Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Русское искусство из западных частных собраний

Русское искусство из западных частных собраний

«ВРЕМЯ СОБИРАТЬ…» Русское искусство из западных частных собраний 14 февраля в корпусе Бенуа Русского музея открывается

«ВРЕМЯ СОБИРАТЬ…»
Русское искусство из западных частных собраний

14 февраля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Время собирать...» из частных зарубежных собраний Европы и Америки. На экспозиции будет представлено более 300 произведений, из которых: 134 живописных работ, 48 графических, 6 скульптур, 50 фотографий, а также вазы, изделия из серебра, в том числе предметы фирмы Фаберже.
Впервые в России будут показаны неизвестные российской публике полотна выдающихся русских мастеров, а также произведения художников русской эмиграции, чьи имена остались неизвестными на родине. Демонстрирующая начало нового времени, «времени собирать...», выставка важна и для нынешних российских коллекционеров, которые смогут оценить уровень коллекций зарубежных собирателей.

Россия в своей истории неоднократно переживала как периоды строительства и собирательства, так и периоды разрушения памятников материальной и духовной культуры. А потому в двадцатом веке многие произведения русского искусства оказались за пределами родины, также, как их авторы и владельцы.
Однако, русское искусство до сих пор мало известно на Западе. Это объясняется долгой «закрытостью» России. Произведений русских художников, за редким исключением, практически нет в коллекциях крупных зарубежных музеев. В постоянных экспозициях представлены лишь работы Марка Шагала, Василия Кандинского, Казимира Малевича и еще нескольких художников из России.
Но при этом на Западе всегда находилось немало ценителей русского искусства. Среди них - как бывшие россияне, в разное время покинувшие родину и сохранившие навсегда любовь к своей культуре, так и зарубежные граждане, которые отыскивали в Америке, Германии, Испании, Франции, Англии и других странах произведения русских художников. И нередко им удавалось собрать прекрасные коллекции, содержавшие в себе уникальные полотна выдающихся мастеров - Александра Иванова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Константина Коровина - коллекции, которые могли бы украсить самые известные музеи русского искусства.
Выставка «Время собирать...» дает поистине уникальную возможность увидеть – соединенными вместе – вещи, находящиеся в самых разных странах и разных коллекциях. Так, например, два этюда Ильи Репина к картине «Черноморская вольница» (1908–1909, частное собрание, Финляндия), принадлежащие двум разным собирателям, позволяют заглянуть в его творческую лабораторию и понять процесс поисков художника. А огромное полотно аллегорического характера «Принцесса и лобстер» Филиппа Малявина (200 х 250) , объединившее увлечение мастера обнаженной натурой, морской темой, и его прежнюю привязанность к русской сказке, было создано за пределами России (1920–1930-е годы) и до сих пор оставалось незнакомой страницей наследия художника, известного своими «бабами».
Большинство произведений, представленных на выставке, экспонируются в России впервые. Среди них работы художников XVIII-первой половины XIX века Федора Рокотова («Женский портрет»), Владимира Боровиковского («Портрет Ивана Яковлева»), Карла Брюллова («Портрет Максимилиана Лейхтенбергского»), Ореста Кипренского («Портрет Анны де Сегюр»), Алексея Венецианова («Голова крестьянки»), которые прежде были известны лишь узкому кругу специалистов.
Интересными окажутся для зрителя произведения Константина Коровина из собрания его друга Федора Шаляпина: натюрморты, портрет самого Шаляпина, портреты его дочерей. И эта же коллекция представлена произведениями сына певца, Бориса Шаляпина, профессионального художника, работ которого нет в собрании Русского музея.
Нередко западные собиратели проявляли интерес к русским художникам – эмигрантам, приобретая произведения у самих мастеров. В результате на Западе оказались собранными целые коллекции работ уехавших из России художников Александра Яковлева, Бориса Григорьева, Бориса Анисфельда и других. Эти мастера известны в России только своим ранним творчеством и представленные на выставке произведения разных периодов показывают зрителю процесс их развития.
Произведений многих эмигрантов, таких как Николай Тархов, Мария Васильева, Павел Мансуров, Петр Галаджев, Василий Ермилов в российских собраниях - единицы. Поэтому всякий показ подобных работ — еще один шаг к дополнению истории русского искусства. В экспозицию выставки войдут также работы Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Юрия Анненкова, Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Ивана Пуни, Александры Экстер.
В зарубежных коллекциях можно встретить и немало историко-художественных раритетов: золотой самовар императора Александра III; подаренная императору Николаю II петербургским дворянством икона-складень; несколько прекрасно исполненных в мастерских Фаберже императорских табакерок и шкатулок. Сохраненные частными владельцами, эти произведения теперь могут быть показаны, изучены и опубликованы.
В экспозиции выставки выделяются четыре именные коллекции разного характера. Остальные произведения располагаются по хронологическому принципу с указанием их местонахождения и страны проживания владельца (и по желанию владельца – его имени).
В наше время коллекции крупных музеев уже достаточно хорошо известны по экспозициям, выставкам и публикациям. Потому наступает время изучения и показа произведений, находящихся в частных руках. Благодаря интересу западных коллекционеров, как российского происхождения, так и иностранцев, работы русских художников разных эпох предоставляются для показа. А значит можно надеяться, что усилиями нескольких поколений удастся сложить общую картину развития русской культуры, вне зависимости от того, на какой территории оказались художники России и их произведения.