Вслед за Сокуровым из Михайловского театра ушел дирижер Андрей Аниханов

Вслед за Сокуровым из Михайловского театра ушел дирижер Андрей Аниханов

После изгнания из театра Александра Сокурова , сопровождавшегося солидным резонансом в масс-медиа, настал черед художественного руководителя и главного дирижера Андрея Аниханова.

После изгнания из театра Александра Сокурова , сопровождавшегося солидным резонансом в масс-медиа, настал черед художественного руководителя и главного дирижера Андрея Аниханова. Аниханов занимал этот пост с 1992 года правда, в последние два месяца по просьбе директора перешел на должность его заместителя по репертуару и планированию. Ранее ГАZЕТА. СПб писала, что в Михайловском театре не состоится постановка Александром Сокуровым оперы Орестея . Как уверен сам Сокуров - запрет вызван его подписью под письмом с критикой градостроительной политики администрации Петербурга. Свои автографы под обращением поставили известные сограждане и почетные горожане. Затем разразился скандал некоторые подписанты отказались от авторства, заявив, что ошиблись, сообщает Фонтанка.ру. Считаю это решение директора театра политическим и абсолютно противоречащим интересам труппы и зрителей , - заявляет Сокуров. И добавляет: Для меня запрет постановки запрет на профессиональную деятельность . Теперь из театра уходит Андрей Аниханов . Музыкант поделился с изданием Фонтанка.ру своей версией произошедшего. - Андрей, как разворачивались события? Официально вы оставили свой пост по собственному желанию Вы сделали это под нажимом администрации? Да нет, никакого давления не было. Я высказался довольно определенно, это не понравилось. Просто постоянно звучащие слова постепенно складываются в какую-то критическую массу, и человек принимает решение. Никакой трагедии я для себя не вижу: все, что бы ни происходило, имеет как отрицательные, так и положительные стороны Но есть профессия главное дело жизни, и есть судьба театра, который в сердце с юных лет. Вне всякого сомнения, все, что сделано в театре с материальной точки зрения, ремонт и обновление технической базы это явление уникальное. Большое дело, на которое город наверняка еще долгие годы не мог бы найти средств. Но есть и другая сторона вопроса: говоря просто, каждый из нас в жизни должен заниматься своим делом. Каждый имеет какие-то знания и опыт, полученные с детства и приобретенные в зрелом возрасте. Поэтому с определенного момента вещи, происходящие в нашем театре, меня начали удивлять, так скажем. Ведь в исполнительском искусстве нет ничего сложнее музыкального театра! Здесь сходятся люди самых разных профессий: и те, кто поет, и те, кто танцует, и исполнители-инструменталисты, и дирижеры, и режиссёры, и художники-постановщики Каждый труд имеет свою специфику, свои сложности, каждый важен в общем деле созидания спектакля. И когда появляется человек с большой энергией и большими способностями в своем деле и пытается даже не вникнуть в особенности каждой профессии, но ни много ни мало! руководить художественным процессом, мне это не кажется правильным. Никто ведь не ограничивает полномочия генерального директора это человек, которому доверено управление сложным организмом театра, всеми его процессами. Но это ведь не означает, что руководитель должен подменять творческих людей, настоящих профессионалов которых, кстати, он же и пригласил на работу. В этом и заключается профессионализм настоящего руководителя. - А что произошло с репертуаром оперной труппы, который с начала сезона внезапно усох до двух-трех названий? Это одна из многих вещей, о которых я говорил г-ну Кехману: нельзя мгновенно выкидывать из репертуара все старые спектакли. На подготовку хорошего спектакля (а не гастрольного показа прокатной или секонд-хэнд постановки с приглашенными артистами) уходит определенное время. Для полного обновления репертуара нужно минимум три-четыре года, ведь для качественного спектакля надо хорошо поработать хору, оркестру; артистам на спевках с дирижером и так далее. Как говорил один плохой персонаж из хорошего советского фильма, даже девять беременных женщин не родят ребенка за один месяц. Были у нас осенью совещания, были просмотры спектаклей с г-ном Кехманом и с г-жой Образцовой; и не могу сказать, чтобы Владимир Абрамович тогда не понимал ситуацию. Было решено, что в репертуаре остаются старые спектакли, десять оперных и десять балетных. Но затем что-то произошло: то ли мнения со стороны , то ли какая-то конъюнктура но если балет (как искусство, более доступное непосвященному и приятное для спонсоров) понес незначительные потери, то опера потеряла все, кроме Травиаты , Пиковой дамы и Евгения Онегина . Наболевший вопрос - ценовая политика театра. В государственном (я подчеркиваю!) театре мы должны исходить из реалий общества, а наша публика это интеллигентные люди: врачи, инженеры, учителя. Мы не раз говорили с Владимиром Абрамовичем о специфике театральной публики, о том, что значит своя публика для любого театра но понимания, видимо, так и не нашли. Несколько спектаклей с гастарбайтерами , конечно, продадутся и по немыслимым ценам реклама, гламур и так далее. Но в сухом остатке пустой зал на текущем репертуаре, от которого отваживают не только артистов, но и публику. Результат, впрочем, еще хуже: театр теряет не только свою публику, но и свою труппу (в которой должны развиваться свои, молодые и пока мало известные артисты), а также репертуар основу и смысл существования любого музыкального театра. - Андрей, а что конкретно привело к вашему уходу? Какой-то конфликт, после которого чаша терпения переполнилась? Нет, не было у меня с новым директором конфликтов (если не считать эпизода, когда он пытался объяснить, как после моей пятнадцатилетней практики я должен дирижировать Лебединое озеро ). Беседовали мы с г-ном Кехманом достаточно много, в наших дискуссиях ему нравилась моя аргументированная позиция. Например, я всегда говорил о том, что помимо перемен необходима также и некая преемственность. Однако именно непредсказуемость стала теперь нормой жизни в Михайловском театре. Я понимаю, что в психологии и поведении каждого руководителя заложен определенный мотив условно говоря, до меня было плохо, а с моим приходом все стало хорошо . И главная проблема в такой схеме поведения - то, что порой бездумно уничтожается все подряд: и плохое, и хорошее. Ведь было и много хорошего: за последние двадцать лет, благодаря гастролям, театр приобрел определенную известность в мире и опера, и балет, и оркестр. Были и интересные, оригинальные постановки; сохранялся академический подход к классике. Нельзя вот так просто прийти и сказать: все было ужасно, а теперь станет прекрасно. Таких чудес в театре не бывает; хор, оркестр, кордебалет такие коллективы формируются годами, постепенно. Да, есть в любой труппе певцы сильные, есть и не очень потому и исполняют партии второго или третьего положения, которые тоже кто-то должен петь! Важно максимально использовать творческий потенциал каждого. - Кроме того, с некоторыми певцами например, с драматическими тенорами существуют проблемы во всех без исключения операх мира: от Ла Скала и Мет до Большого и Мариинки Вот именно. Но чтобы это понимать, надо быть в теме , что называется; хорошо знать специфику оперы. А не гнобить своего единственного оставшегося в театре Германа, судорожно искать другого исполнителя по всем театрам России и, так и не найдя никого, снова бежать к тому, который, в конечном счете, и поет спектакль - Как к факту вашего ухода отнесся Комитет по культуре? Комитет решительно никак ни к чему не отнесся, поскольку переживает свои собственные проблемы: там сменилось руководство, и пройдет какое-то время, прежде чем комитет приступит к нормальной работе и выработает свои взгляды на происходящее в государственных учреждениях культуры каким, напомню, и является Михайловский театр.