Триумф «Лебединого» начинался с неудачи

Триумф «Лебединого» начинался с неудачи

Балет «Лебединое озеро» отсчитал 130 лет со дня первой постановки. Однако шедевр русского классического танца начал триумфальное шествие с громкого провала.

Балет «Лебединое озеро» отсчитал 130 лет со дня первой постановки. Однако шедевр русского классического танца начал триумфальное шествие с громкого провала. Одетт-Одилий, фуэте и немецкую легенду, ставшую сюжетной основой балета, вспоминает корреспондент НТВ Павел Рыжков. «Лебединое озеро» появилось 130 лет назад и на весь XX век балет оставался символом классического танца. Впервые публика увидела «Лебединое» в Москве, в Большом. Но именно сцена Мариинского театра принесла славу произведению Чайковского. Сегодня балерина, которая выходит в партии Одетты-Одиллии знает, что каждый ее жест отточен поколениями хореографов и танцовщиц. О постановке 1877 года напоминает старая афиша и фотография спектакля. Тогда газеты писали о неудаче. Цитирую: «небогатая обстановка», «отсутствие выдающихся исполнителей» и, главное, — «бедность воображения балетмейстера». «Лебединое» забыли на несколько лет. Лишь после премьеры в Мариинке «Лебединое» стало настолько популярно, что туфельку первой исполнительницы главной партии немедленно отдали в музей. Сегодня в Вагановском ее предъявляют как реликвию. Галина Титоренко, научный сотрудник музея Академии русского балета им. А. Я. Вагановой: «Туфелька Пьерины Леньяни сохранилась до наших дней. Возможно, Пьерина танцевала в ней премьеру «Лебединого озера». В конце XIX века балерины только встали на пуанты с твердым носком. В учебных залах Вагановского как когда-то в Императорском хореографическом училище будущие Одетты-Одиллии и Зикфриды повторяют классические па, которые утвердились и благодаря Лебединому озеру. Достоверно известно, что балет начинался в знаменитом квадратном зале, где скромным балетмейстером Мариинского театра Львом Ивановым был придуман второй лебединый акт с участием 32 танцовщиц кордебалета. Сольные партии разработал Мариус Петипа. Все примы проходят через Одетту-Одилию, но удается эта партия далеко не всем. Известно, что ее танцевали Кшесинская и Павлова, Спесивцева и Ваганова. У царицы вариаций, как называли Агриппину Ваганову, двуплановая партия так и не получилась. Первой советской балериной, которая стала Одеттой-Одиллией, считают Марину Семёнову. Сохранилась пленка 1940 года, благодаря которой можно оценить точность исполнения сложных элементов. Людмила Линькова, преподаватель Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова: «Что делают ноги и что делают руки. Какая большая разница! Прыжок, а руки поют. Именно по координации партия Одетты сложнейшая». Семёнова — прима Кировского балета — сейчас живет в Москве. Традиционно Большой театр похищал из Петербурга лучших Лебедей. Карьеру в столице продолжила и Галина Уланова — одна из блистательных Одетт-Одиллий. В главной партии «Лебединого» сверкала и Наталья Дудинская. Балерина не любила фуэте и тогда воспользовались другим вариантом, заложенным в рисунке Петипа. Он допускал некоторую вольность. Вместе 32 фуэте Дудинская сделала туры по кругу. Именно знаменитые фуэте становились камнем преткновения для балерин. В этот момент весь зал считает, сколько вращений на месте сделает танцовщица. Сегодня лучшей Одеттой-Одиллией считается Ульяна Лопаткина. Для того чтобы балерина была в превосходной форме, всю партию проходят перед спектаклем с репетитором. Постоянный репетитор Лопаткиной Нинель Кургапкина. Каждый раз она напоминает приме, что крылья у Лебедя должны вырастать буквально из груди. Чайковский взял за основу своего балета старую немецкую легенду. В этой постановке всегда и для танцовщиков, и для хореографов словно таился демонический рок, который не всем позволял раскрыть секрет старой сказки. И сама история создания балета «Лебединое озеро» давно уже стала театральной легендой.