Семнадцатая по счету неделя «Дефиле на Неве» завершена,
более тридцати коллекций промелькнули на подиуме Манежа
Кадетского корпуса, можно подвести некоторые итоги.
Итог первый и главный: у нас немало действительно хороших модельеров. К группе лидеров нашего модного процесса – Татьяне Котеговой, Татьяне Парфеновой, Олегу Бирюкову, Лилии Киселенко постепенно приближаются более молодые любимцы модной публики Стас Лопаткин и Леонид Алексеев.
Каждый из них показал свой маленький спектакль, свои образы женщин и мужчин, свое представление об идеале.
Каждый из названных петербургских модельеров имеет свой стиль – кто-то более, кто-то менее отчетливо выраженный. И все они довольно последовательно этот стиль развивают и совершенствуют, оттачивают и шлифуют. Каждая из коллекций заслуживает отдельного разговора, невозможного, к сожалению, в небольшой обзорной статье.
Тут стоит заметить, что в Петербурге успешно работают профессионалы, которые в этом сезоне не участвовали в «Дефиле на Неве», – Лариса и Александра Погорецкие, Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, Янис Чамалиди. Такая, условно говоря, команда класса А – совсем не маленькая для города, в котором не так уж много людей и с деньгами, и с художественным вкусом, готовых приобретать авторскую одежду. Значительная часть этой публики предпочитает поддерживать хорошо раскрученные западные бренды. В своем Отечестве, как известно, нет ни пророка, ни авторитетов.
В этом смысле проект «Дефиле на Неве» делает важное дело: на этом подиуме зрители видят немало случайного, но бывают и спектакли мирового класса, рождающие многочисленные культурные ассоциации. Такова, например, коллекция Парфеновой «Женское имя», посвященная современнице энергичной, знающей, чего она хочет, твердо стоящей на земле, однако существующей в пространстве, открытом всем ветрам.
Фотография, к сожалению, не передает сияющего многоцветия тканей, их сложных фактур, игры света на их поверхностях. Это сказочная, нарядная коллекция, однако что-то опасное мерещится в снежном вихре парфеновской новогодней ночи. И такое впечатление – сложное, тревожное – создается исключительно за счет выразительности костюмов. Например, в роскошной белой блузе из хайтековской ткани вдруг узнается и пуховый платок, которым кутают грудь в холода, и снежные сугробы, и чем там еще пугал и пленял европейцев наш роман «Доктор Живаго».
Олег Бирюков, о платьях которого грезят сегодня, кажется, все действительно модные девушки, от сезона к сезону показывает коллекции все более тонкие, с линиями все более чистыми. Он овладел сложным искусством делать простые вещи: великолепно скроенные брюки, отлично сконструированные жакеты и платья, уместные в любой обстановке. Принципиальный минималист, Бирюков вновь утверждает, что «скромность украшает» – в противовес воинствующей армии поставщиков вульгарной, открыто сексуальной одежды. «Это мой маленький крик в защиту хорошего вкуса, – сказал дизайнер, – мы делали вещи для мальчиков и девочек из приличных семей».
На той же позиции – защиты культуры – стоят все вышеназванные дизайнеры при всех различиях их творческой манеры. Это существенный момент петербургского «Дефиле». К петербургскому «лобби» примыкает и молодой дизайнер из Самары Руфия Гильметдинова, которая уверенно дебютировала в Петербурге два сезона назад. На сей раз она тоже порадовала коллекцией под маркой Rufia – в основном маленькими платьями для молодых девушек, которым хочется чувствовать себя принцессами.
На подиуме Манежа Кадетского корпуса на этот раз было много новичков. Впервые показывали коллекции дизайнеры с дипломами профильных вузов и люди без оных, однако страстно желающие делать одежду. Максим Петраков, Екатерина Смолина, Катя Андержанова, москвичка Маша Маликова... Некоторые из них уже имеют широкий круг клиентов и активно продают свои вещи, кто-то только начинает работу, а роднит их энтузиазм и энергия, с которыми они стремятся заявить о себе.
Время покажет.