Ярослав Мешавкин: требования работников должны быть адекватны

Ярослав Мешавкин: требования работников должны быть адекватны

Работодатели не могут оценить уровень кандидатов при приеме на работу, считает директор "Координационного совета объединений работодателей, промышленников и предпринимателей СЗФО" Ярослав Мешавкин.

Работодатели не могут оценить уровень кандидатов при приеме на работу, считает директор "Координационного совета объединений работодателей, промышленников и предпринимателей СЗФО" Ярослав Мешавкин. Об этом и об амбициях профсоюзов он рассказал dp.ru.

DP.RU: В сентябре 2006 года Совет объявил о создании на Северо-Западе Национального агентства профессиональных стандартов. Как сейчас обстоят дела с этой организацией?

Я. М.: Как и в сентябре, мы продолжаем работу по формированию таких стандартов. Но, поскольку мы создаем свое агентство параллельно с федеральным, нам приходиться тщательно выбирать сферы деятельности. Федеральное агентство разрабатывает стандарты для авиаторов, туристических операторов, атомной и образовательной отраслей. Мы же концентрируемся на профессиях, уникальных по нашему региону. В первую очередь это судостроение и лесопромышленный комплекс. В настоящий момент определяется содержание профессиональных стандартов. Это длительный процесс, серьезная работа, в которой нам помогают конфедерации лесопромышленников и судостроителей. Как только мы определимся с содержанием, будем регистрировать организацию. К тому же после разработки профессиональных стандартов необходимо создать центр сертификации. Федеральное агентство дало на это 15 лет. Думаю, мы уложимся в более короткие сроки, но спешить тоже ни к чему.

DP.RU: Можно ли назвать Совет "профсоюзом работодателей" или "антипрофсоюзом работников"?

Я. М.: Нет, это было бы не совсем корректным. В бизнесе все преследуют разные цели, и объединить двух предпринимателей какими-то общими правилами невозможно. Наша организация – союз по выработке общих решений по волнующим вопросам и источник информации для работодателей. Профсоюз – это организованные эмоции, а союз работодателей – организованный разум. Я бы так это выразил.

DP.RU: Как Совет относится к последним акциям протеста работников, в частности, к забастовке на заводе Ford?

Я. М.: С одной стороны, хорошо, что есть профсоюзы, которые борются за права рабочих. С другой стороны, требования работников должны быть адекватны. В этом случае они были неадекватны. У зачинщиков, по-моему, есть какая-то сиюминутная выгода в этой забастовке. И вряд ли это выгода в рамках профсоюза.

DP.RU: Почему, на ваш взгляд, такие акции не проходят на других предприятиях, где у сотрудников меньше зарплата?

Я. М.: Дело обычно не только в размере оклада. У каждого свои амбиции, и ситуации на предприятиях разные.

DP.RU: Совет разрабатывает какие-либо рекомендации для работодателей по набору сотрудников?

Я. М.: Нет, такие практическими, прикладными даже вещами мы не занимаемся. Сфера наших интересов скорее институциональные вещи: отношения с профсоюзами, сертификация, трудовые ресурсы, трудовая миграция.

DP.RU: Как сейчас Совет взаимодействует с администрацией Петербурга в плане кадровой политики?

Я. М.: Принимает активное участие в разработке кадровых программ, ведет работу в сфере образования. Например, не так давно мы разрабатывали специальный проект федерального значения "Требования работодателей к высшему профессиональному образованию". Есть у нас и образовательные программы для самих работодателей. Совет часто проводит круглые столы, где разъясняет нанимателям, для чего нужны профессиональные стандарты.

DP.RU: Расскажите, пожалуйста, хотя бы в упрощенном виде.

Я. М.: Сегодня в России у профессионалов в основном нет никаких категорий, а имеется лишь диплом об образовании. В результате при приеме на работу невозможно понять, в какой именно сфере работает кандидат, что он действительно умеет и, что важно, сколько это стоит. Таким образом работодатель получает "кота в мешке", к тому же, ненормированная зарплата для специалистов позволяет конкурентам переманивать перспективного сотрудника. На Западе все намного проще. Кроме диплома, у каждого специалиста есть сертификат, где указан перечень его практических навыков, а в тарифном соглашении указано, в каких пределах ему должны платить заработную плату. Разброс обычно небольшой, к примеру, от $800 до $1000. Переманить сотрудника при такой несущественной разнице значительно сложнее. У профстандартов есть еще одна, более глобальная функция. Сертификация позволяет выявить, какие специалисты в стране уже в избытке, а какие – в дефиците.