Тактика и стратегия

Тактика и стратегия

Несколько лет подряд Санкт-Петербург удерживает лидерство по инвестиционной привлекательности. За последний год значительно выросла инвестиционная программа – сейчас в городе реализуется 16 стратегических проектов.

Несколько лет подряд Санкт-Петербург удерживает лидерство по инвестиционной привлекательности. За последний год значительно выросла инвестиционная программа – сейчас в городе реализуется 16 стратегических проектов. Это строительство ЗСД, КАД, надземного экспресса, новых крупных предприятий, реформирование энергетического комплекса, другие проекты.

О деятельности правительства Санкт-Петербурга по стратегическим проектам, привлечению иностранных инвестиций и возможности участия петербургских строителей и производителей строительных материалов в этих проектах рассказал председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максим Соколов.
Недавно проект строительства завода компании «Ниссан» стал шестнадцатым в списке стратегических проектов. Самих стратегических инвесторов меньше. Так, строительство Морского пассажирского терминала и Морского фасада осуществляет компания «Терра Нова», программу реконструкции теплоснабжения Петроградского и ряда других районов – компания «Газпром». Ряд проектов финансируется за счет бюджета РФ и поэтому у них стратегическим инвестором является, как шутят некоторые чиновники: «наш любимый спонсор – бюджет РФ». Они, имея статус стратегического проекта, стратегических инвесторов не имеют. Прямые инвестиции в 2006 году выросли в три раза по сравнению с 2005 годом. «Это при том, – отметил Максим Соколов, – что наши стратегические инвестиции с объемом от 3 млрд рублей и выше только начали реализовываться. Они являются катализатором, точками роста. И не только объем инвестиций, но и качество этих инвестиций, когда один стратегический проект затрагивает сразу несколько сфер жизни наших горожан: экономику города, а с другой стороны вызывает к жизни целый ряд других крупнейших проектов – это является основной отличительной характеристикой стратегического проекта нашего города перед другой – инвестиционными проектами, реализуемыми в Санкт-Петербурге».
УлиЧно-дорожнаЯ сеть
Максим Соколов рассказал об инженерной и дорожной инфраструктуре в городе. «Для того чтобы быть инвестиционно привлекательными и чтобы инвесторы чувствовали себя в нашем городе комфортно, – сказал он, – должна быть создана инфраструктура». Улично-дорожная сеть является одной из самых напряженных в городе. До недавнего времени Петербург был единственным городом-миллионником, вокруг которого не было кольцевой автодороги. Сейчас она введена в строй наполовину, но уже полукольцо эксплуатируется таким образом, что на нем возникают пробки. Поэтому магистраль Западного скоростного диаметра будет пронизывать город от центра, она обеспечит вывоз груза из Морского порта. «До сих пор, – посетовал Максим Соколов, – город не использует выгоды от своего географического положения. В Морском порту, крупнейшем в Европе, обрабатывается до 70 процентов грузов, поступающих в Россию через все порты Северного, Балтийского Черного морей и Тихого океана. В прошлом году он достиг 1,3 млн теосов, что превышает обработку контейнерных грузов всеми портами Финляндии. И при этом нет доступных автомобильных дорог в порт, которые бы обеспечивали вывоз грузов и их логистическую переработку вокруг КАД. Это является нашим самым большим стопором. Проблему может решить Западный скоростной диаметр». Трасса протяженностью 46 км, которая начнется на юге Кольцевой автодороги, пройдет на север – через порт, западную оконечность Васильевского острова, выйдет через Приморское шоссе и в конечном итоге соединится с трассой «Скандинавия» на севере в районе Белоострова. Она разгрузит южные и юго-западные районы города от большегрузного транспорта и улучшит транспортную ситуацию в городе. Вместе с тем она обеспечит связь между Васильевским островом и другими районами города. Стоимость проекта – 88 млрд рублей. По общему признанию инвесторов, которые уже участвуют в концессионном конкурсе за право реализации проекта, проект ЗСД является крупнейшим в Европе. Консультантами являются крупнейшие международные институты, Всемирный банк. Говоря о конкурсе, Максим Соколов отметил: «Мы рассчитываем привлечь около 50 процентов инвестиций за счет частных инвесторов. Примерно 42 млрд рублей будут привлечены в экономику нашего города иностранным инвестором, остальное берут на себя бюджет РФ и Санкт-Петербурга (17 процентов)». Первая часть проекта будет реализована в 2009 году, в 2011 году строительство ЗСД будет завершено. Половина трассы в центральной части города пройдет по мостам. И мосты эти – вантовые – будут самыми высокими во всей европейской части России. Так, высота над Канонерским каналом будет 55 метров, а над основным главным фарватером Невы – около 35 метров.
Следующий проект в области улично-дорожной инфраструктуры – Орловский тоннель. Он тоже впервые обеспечит постоянно действующую связь исторической части города, связав правый и левый берег в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы рядом со Смольным. Интересно, что еще в 1975 году это место было заложено в Генеральном плане Ленинграда. Но только сегодня до него «дошли руки». Этот – второй в Санкт-Петербурге и третий в стране – проект будет реализован на принципах частно-государственного партнерства. Объем инвестиций – 28 млрд рублей. Каждый из участников, отметил Максим Соколов, внесет в этот проект 33 процента денежных средств, город – 8,4 млрд рублей. «В концессионном конкурсе примут участие несколько мировых брендов в области строительства, – заметил председатель КИСП Максим Соколов, – и далеко не факт, что это будут международные бренды. Мы очень надеемся, что в этом конкурсах примут участие и наши компании. Такой опыт у нас есть». Проектирование по двум проектам было выполнено российскими и, в основном, петербургскими компаниями. Все западные консультанты, включая МБ, оценили не просто на «отлично», но и на «пять с плюсом» ту работу, которая была проделана отечественными проектировщиками и командой Санкт-Петербурга. Роад-шоу по Орловскому тоннелю будет проходить в Лондоне. Его правительство города планирует начать в апреле, объявив о начале концессионного конкурса.
Надземный экспресс – проект, который позволит разрешить транспортную проблему в южных и юго-западных районах города. Трасса надземного экспресса, по замыслу проектировщиков, будет дублером метрополитена. Дуговая связь между конечными станциями метрополитена, железнодорожными станциями и выездными магистралями – Таллиннским, Киевским, Пулковским и Московским шоссе. Первая ветка длиной 26 км, начинаясь от Балтийской жемчужины, пройдет через пр. Ветеранов, станцию метро «Проспект Ветеранов», и далее по Дунайскому пр., через станции метро «Купчино» и «Звездная», будет выходить к станции метро «Обухово». Максим Соколов выразил надежду, что когда-нибудь первая ветка сумеет сомкнуть хотя бы полукольцо нашего города, давая возможность дугового перемещения пассажиров. Скорость передвижения на надземном экспрессе будет сравнима с метро – 32-33 км в час.