Последний «Маскарад» империи восстановили из осколков

Последний «Маскарад» империи восстановили из осколков

Знаменитая драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» возвращается на сцену Александринского театра. Возрождается давно забытая традиция. Примечательно.

Знаменитая драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» возвращается на сцену Александринского театра. Возрождается давно забытая традиция. Примечательно, что в 2007 году у спектакля сразу два юбилея: 90 лет прошло со дня премьеры, а 60 лет назад в последний раз показали классическую постановку Всеволода Мейерхольда. О «последнем спектакле Российской империи» повествует корреспондент НТВ Павел Рыжков. Монолог Арбенина единственное, что чудом уцелело от записи последнего спектакля императорской Александринки. Траурный занавес в финале «Маскарада» символически был опущен для всей империи. Премьера совпала с началом Февральской революции. Исполнителю главной роли Юрию Юрьеву после спектакля присваивали звание заслуженного артиста императорских театров под выстрелы, которые доносились с улицы. Лермонтовская драма тем менее на сцене пережила несколько эпох. «Маскарад» шел, когда театр назывался бывший императорский, потом театр драмы, потом имени Пушкина. Мейерхольд осуществил, пожалуй, главную идею своей жизни — сделать вечный спектакль, чтобы его можно было прочитывать и толковать каждый раз по-новому. Невероятную постановку помогла сделать сценография Головина и музыка Глазунова. Здесь каждый стул на сцене играет. Мебель либо обволакивает героев, либо затягивает в нереальный маскарадный мир. Но все же точку в спектакле поставила война, когда в июле 41-го года зажигательная бомба попала в декорационный сарай. В Александринском театре отмечают сразу две даты, связанные с легендарным спектаклем «Маскарад». 90 лет со дня премьеры и 60, когда в последний раз прошла постановка Мейерхольда. В марте 47-го года спектакль играли без костюмов и декораций. Все были абсолютно уверены, что знаменитое оформление Головина погибло во время бомбежек. Имя Мейерхольда исчезло с афиш сразу после его ареста в 39-м. Повод, как убрать из репертуара уже советского театра знаменитый «Маскарад», тоже нашли. Декорационный склад до сих пор стоит на Фонтанке. От попадания той бомбы ничего особенного не пострадало, но обкому партии было выгодно преподнести, что все погибло. После войны на запрос художественного руководителя театра Леонида Вивьена о сохранности декораций был получен ответ. Анатолий Чепуров, директор по научной-творческой деятельности Российского государственного академического Александринского театра: «Он получил большую докладную записку на 10 страницах где последовательно излагалось, что сохранилось от спектакля. И было резюме «при желании может идти через две недели» и там резолюция Л. Вивьена: «Спектакль с репертуара снять. Хранить вечно». Юрьев — бессменный исполнитель роли Арбенина — умер почти сразу после последнего послевоенного показа спектакля. Елизавета Тиме — исполнительница баронессы Штраль — до 60-х преподавала в театральном. А вот о судьбе Нины Коваленской, которая играла Нину Арбенину, ничего не было известно долгое время. Оказывается, она эмигрировала в штаты и работала там на радио в Сан-Франциско. Коваленская умерла несколько лет назад в возрасте 104 лет. О «Маскараде» последняя актриса императорской Александринки никогда не забывала. Елена Оболашвили, хранитель филиала музея городской скульптуры Некрополь «Литераторские мостки»: «И Она хотела быть похоронной вместе с Тимой Качаловой и со Студенцовым. Они трое играли в «Маскараде». Теперь Нина Арбенина лежит в Петербурге вместе со Звездичем и баронессой Штраль на «Литераторских мостках». К юбилею «Маскарада» благодаря эскизам отреставрировали и соединили вместе отдельные элементы театральных костюмов. Нашли даже партитуру Глазунова, по которой было сыграно 500 спектаклей. Недавно случайно обнаружили бутафорское зеркало. Всего существовало четыре и два из них были венецианскими. Но настоящий мейерхольдовский спектакль как разбитое зеркало сегодня уже не собрать.