Архитектурно-человеческий эксперимент не удался

Архитектурно-человеческий эксперимент не удался

В Петербург прибывает Доминик Перро. Возможно в качестве архитектора-проектировщика второй сцены Мариинского театра он посещает город в последний раз. О том.

В Петербург прибывает Доминик Перро. Возможно в качестве архитектора-проектировщика второй сцены Мариинского театра он посещает город в последний раз. О том, как проходили предыдущие визиты Перро в Петербург и как французский проект второй сцены потерял известного европейского автора, рассказывается в сюжете корреспондентов НТВ. Журналисты познакомились со знаменитым архитектором в июне 2003 года, когда в Петербурге подводили итоги первого международного конкурса на вторую сцену Мариинского театра. Тогда идею строительства в классическом центре здания, соответствующего самым современным тенденциям, назвали градостроительной революцией, битвой идей, которая определит развитие петербургского пространства не на десятилетия, на века. Доминик Перро ощущал себя победителем. Улыбка, стильный шарф, слегка вызывающей расцветки, уверенные интонации. На следующей публичной церемонии, подписании документов, Перро заявил: особенность его проекта и методов его работы — открытость. И такой подход сможет переубедить даже ярых противников. Доминик Перро, архитектор: «Дело в том, что этот проект предоставляет уникальные творческие возможности, сценографические, акустические, музыкальные. Это здание, в котором будет галерея, открытая для доступа любого человека, который захочет пересечь его в любое время дня и ночи». Плюшевая папка, в которой лежал договор, подписанный архитектором и главой Госкультуры, напоминала театральный занавес. Перро счел, что все решено окончательно и бесповоротно, фанфары отзвучали, начинается кабинетная работа. Но драматическая интрига только завязывалась, а развивалась она преимущественно за кулисами. Голоса противников объединялись во все более стройный хор, а к проектным документам предъявляли все больше претензий. Особенно к главной его части, золотой крыше. Когда решили объявить дополнительный конкурс документации, Перро через своих представителей заявил, что участвовать в нем не будет. Людмила Лихачева, представитель Доминика Перро в России: «Позиция Доминика Перро заключается в том, что весь проектный процесс требует единоначалия. Иначе он не отвечает за конечный продукт. На этой позиции он и настаивает». Весной 2005-го было объявлено, что предпроектная документация Перро, наконец, утверждена. Казалось, что конфликт исчерпан, что найдено не только достойное архитектурное, но и человеческое решение. Доминик Перро, архитектор: «Это не только архитектурный эксперимент. Это так же эксперимент в области человеческих отношений между двумя народами, между двумя странами». Перро продолжал приводить проект в соответствие с российскими требованиями. Высота купола стала меньше, парковка больше. «Мы не расстаемся», — убеждал всех Швыдкой. Перро уже давно перестал улыбаться, но пытался сдерживаться. Доминик Перро, архитектор: «Не нужно никогда кричать пока вам не сделали больно, Дайте возможность спокойно работать». Но в январе 2007 года парадно подписанный договор был сначала приостановлен, а потом и прекращен. Причина — более сотни грубых непрофессиональных ошибок, обнаруженных Госэкспертизой. Объявлен новый конкурс на рабочий проект, в который включились две российские компании. Перро предложили сохранить авторство и надзорные функции. Он ответил в официальном коммюнике: «Всем памятна история с Ле Корбюзье, который убрал свое имя из списка авторов здания Центросоюза в Москве, поскольку его проект, победивший в международном конкурсе, был искажен в процессе реализации».