Экономия бюджета – миф или реальность?

Экономия бюджета – миф или реальность?

За последние годы в связи с переходом строительного комплекса России на новые сметные нормы и цены повысилось внимание к вопросам ценообразования в строительстве.

За последние годы в связи с переходом строительного комплекса России на новые сметные нормы и цены повысилось внимание к вопросам ценообразования в строительстве.

В стране появились различные негосударственные организации, которые стали разрабатывать свои сметно-нормативные базы ценообразования. Действующим законодательством это не запрещается. А если при этом учитываются новые технологии строительного производства, то даже приветствуется.
Но никто не может гарантировать, что сметные нормы, разработанные негосударственными структурами, объективны и обоснованны. В результате их применения подскочили в цене многие строительные материалы. Это, безусловно, отразилось на работе строительного комплекса, и, в частности, дорожной отрасли. Многие строительные организации стали жаловаться на низкий уровень индекса-дефлятора, на то, что отрасль терпит убытки из-за роста цен на основные стройматериалы.
Необходимо отметить, что стоимость строительной продукции определяется еще на стадии разработки проектно-сметной документации, при проведении ее экспертизы и установлении договорных отношений. Это очень важный аспект строительной деятельности. Нормативно-правовые документы служат основой для установления взаимоотношений между участниками строительного рынка и органами государственного надзора и контроля. Не случайно Федеральный центр ценообразования в 2007 году планирует создать модель управления информационными ресурсами, которая ляжет в основу системы ценообразования. Это позволит участникам строительного комплекса пользоваться едиными информационно-справочными документами при определении стоимости строительства на данный момент. Разработкой номенклатуры индексов изменения сметной стоимости строительства по отраслям и подотраслям займутся региональные органы ценообразования.
В нашем городе это государственное учреждение «Центр мониторинга и экспертизы цен», созданное в августе 2006 года. С января этого года Центр мониторинга, который находится в ведении Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, будет ежемесячно доводить до сведения государственных заказчиков «Реестр цен на основные товары, работы и услуги для государственных заказчиков в Санкт-Петербурге». С этого же периода расчет стоимости работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту городского хозяйства за счет средств городского бюджета должен производиться в соответствии с Порядком организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при определении стоимости вышеуказанных работ.
По словам директора Центра мониторинга Виктора Володько, основной целью их деятельности является обеспечение эффективного экономного использования средств бюджета города, а также постоянный мониторинг и анализ цен на основные виды работ и услуг, которые являются предметом закупок всех государственных заказчиков Санкт-Петербурга. Он также отметил, что выполнение этих работ регулируется государственными контрактами, в которых предусматривается ежемесячная их оплата, что и учтено при определении прогнозного индекса-дефлятора к стоимости строительства. С этой целью Центром мониторинга был выпущен «Сборник средних сметных цен на основные строительные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве», где достаточно широко представлен весь спектр строительных материалов, в том числе щебень, песок и металлоконструкции, применяемые в транспортном строительстве. «Стоимость материалов, изделий и конструкций, – особо подчеркнул Виктор Володько, – ежемесячно определяется на основании цен основных производителей или поставщиков данных товаров. Перечень материалов будет дополняться с учетом особенностей всех видов строительства, в том числе транспортного. Только для этого требуется время. В целом планируется расширить не только перечень материалов, но и строительных конструкций и оборудования».
«В соответствии с распоряжением городского правительства составление сметной документации должно осуществляться с использованием индексов пересчета сметной стоимости строительства, утверждаемых КЭРППиТ, – пояснил специалист. – Поэтому при возникновении форс-мажорных обстоятельств последние должны быть урегулированы в соответствии с условиями заключенного контракта. Но при этом не ясно, как быть с прибылью предприятия-подрядчика, если стоимость материалов резко снизилась», – отметил Виктор Володько. И подобных нерешенных вопросов в этой области еще много.

Марианна Рахман