Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Лебединый марафон

Лебединый марафон

Мариинский театр – хозяин гостеприимный: звезды мировой и европейской сцены, друзья и коллеги на его спектаклях – часть доброй, почти семейной традиции.

Мариинский театр – хозяин гостеприимный: звезды мировой и европейской сцены, друзья и коллеги на его спектаклях – часть доброй, почти семейной традиции. Здесь царит дух театрального товарищества, общности людей, понимающих друг друга с полужеста. Да и языковые барьеры постепенно стираются: помимо французской терминологии, этого «эсперанто» всех танцовщиков, многие иностранные исполнители старательно изучают русский язык и уже знают, что «ни пуха ни пера» – вовсе не охотничья прибаутка, а пожелание успеха коллегам.

У каждого фестиваля свой сюрприз. На этот раз их несколько.

В течение фестиваля шесть раз будет показан балет «Лебединое озеро», созданный тремя гениями русского музыкального театра – Петром Чайковским, Мариусом Петипа и Львом Ивановым. Уже 113 лет не сходит этот спектакль со сцены Мариинского театра, и вполне резонно показать его в дни фестиваля с разными составами исполнителей. К тому же 11 марта мир отметил 190 лет со дня рождения одного из его создателей – Мариуса Петипа.

Как говорят в труппе, «Лебединое озеро» – это наше все». Лебединый марафон открыли Диана Вишнева и Игорь Колб, а затем в состязание вступают американка Джиллиан Мерфи, москвичка Мария Александрова, солистка Лондонского королевского балета Тамара Рохо... А завершит парад звезд Ульяна Лопаткина. Партнерами белокрылых Одетт станут Андриан Фадеев, частый гость на нашей сцене итальянец Роберто Боле и темпераментный испанец Анхел Корейя.

Очевидно, что ведущие танцовщики мира очень любят выступать с нашими балеринами. Дело в том, что воспитанницы петербургской балетной школы облагораживают дуэты, придавая им духовность, часто отсутствующую в спектаклях зарубежных театров. Происходит и обратный процесс: нашим балеринам нравится танцевать с зарубежными партнерами – возникает иная энергетика дуэта, неожиданность эмоциональных акцентов. Во время фестиваля зрителю предоставляется редкая возможность увидеть многообразие трактовок знакомых, казалось бы, образов, оценить само восприятие «Лебединого озера» танцовщиками разных хореографических школ.

Организация любого фестиваля, создание его репертуара – дело многотрудное, и нередко даже самая продуманная схема может дать сбой. Так, увы, произошло и на этот раз. Балет «Стеклянное сердце» на музыку австрийского композитора Александра Цемлинского (1871 – 1942) поставил хореограф Кирилл Симонов. Воспитанник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, он не новичок на Мариинской сцене, где сочинил балеты «Щелкунчик» в оформлении Михаила Шемякина и «Дафнис и Хлоя».

Последние годы Симонов работает в Петрозаводске, где он в отличие от Мариинского театра обрел полную творческую свободу. Либретто балета хореограф написал сам по мотивам произведения австрийского писателя и драматурга Гуго фон Гофмансталя «Триумф времени», во многом упростив и выпрямив неоромантические и символистские мотивы, окрашивающие творчество драматурга. Сложные проблемы жизни и смерти, власти рока и случая, любви и ревности превратились в банальную историю о муже-тиране, его жене и восторженном поэте-любовнике. Хореография балета утомительно однообразна – спазматические движения тел, конвульсивные движения рук, изломанные позировки в дуэтах.

Для того чтобы понять, что происходит на сцене, нужно внимательно изучить либретто – хореографический язык здесь вам не помощник. Пластически одинаково решены образы коварного герцога Густава (Ислом Баймурадов), его властной жены Альмы (Екатерина Кондаурова), бедного поэта Александра (Максим Зюзин) и благородных искренно любящих друг друга Садовника и Садовницы (Антон Пимонов и Яна Селина). Добро и зло неотличимы: те же грубо-гротескные позы, напоминающие гимнастические упражнения мелькания рук. Жаль молодых талантливых исполнителей, надежду Мариинской труппы, впустую потративших столько сил.

Единственным утешением в спектакле стали декорации Эмиля Капелюша, лаконичные, выразительные, отражающие стиль экспрессионистических направлений в искусстве начала прошлого века.

Фестиваль продолжается. Впереди еще одна премьера – «Карнавал» на музыку Роберта Шумана, хореографию которого по записям Михаила Фокина восстановил балетмейстер-реставратор Сергей Вихарев. С нетерпением ждут зрители и заключительный гала-концерт, где нам сулят выступления звезд петербургского и мирового балета. Будем ждать.