Постановление изменяет порядок

Постановление изменяет порядок

Правительством РФ 5 марта принято постановление №145 «Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Правительством РФ 5 марта принято постановление №145 «Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Постановление изменяет порядок проведения экологических и ведомственных экспертиз. Принятый документ комментирует Александр Орт, начальник Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

– Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга успешно провела работу в 2006 году. Летом прошлого года была введена новая форма приемки объектов в эксплуатацию. Строительный комплекс, и на наш взгляд, и по оценке бизнес-сообщества, развивался без сбоев, которые можно было ожидать из-за законодательных нововведений. Стоит отметить, что специалисты из столицы приезжали к нам перенимать опыт работы. Москва весь 2006 год проводила приемку объектов в эксплуатацию еще по старому порядку, то есть посредством госкомиссий. И только с 1 февраля этого года москвичи приступили к освоению новой формы деятельности. Петербург в этом плане был в 2006 году первым.
5 марта было принято постановление Правительства РФ №145 «Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». В начале 2007 года Службе пришлось столкнуться со следующими вопросами.
Так, многие говорили и можно было встретить публикации в СМИ о том, что отменены экологическая и другие ведомственные экспертизы. Так вот, никто требований по данным направлениям не отменял и отменять не будет. Изменился порядок проведения данных ведомственных экспертиз. А нормы остались прежними.
Изменение порядка рассмотрения проектов до января 2007 года и после:
До января 2007 года: на начальной стадии проект строительства проходил согласование во всех ведомствах: ГО и ЧС, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, промышленная безопасность и так далее. Рассмотрение длилось в отдельных случаях 3 месяца, а чаще – от 8, 9 до 11 месяцев. Собрав все согласования, строитель приходил в управление государственной вневедомственной экспертизы Службы. Мы соответственно принимали заключения ведомств. В этих документах рассматривали и перепроверяли только свои разделы, а другие согласования транзитом проходили и ложились в один из разделов сводного заключения. Выдавался итоговый документ – сводное заключение. В итоге общий срок рассмотрения проекта составлял от года и более.
Такой порядок не мог устраивать строителей. Мы участвовали в подготовке проекта постановления Правительства РФ №145. Дважды оно редактировалось. И вот 5 марта было принято это постановление.
После января 2007 года: в чем заключается основная цель этих нововведений? Первое и главное, – сокращение времени на прохождение экспертиз за счет создания так называемого единого окна.
Второе, ввиду активного развития правительственных программ, в частности, нацпроекта «Доступное жилье», предусматривалось, кроме сокращения сроков, сокращение финансовых обременений. Как предполагается этого достичь? По новому порядку проект сразу поступает в «единое окно» – государственную экспертизу проектов. В Санкт-Петербурге эти полномочия принадлежат Службе государственного строительного надзора и экспертизы, поэтому проект сразу же поступает к нам.
Далее, по замыслу законодателя, инвестор, застройщик, заказчик не должны знать больше никаких проблем. Принес – сдал, и через установленное законом время он должен получить положительное или отрицательное заключение своего проекта в этом же органе. Однако законодатель не предусмотрел никакого переходного периода. У многих строительных организаций до января 2007 года уже были получены заключения ведомственных экспертиз или проекты были сданы на рассмотрение. Все то, что было сдано до 30 декабря 2006 года (и закон это подтверждает) ведомства должны были эти экспертизы доработать и выдать строителю заключения. В январе и феврале Служба работала с теми материалами, которые были подготовлены другими ведомствами. Иными словами, мы принимали эти заключения по старой схеме. Принимали материалы и у тех, кто принес проекты в январе 2007 года на экспертизу. В соответствии с постановлением Правительства РФ №145, по новому порядку прохождение госэкспертизы проектов жилищного строительства должно рассматриваться 45 суток. Три месяца отводится на рассмотрение всех остальных проектов строительства. Таким образом, Служба сейчас работает в двух режимах – принимаем заключения, сделанные ведомствами до 30 декабря 2006 года, и принимаем новые проекты на экспертизу.
Мы готовы уже выдавать заключения по новому порядку. За счет чего? Служба заключила соглашения с теми органами, которые делали ведомственные экспертизы ранее. В этих соглашениях мы оговорили конкретно те вопросы, которые должны быть отражены в их заключениях.
Мы обратились к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой увеличить численность Службы в связи с передачей нам новых полномочий как по государственной экспертизе, так и по строительному надзору. Губернатор уже согласовала 49 дополнительных должностей. Сейчас как раз идет процесс формирования штата, изменения структуры Службы. Мы уже взяли специалистов по пожнадзору, по экологии и СЭС. Никаких сбоев в части выдачи заключений государственной экспертизы в ближайшее время не произойдет. Уверен, что мы с поставленной задачей справимся.
Есть и оценка государственной экспертизы в процентном соотношении по видам: 50 процентов – это рассмотрение проекта в части его архитектурного соответствия, конструктивного, ПОС и так далее. 20 процентов – Роспотребнадзор (СЭС), далее – экология, ГО и ЧС, промышленная безопасность и инженерные изыскания.
Отдельно хотелось бы выделить вопрос по инженерным изысканиям. В соответствии с Градкодексом мы можем рассматривать проект и результаты инженерных изысканий. Градкодекс и постановление Правительства РФ предусматривают, что инженерные изыскания заказчик вправе предоставить до подачи проекта на экспертизу. Мы обязаны такой проект принять и дать заключение.
Сроки проведения государственной экспертизы. Срок установлен 45 суток – для жилищного строительства и три месяца для прочих объектов. Также введено новое понятие – проект повторного применения (типовые). К таким проектам относятся типовые гипермаркеты, заправки и так далее. Сроки рассмотрения проекта строительства при этом будут сокращаться. Проект повторного применения – это проект, прошедший экспертизу ранее, но не далее, чем три года назад. Если с момента рассмотрения данного проекта прошло 5-6 лет, Служба уже не рассматривает такой материал, как проект повторного применения.
Ранее до 2007 года экспертиза давала проекту свои замечания, устранить которые нужно было в течение трех месяцев. Новое законодательство предусматривает следующие нововведения в этой части: если вы принесли исправления к проекту в течение 14 дней с момента получения замечаний, вы получите заключение бесплатно (повторное рассмотрение). Здесь плата не взимается. Если вы вышли за пределы 14 дней, то это рассматривается как повторное рассмотрение проекта, за это уже взимается плата – 30 процентов от первичной.
Что касается вопросов приемки документации. 26 марта 2007 года подписан приказ по Службе, который утвердил новый порядок рассмотрения проектов, бланки, текст заключений. В самом постановлении содержится текст поручений в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. То есть бланки и структура самого заключения должны быть еще доработаны соответствующими органами.
В прошлом году в Москве Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору было проведено первое общероссийское совещание по вопросу «Организация и осуществление государственного строительного надзора в Российской Федерации». Участниками совещания был рассмотрен положительный опыт субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга, города федерального значения, в котором одним органом исполнительной власти осуществляется одновременно и государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий, и государственный строительный надзор. Опыт Санкт-Петербурга, возможно, будут тиражировать и адаптировать для других регионов.