Опять двадцать пять!

Опять двадцать пять!

Итак, российский фондовый рынок во вторник закрылся колоссальным снижением, за что 16 сентября окрестили, по традиции, очередным «черным вторником».

Итак, российский фондовый рынок во вторник закрылся колоссальным снижением, за что 16 сентября окрестили, по традиции, очередным «черным вторником». Индекс РТС упал на 11,47%, индекс ММВБ снизился на 17,45%. Лидерами снижения (-30%) стали акции компании ФСК ЕЭС.

Еще хуже для России ситуация с ценами на нефть. Цены на «черное золото» уже достигли отметки 90 долларов за баррель – а ведь еще совсем недавно, в июле этого года, баррель нефти стоил рекордные 147 долларов. По словам министра финансов России Алексея Кудрина, если снижение продолжится, то средняя цена на российскую нефть марки Urals за 2008 год может не достигнуть 112 долларов за баррель – именно такие прогнозы были заложены в федеральный бюджет. При этом минимальной ценой барреля нефти для России являются 80 долларов. Если углеводород упадет ниже (что весьма вероятно в среднесрочной перспективе), бюджет столкнется с дефицитом. Министр финансов, кстати, уже предрекал проблемы федерального бюджета, однако планировал дефицит в 2012 г. Если цена на нефть будет падать такими же темпами, как и сейчас, проблемы у российского бюджета могут наступить уже в 2009 г.

А российские чиновники как будто газет не читают, индексов не знают и продолжают поиск новых способов растраты бюджетных средств. Так, 16 сентября состоялось вскрытие конвертов претендентов на контракт по строительству скоростной дороги Москва – Петербург. Речь идет не обо всей трассе, а лишь об отдельном ее участке около 50 км. Но уже на это из госбюджета будет направлено 19,8 млрд рублей. Напомним, речь идет о новой скоростной автомагистрали, которая будет платной. А у нас еще впереди 400-метровый небоскреб на Охте (60 млрд руб.), Олимпиада в Сочи, высокоскоростная железнодорожная магистраль между двумя столицами и сотни (если не тысячи) других мегамасштабных проектов, на которые подписалась наша энергетическая сверхдержава.

А нефть тем временем подешевела даже на свободном российском рынке – более чем на 40%. Но это для оптовиков; подешевеет ли бензин на заправках, непонятно. Не исключено, что розничный рынок отреагирует не снижением, а повышением цен – для компенсации возникших расходов нефтяных корпораций. Как подскочат цены и на все товары, ведь монополистам, в чьем ведении находится до 80% отечественной розничной торговли, нужно компенсировать потери на финансовых рынках.

Крайними во всей этой ситуации окажемся, похоже, мы с вами – простые потребители. Именно на нас принято отыгрываться при любом кризисе. Радует лишь одно – невозмутимая позиция правительства Петербурга. По мнению городских чиновников, Северной Пальмире не о чем беспокоиться: на случай падения цен на нефть у нас есть «секретное оружие». Никогда не угадаете, какое – «кластер автомобилестроения»! То есть многомиллионный город призваны спасти несколько сборочных цехов иностранных автопроизводителей. Правда, не все еще в строю – но это, уверяют чиновники, не беда.

Беда же в том, что вся продукция петербургского автопрома будет продаваться исключительно на внутреннем рынке. То есть все тем же нефтяникам, которым придется «затянуть пояса» из-за падения цен на нефть. И откуда в этой схеме возьмутся деньги?