспертиз и проектной документации органам государственной власти субъектов федерации. С 1 января 2006 года вступила в силу данная статья, и в этом году она дополнилась. Так, 18 декабря 2006 года принят 232 ФЗ, который эту статью дополнил. Теперь субъектам федерации передана также государственная экспертиза результатов инженерных изысканий. Это вступило в силу с 1 января 2007 года, причем включено не два объекта, который проводит субъект, а три.
Хотя 199-й закон действует уже более года, но до сих пор многие полномочия так и не переданы. В частности, все экологи знают, что пока разграничить экологические объекты регионалы и федералы не могут. Причина в том, что за это время не принято никаких дополнительных разъяснительных актов, проясняющих полномочия сторон. Все вынуждены руководствоваться постановлением Правительства России №777 от 2002 года, в котором определяется ряд объектов подлежащих федеральному экологическому контролю. Статьей 10 закона 199-ФЗ, вступившей в силу 1 января текущего года, предусматривалось важное изменение в федеральный закон об экологической экспертизе о передаче отдельных полномочий Российской федерации в регионы. Как известно, в 2004 году был принят градостроительный кодекс, при этом его часть 6 статьи 49 вступила в силу только с 1 января 2007 года. Речь в ней как раз о том, что в Российской Федерации должна проводиться только единая государственная экспертиза проектной документации.
Это не означает, что отменяется, например, экологическая (или другие) экспертиза как таковая. Она не отменяется, а лишь становится составной частью единой государственной экспертизы проектной документации (ЕГЭПД). При этом закон об «Об экологической экспертизе» никто не отменял, в нем только изменены две статьи: №11 об объектах федеральной экологической экспертизы и №12 об объектах региональной экологической экспертизы и изменено понятие экологической экспертизы. Самое основное это то, что из объектов экологической экспертизы полностью выведена проектная документация. Сейчас она включена в состав ЕГЭПД.
Что касается конкретных органов, которые будут проводить экспертизу, по Санкт-Петербургу вопрос уже решен. Законодательное собрание 11 октября 2006 года приняло Закон Санкт-Петербурга «О государственной экологической экспертизе в Санкт-Петербурге». Сейчас в городе одновременно действуют и региональный закон, и федеральный закон об экологической экспертизе. Впрочем, это не противоречит действующему законодательству. В Законе Санкт-Петербурга не содержится порядок проведения ГЭЭ. Более того, в Федеральном законе содержится важная норма с перечнем объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня. Как и ранее, это статьи 11 и 12. Но тексты этих статей представлены в новой редакции, с измененными перечнями объектов ГЭЭ.
Николай Сорокин, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга:
– Экологическая экспертиза появилась в нашем городе еще в 1988 году по решению Ленгорисполкома, государственной она стала с 1992 года после принятия закона об охране окружающей и природной среды, в 1995 году вышел закон «Об экологической экспертизе». По этому закону все и жили до 1 января 2007 года. Сейчас проходит административная реформа по передаче большого объема полномочий в части охраны окружающей среды от федеральных органов региональным. И не только в части проведения государственной экологической экспертизы, но и в части всех федеральных водных объектов на территории субъектов федерации, в части охраны леса, животного мира. Статьей 6 федерального закона был определен порядок осуществления полномочий Российской Федерации субъектами федерации. В декабре 2006 года был принят закон о внесении изменений и дополнений в градостроительный кодекс. В статьях 11 и 12 об объектах экологической экспертизы были полностью выведены из объектов подлежащих экологической экспертизе вся предпроектная, проектная и градостроительная документация.
Изменения были внесены и в закон о защите окружающей среды. Для строителей, прежде всего, важно, что объектом экологического контроля не может выступать объект строительства. К ним теперь применим государственный строительный контрольный надзор, а экологический контроль возможен только после ввода объекта в эксплуатацию. Правда, при этом забыли внести изменения в закон об охране атмосферного воздуха, в закон об отходах производства и потребления. В прошлом году больше всего нарушений при осуществлении государственного экологического контроля на территории Санкт-Петербурга было связано с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы. Этот-то контроль с 1 января и отменен. Российская Федерация оставила субъектам в части экологической экспертизы четыре типа объектов. Это проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающие строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду в части размещения этих объектов. Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится к компетенции исполнительной власти. Кстати, лицензия на обращение с отходами не относится к такой компетенции, и должна была бы попасть в 11-ю статью, но ее забыли внести. Поэтому вопрос завис. Четвертый тип объектов – материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание им статуса особо охраняемых территорий регионального значения.
Федеральный закон передал полномочия органам государственной власти. Поэтому в Санкт-Петербурге для разделения полномочий исполнительной и законодательной (ЗакС) 11 октября 2006 года был принят закон об экологической экспертизе. Во исполнение его было принято два постановления городского правительства. Первое – об исполнительном органе власти в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. Так как Российская Федерация делегирует полномочия и соответственно осуществляет жесткий контроль, структуру нашего подразделения мы согласовывали в Росприроднадзоре, Ростехнадзоре. И еще одно постановление было принято совсем недавно – о порядке использования финансовых средств на проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. В составе комитета создан отдел государственной экологической экспертизы, который и занимается объектами в объеме статьи 12. Сейчас на федеральном уровне активно обсуждается вопрос об экологической экспертизе промышленных объектов. Поэтому возможны новые изменения в законе о защите окружающей среды.
Между тем, сейчас наблюдается тенденция отказа субъектов федерации от полномочий, делегированных им федерацией. Уже 37 субъектов федерации направили в Москву обращения об отказе от дарованных центром полномочий.

Вероника Тарбаева, заместитель Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленобласти:
– Если мы посмотрим 10-ю статью 232 ФЗ, то увидим, что нас это не сильно затрагивает. Нам делегировано всего четыре типа объектов: научно-технические и методические нормативы, а это даже не проектные распоряжения. Далее – материалы по лицензиям, третье – придание территории особо охраняемого статуса и четвертое – те самые проекты, которые проходили государственную экологическую экспертизу и требуют доработки. Получается, что мы очень маленький сектор. Вопрос только в разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации.
На сегодняшний день все, что касается перевода земли – это в ведении Росстройнадзора, а техническая документация – в ведении Ростехнадзора. Вневедомственная экспертиза вообще по будущей схеме вынесена в госучреждение со своей структурой, включающей и экологов и СЭС.
Алексей Рыбаков, начальник оперативной службы государственной экологической инспекции Ленобласти:
– В принципе государственная политика направлена на уменьшение количества отходов и увеличение их вторичного использования. Сейчас строительные отходы, вторичное использование которых по причине отсутствия в Санкт-Петербурге соответствующих предприятий и территорий временно невозможно, должны захораниваться на полигонах твердых отходов. Не согласен. Где полигоны? На территории Ленинградской области. У нас есть объекты, где возможно использование грунтов строительных отходов, и мы против того, чтобы городские организации вывозили полезные ископаемые на полигоны бытовых отходов. Смущают объемы, в которых завозятся грунты и строительные отходы – более 1 миллиона тонн отходов в год, половина из них строительные. До абсурда доходит – две тысячи шестьсот тонн второго класса опасности грунтов везут на полигон. Мы против второго класса опасности на полигоне. Нужно более ответственно принимать решения, а то, допустим, проектировщики прописали второй класс везти на полигон, который не предназначен для этого, и так по цепочке до самого перевозчика, который посмотрел – и отвез на полигон. Не забывайте, господа проектировщики, что существует такое понятие, как плата за неэффективное владение. Плата сейчас «атомная».
Далее, в прошлом году вышло постановление о лицензировании, где прописано, что грубым нарушением является отсутствие у лица, допущенного к обращению с отходами, лицензий, сертификатов, а также – отсутствие паспорта на отходы. Мы общались с городским Комитетом по природопользованию. Они считают, что у них нет полномочий по паспортизации. Позиция области такова – есть межгосударственный стандарт 30774-2001 по ресурсосбережению и обращению с отходами, где все конкретно прописано. Мы хотим знать, что к нам в область везут. В ближайшее время мы планируем перекрыть посты и проверить, что к нам везут. Поэтому мое личное мнение: целесообразно каждому разработать для своих строительных отходов паспорт и положить его в машину, так как что реально везут, мы не знаем. Впечатление такое, что отходы не доезжают до полигонов. Проблема в том числе и в перевозчиках. От них надо требовать справку с полигона по факту сдачи отходов. А строительные организации должны разрабатывать соответствующий регламент.

Рудольф Фалтинский, начальник Управления государственной экспертизы Службы государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга:
– Хочу вас поздравить с тем, что Градостроительный кодекс с изменениями вошел в силу с 1 января. Это для вас означает сокращение сроков прохождения экспертиз на всех уровнях. Если до декабря прошлого года вы проходили экспертизу в пяти организациях, и они брали на себя срок выполнения экспертизы от 30 до 90 дней, то сейчас согласно постановлению, которое должно скоро выйти взамен старого №1008, на прием документов отводится 3 дня, на экспертизу проектно-сметной документации жилых домов – 45 суток, на все остальные объекты – до 90 суток. Если год назад у вас мытарства по тем или иным экспертизам тянулись до года, а то и более, то сейчас для жилых объектов – не более 45 суток. За исключением объектов бюджетного финансирования, здесь, как и раньше – 30 дней.
Кроме этого те подрядные организации, которые работают с бюджетом города, должны знать, что 13 декабря 2006 года вышло постановление №168 городского правительства. По нему мы принимаем на экспертизу проектно-сметную документацию по расценкам новой структуры, которая создана в декабре. Это центр ценообразования и экспертизы. По всем инвестиционным проектам возможно применение старых территориальных расценок, что и в прошлом году. Непонятно с теми объектами, которые финансируются из федерального бюджета. Раньше тем вузам, которые финансируются из федерального бюджета, разрешали применять ТЭРы. Сейчас, коль скоро город для себя ввел новые расценки, непонятно, должны ли организации, которые финансируются из федерального бюджета, составлять свои сметы в старых расценках или применять те расценки и коэффициенты, что бюджет города применил к своим объектам.
Много споров происходит и будет происходить между теми структурами, что занимались экспертизами до 1 января 2007 года. Еще 12 января сего года состоялось большое совещание у Круглика, где присутствовали все первые заместители МЧС, СЭС, Природнадзор и так далее. Было решено однозначно, что те объекты, которые были сданы на экспертизу в декабре, подлежат экспертизе теми организациями, которые принимали соответствующую документацию. И они обязаны выдать строителям все свои экспертные заключения до апреля 2007 года, и мы обязуемся до первого апреля принимать все старые заключения, как было раньше. С первого апреля, естественно, это рассматриваться больше не будет. А с девятого января текущего года действует единое окно для приемки документов на госэкспертизу. То есть ничего не изменилось. Например, пакет документов остается тот же, но для быстроты прохождения экспертизы мы будем требовать третий экземпляр на случай сложных объектов. Мы заключили соглашения с Комитетом по природопользованию, ведем переговоры с КГИОП по культурным памятникам и культурному наследию, мы также ведем переговоры по особо сложным объектам и надеемся на соглашение или с господином Ракитиным, или с господином Коржаевым.
Что касается промбезопасности, вспомним, что в штате Роспророднадзора было всего пять экспертов. Конечно, им трудно было охватить все объекты. Мы обратились к ним и получили данные обо всех организациях, работавших у них на субподряде. Чтобы не тормозить процесс, мы заключим с ними соглашения о сотрудничестве. Такая схема будет действовать только в течение текущего года. Пока ни площади, ни структура, ни штат не определены, поэтому мы пока работаем по-старому, но постановление правительства выполняем уже с 9 января сего года. По этому году мы выдали уже 27 заключений по новой сдаче. Вообще, для вас не меняется ничего, кроме того, что надо будет дополнительно сдавать еще один экземпляр пакета документации. Согласно формуле расчета стоимости на трех с половиной страницах, которую прислало правительство, минимально расценки на экспертизу возросли в 1,5-2 раза. Понятно, что денег, которые мы брали с вас за экспертизу раньше, с учетом того, что все новые организации у меня будут на субподряде, нам в этом году не хватит. Но в этом году мы работаем с пониманием того, что нельзя допустить остановку строительного комплекса. А вот после выхода постановления взамен старого (№1008) правила игры станут понятными и прописанными до конца.
Пока много вопросов возникает по разграничению делегирования полномочий при проведении государственной экспертизы. Согласно ожидаемым постановлениям и тому, что прописано в градостроительном кодексе, в ведении Главгосэкспертизы остаются объекты на территории с двумя и более субъектами федерации. Например, Пушкин и Гатчинский район. Также объекты, составляющие государственную тайну, объекты культурного наследия федерального значения, особо опасные технически сложные и уникальные объекты. Сразу возникает вопрос, что делать с пожарными и линейными сооружениями. Следует подождать постановления, которое разграничит, что будет в нашем ведении, а что в федеральном. Надеюсь, что к концу февраля оно выйдет.
Пока непонятно, как разграничить экспертизы подстанций, тепловых сетей. Так, если температура теплоносителя 150 градусов Цельсия, это попадает в ведение федеральной экспертизы. Мы обратились в Комитет по энергетике с предложением о пересмотре параметров теплоносителей с тем, чтобы, если температура меньше 150 градусов Цельсия, экспертиза этих объектов могла остаться в нашем ведении. Кроме этого до конца января ожидаем выхода взамен старого нового постановления «Об утверждении положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам градостроительного проектирования». Там должен быть прописан весь порядок получения согласований и разрешительной документации. Будут прописаны все сроки, включая срок выдачи градпланов. То есть в течение 30 дней с момента подачи документов вам должны будут выдавать градплан. Пока это все, так сказать, по проекту, что будет по факту, посмотрим.

Юрий Павлов, начальник отдела государственного строительного надзора Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу:
– Хочу обратить ваше внимание прежде всего на порядок проведения государственного строительного надзора с 1 января 2007 года и до внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года №54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации». Итак, государственный строительный надзор должен осуществляться в следующем порядке. Применительно к объектам капитального строительства, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов завершены до 1 января 2007 года, орган государственного строительного надзора при принятии решения о выдаче заключения о соответствии объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации или об отказе в выдаче такого заключения в отношении объектов капитального строительства, рассматривает заключения органов государственного пожарного надзора, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), государственного контроля в области охраны труда, иных органов государственного контроля и надзора, если их проведение при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства было предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При наличии заключений указанных органов государственного контроля и надзора, выданных в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых завершен до 1 января 2007 года, заключение органа государственного строительного надзора, выданное после 1 января 2007 года, не включает в себя выводы о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям, проверка которых осуществлялась указанными органами государственного контроля и надзора. При проверке соответствия выполненных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых не завершен до 1 января 2007 года, орган государственного строительного надзора вправе затребовать от соответствующих органов государственного контроля и надзора все документы, включая акты и предписания, касающиеся осуществления контроля и надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, не завершенных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом до 1 января 2007 года. Орган государственного строительного надзора осуществляет такой надзор на предмет соответствия выполненных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности.

Андрей Мельников