Пока кран не рухнет…

Пока кран не рухнет…

Самым громким и самым трагическим событием прошлой недели в Санкт-Петербурге стало падение строительного крана на жилой дом на Камышовой улице в Приморском районе.

Самым громким и самым трагическим событием прошлой недели в Санкт-Петербурге стало падение строительного крана на жилой дом на Камышовой улице в Приморском районе. В результате трагедии погибли люди.

Инцидент произошел на строительной площадке, где компания «Энергомашстрой» завершает строительство жилого дома – срок сдачи объекта намечен на август 2007 года. В ближайшие дни кран должен был быть демонтирован.
ТрагиЧеский завтрак
Строительный кран, принадлежащий компании УМ-21, врезался в жилой дом 2, корп. 2 на Камышовой улице 27 февраля в 10.29. Он буквально прошил панельное здание 1992 года постройки, сломав перекрытия с 7 по 12 этаж. Крюк крана пробил дом насквозь. Пострадало 6 квартир, трое жильцов дома погибло, в том числе и годовалый ребенок. Еще четверо пострадавших, включая крановщика, упавшего с высоты 11 этажа, были доставлены в городские больницы. Жильцы дома были эвакуированы.
Чтобы снять обломки крана с дома, понадобилось задействовать единственный в городе 300-тонный кран, стреле 100-тонного крана, прибывшего на место аварии первым, не хватило длины. В результате искореженный кран был извлечен только с наступлением темноты.
На место трагедии прибыли губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, вице-губернатор Александр Вахмистров, прокурор города Сергей Зайцев. Прокуратура по факту происшествия возбудила уголовное дело по статье 216, п.3 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». По этой статье УК предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вечером трагического дня администрацией Приморского района было принято решение о выплате компенсаций пострадавшим гражданам – в тот же день они получили по 50 тыс. рублей. Уже 28 февраля жителям шести квартир выдали смотровые на новое жилье.
На следующий день Экспертная строительная комиссия под руководством начальника управления капитального ремонта Жилищного комитета Владимира Шаталова закончила анализ состояния дома. По результатам обследования составлен акт: дом в целом аварийным не признан.
ЧеловеЧеский фактор
По словам генерального директора ОАО «Энергомашстрой» Василия Бирюкова, поскольку завершалось строительство дома, на Камышовой кран готовили к демонтажу, были сняты тормозные устройства и часть рельсового пути, и то, что механизм оказался в движении – вина крановщика.
Падение строительного крана на Камышовой улице – не первый случай в Санкт-Петербурге. За последние три года произошло пять подобных аварий. Так, в апреле 2003 года строительный кран упал на 9-этажный жилой дом на аллее Котельникова в Приморском районе. Тогда никто из жителей дома не пострадал, но погибла крановщица. В октябре 2004 года кран упал во Фрунзенском районе, на ул. Тосина. В прошлом году произошло несколько аварий «с участием» строительных кранов: в апреле кран упал на ул. Льва Толстого, в июне на Богатырском проспекте на женщину упала стрела крана, в декабре автокран упал на здание СПбГУ.
Специалисты считают, что такие аварии случаются от недостаточного профессионализма тех, кто занимается эксплуатацией техники. Так, Александр Степочкин, гендиректор ЗАО «Петеррент», подразделения концерна Ramirent, занимающегося сдачей в аренду строительной техники и оборудования, уверен, что все зависит от уровня контроля и степени профессионализма людей, которые несут ответственность за использование строительной техники. «В Европе подобные инциденты практически не происходят, чего нельзя сказать, например, о странах Малой Азии, где падение строительных кранов – достаточно распространенное явление, – отмечает он. – Несмотря на то, что официальных данных пока нет, большинство специалистов уверено, что трагедия произошла из-за того, что кран работал, когда предохраняющие устройства были удалены. В Европе ни одна уважающая себя строительная компания такого не допустит. У нас есть контролирующий орган – Ростехнадзор, но его специалисты проверяют скорее документацию, нежели саму технику. С другой стороны, современные технологии позволяют в принципе отказаться от использования башенных кранов в районах плотной застройки. Существуют грузовые подъемники, которые не только безопасны для людей, если не нарушать правил их эксплуатации, но и позволяют увеличить скорость строительства. По всему миру эта техника уже активно применяется».
ПриЧины и следствиЯ
После случая на Камышовой улице Ростехнадзору пришлось усилить внимание и проверять не только документы. Комплексная проверка состояния всех строительных кранов Санкт-Петербурга, о проведении которой на месте трагедии заявил прокурор города Сергей Зайцев, началась 1 марта. Как сообщил начальник отдела по надзору за грузоподъемными сооружениями Управления Ростехнадзора по Санкт-Петербургу Леонид Рыбников, проверка состояния башенных кранов должна быть завершена к 12 марта (этот срок установила прокуратура), по ее окончании будет произведен анализ состояния городской техники. «Причиной катастрофы стали разбитые «тупики», фиксирующие кран, – заявил Леонид Рыбников. – Они были плохо закреплены, значит, за этим стоит человеческий фактор, но окончательные причины происшествия будут установлены в ходе следствия».
«То, что инициатором проверки выступила прокуратура, должно стать сигналом для контролирующих органов, что они плохо справляются со своей работой, – заявила Елена Ордынская. – После того как 12 марта завершится первый этап проверки, прокуратура будет проверять деятельность Ростехнадзора».
Трагедия в Санкт-Петербурге откликнулась по всей стране. Как заявил 1 марта глава Ростехнадзора Константин Пуликовский, в прошлом году из-за ошибок в эксплуатации башенных кранов в России погибло 96 человек, поэтому необходимо ужесточить контроль. Первый день весны стал первым днем «крановых» проверок не только в Петербурге, но и в Вологде, Череповце, в Сибири и на Урале. Погибших не вернешь, но остается надеяться, что это позволит избежать жертв в будущем.
Однако даже катастрофа на Камышовой не заставила самих строителей добровольно обратить внимание на соблюдение техники безопасности и дисциплины на стройплощадках. На вторые сутки после трагедии в том же Приморском районе на ул. Репищева на рабочего с работающего крана упал груз. Теперь привести в порядок технику безопасности на стройплощадках придется в принудительном порядке.
На совещании в Смольном вице-губернатор Александр Вахмистров поручил ГАСН Санкт-Петербурга провести проверки строительных площадок на соответствие утвержденным проектам организации строительства (ПОС) и проектам производства работ (ППР). И особое внимание будет уделяться контролю за стройплощадками, расположенными в зоне плотной застройки. «Мы не можем себе позволить, чтобы гибли люди – рабочие и простые граждане, поэтому нельзя допускать реализации таких проектов, которые могут угрожать близлежащим зданиям», – подчеркнул вице-губернатор.
На сегодняшний день в Петербурге ведется строительство 1470 объектов, на которых задействовано более 900 строительных кранов. Большая часть из них – 628 единиц – находится в собственности восьми крупнейших управлений механизации, остальные рассредоточены по небольшим фирмам. Около 20 процентов кранов имеют срок эксплуатации более 20 лет.
УМам надо взЯтьсЯ за ум
Инспекторы Ростехнадзора, осмотрев 1 марта 38 башенных кранов, приостановили работу девяти из них. Причины – низкая производственная дисциплина, эксплуатация технически неисправных кранов, незакрепление тупиковых упоров, неисправность концевых выключателей механизма передвижения. Но, как отметил замруководителя МТУ Ростехнадзора по Северо-Западу Виктор Стебунов, инспекторы могут лишь выписать штраф в размере 30 тыс. рублей или на короткое время приостановить работу неисправных кранов. «Штрафы не пугают строительные компании. Если же понадобятся более жесткие меры, придется идти в суд, и неизвестно, будет ли суд на стороне Ростехнадзора. Но таково федеральное законодательство», – говорит Виктор Стебунов.
Александр Вахмистров, воззвав к доброй воле руководителей управлений механизации (УМ), предложил бороться с чрезвычайными ситуациями на стройплощадках путем добровольного заключения соглашения между городом, УМами и Ростехнадзором о том, что инспектор имеет право опечатать неисправный кран. «Пусть управления механизации продемонстрируют, что добровольно готовы брать на себя ответственность, – предложил вице-губернатор. – А на тех, кто не подпишет, мы тоже найдем управу».
Рамочное соглашение должно быть подготовлено к 12 марта и подписано всеми заинтересованными сторонами «в торжественной обстановке». К этому же времени должен быть выработан и регламент взаимодействия городских и федеральных структур при возникновении строительных ЧС.

Вероника Шеменева