Особая архитектура для особого города

Особая архитектура для особого города

На прошлой неделе коллегия Градостроительного совета рассматривала проект жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями и автостоянкой на ул.

На прошлой неделе коллегия Градостроительного совета рассматривала проект жилого комплекса со встроено-пристроенными помещениями и автостоянкой на ул. Новгородской, 23, лит. А, реализуемый холдингом RBI.

Поводом для рассмотрения данного проекта на коллегии Градсовета послужило местоположение участка в исторической части города, архитектурная значимость прилегающих к нему градостроительных доминант – Смольного собора и здания прядильно-ниточного комбината им. Кирова (бывшая фабрика Штиглица). Важным обстоятельством стало привлечение в качестве исполнителя заказа всемирно известного архитектора Рикардо Бофилла.
Как сообщили в пресс-службе холдинга, инвестиции в проект составили млн. Это первый проект, реализуемый в сфере недвижимости в рамках партнерства холдинга RBI и Deutsche Bank. Напомним, что официально о создании совместного предприятия было объявлено в конце апреля 2006 года.
Жилой комплекс, который предполагается построить на участке, ограниченном ул. Новгородской и ул. Красного текстильщика, составляет 1,2 га. Общая площадь строительства составляет 58 тыс. кв. метров, из них 15 тыс. кв. метров – офисные и коммерческие помещения, 10 тыс. кв. метров – площадь паркинга, 25 тыс. кв. метров выделено под квартиры.
Проект, сочетающий в себе уникальный язык градостроения архитектурной мастерской Бофилла и особую архитектуру Санкт-Петербурга, был принят коллегией Градсовета. Однако замечания к архитектурной составляющей у некоторых архитекторов города все же имелись.
На Градсовете Риккардо Бофилл, выступивший докладчиком своего проекта, подробно остановился на архитектурных особенностях варианта застройки. «Наша архитектурная мастерская, – сказал мастер, – внимательно отнеслась к идее застройки жилого комплекса в исторической части Санкт-Петербурга. Прежде чем предложить данный проект, мы серьезно обсуждали проблемы города, его традиции. Беседовали с архитекторами, со специалистами в области градостроения. Приезжая в ваш город и обсуждая различные градостроительные проблемы, я убедился в необходимости создания особой архитектуры для особого города».
Модерновый классицизм
По замыслу архитектора, жилой комплекс на Новгородской улице соединил в себе различные архитектурные стили прошлого и современности. Этот стиль Риккардо Бофилл называет архитектурой современного классицизма. Здание, несмотря на свою монументальность, органично вписывается в небольшой участок внутри микрорайона. Архитектор учел жесткий высотный регламент для этого участка домов. В его проекте здание состоит из трех уровней. Высота их составляет 28, 32 и 42 метра. Поскольку участок для застройки имеет удлиненную форму, была предложена удлиненная форма здания, адаптированная именно к этому месту. Наиболее высокой является его центральная фасадная часть, поэтому архитектор сконцентрировал на ней особое внимание. Центральная фасадная часть с колоннадами имеет перспективу и видна со всех сторон издалека. По замыслу архитектора, «внешний фасад, как белое полотно, позволяет считывать особенный классический язык и геометрию архитектуры Санкт-Петербурга». Но, как говорит Риккардо Бофилл, возможно со временем его не будет видно. Потому что на близлежащих участках могут возникнуть и другие высотные здания. Впрочем, дом никто не сможет увидеть целиком, потому что здание не прямое. Два его фасада здания выходят на две улицы и имеют три грани. Это несколько изогнутое сооружение имеет отличительные черты, придающие ему особую неповторимость. Архитектор взял за основу традиции знаменитых зодчих прошлого, создававших неповторимые шедевры в нашем городе. Поэтому основной акцент Рикардо Бофилл сделал на колоннады, которые определяют городской силуэт. В Санкт-Петербурге на примере многих зданий можно видеть колонны, обращенные в пространство. Но есть дома, высокие колонны которых обращены и в небольшие переулки. В качестве примера можно назвать школу на ул. Кирочной, 28, монументальное здание на Суворовском проспекте. В проекте г-на Бофилла своеобразно и неповторимо выглядят оконные проемы и другие детали, присущие стилю только этого архитектора. К примеру, колонны, сделанные из армированного железобетона, играют двойную роль. Снаружи это опоры, а внутри жилых помещений они формируют определенное круглое пространство. Диаметр такого пространства – два метра. Таким образом, жильцы получают уединенный уголок, где можно послушать музыку или просто отдохнуть.
Особый акцент – жилье
«Основная функция здания, – говорит Риккардо Бофилл, – ориентирована на жилье для горожан. Но есть здесь коммерческие и офисные помещения. Жилая зона в доме составляет 80 процентов». По словам маэстро, планировка квартир была осуществлена таким образом, чтобы комнаты выходили на обе стороны. Здесь необходимо было учесть направление солнца и воды. Учел автор и проблему разделения коммерческих и жилых помещений, предусмотрел жесткие противопожарные нормы. Двухуровневый паркинг на 350 машиномест позволит каждому владельцу квартиры не беспокоиться о проблеме парковок. И, тем не менее, Риккардо Бофилл постарался сделать этот проект жилья экономически приемлемым – «с умеренной экономической архитектурой». Здесь не будет применяться дворцовое стекло, а колоннады будут элегантного белого цвета. И сам дом предполагается выкрасить в светлые тона.
Сторонники и противники
Архитектор Михаил Мамошин, выступивший рецензентом проекта, в целом очень тепло отозвался о работе Риккардо Бофилла. Сказал об уместности тектонического вылезания на данном участке, об экране, обращенном к Смольному собору. По словам Михаила Мамошина, если бы здание было прямым, возможно оно не вписывалось бы в архитектуру города. «Но данный проект имеет право на жизнь», – заключил рецензент.
В ходе дискуссии были высказаны и другие мнения. По мнению противников проекта, слишком уж претенциозно выглядит дом с большими колоннами. Не понравилась им и идея с освещением. Северный фасад, его северная ориентация, – считают городские архитекторы, – не будет иметь пластику, должного освещения из-за собственной тени. Предлагалось также разбить композицию на три части. На вопрос, не чувствует ли автор противоречия в источнике вдохновения и тем, что перенесено в проект, Риккардо Бофилл ответил: «Мы адаптировали проект к участку, к значению центра города. Наша философия такова, что если участок не соответствует уровню архитектуры, то мы должны поднять его уровень, а не опускать его. Необходимо дать точку отсчета для дальнейшего развития места, чтобы в дальнейшем весь исторический центр поднялся на архитектурную высоту».
Однако сторонников было значительно больше. Лаконичное и в то же время емкое выступление президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимира Попова вызвало бурю аплодисментов. Встав на защиту одного из лидеров постмодернистского зодчества, Владимир Попов сказал: «Масштаб определяет человек. В нашем городе есть примеры, которые не следуют правилам. Это, например, «Арки Сидора» на улицах Пестеля, Кирочной, «Красная дорика», дома с гипертрофированным масштабом («Большой дом» на Литейном пр.). Владимир Попов отметил особое место, которое занимает Риккардо Бофилл в мировой архитектуре. Он добавил, что хотел бы видеть в Санкт-Петербурге творения зодчего.
Главный архитектор города Александр Викторов завершил обсуждение тем, что проект в целом выдержан в стиле архитектуры города. И те незначительные погрешности, которые имеют место быть, будут приняты во внимание автором проекта. Также Александр Викторов выразил желание видеть в Санкт-Петербурге работы архитекторов с разными именами. И оттого, как гармонично будут вписываться их работы в градостроительную архитектуру, будет зависеть внешний облик города.

Марианна Рахман