Николай ЗАБОЛОТНЫЙ: "На машину еще не накопил"

Николай ЗАБОЛОТНЫЙ: "На машину еще не накопил"

После ухода Михаила Кержакова из зенитовского дубля, этот молодой воспитанник петербургского футбола заслуженно занял пост номер один и сейчас является третьим вратарем «Зенита». Есть ли

После ухода Михаила Кержакова из зенитовского дубля, этот молодой воспитанник петербургского футбола заслуженно занял пост номер один и сейчас является третьим вратарем «Зенита». Есть ли шансы когда-нибудь стать первым? Об этом, да и просто о жизни мы побеседовали с основным голкипером молодежного состава главной команды города Николаем Заболотным.

Авторы: Игорь ДОКТОРОВ, Василий ЛИСИКОВ

Начинал нападающим

- Николай, как вы начали свой футбольный путь? Вратарем сразу же стали?

- Начинал я в «Смене» у Кантра. Через год-полтора он перевел меня во второй состав. Из-за этого я решил перейти в СДЮШОР «Зенит» к Михаилу Алексеевичу Лохову. Там, как и в «Смене», сначала был нападающим, а потом Лохов сделал меня центральным защитником. Полгода отыграл на этой позиции, но затем так получилось, что в зенитовском лагере не оказалось вратарей и я временно, как казалось тогда, встал в ворота, к тому же, мне это нравилось. Потом в лагерь приехал тренер вратарей Алексей Анатольевич Поликанов и сказал, что могу остаться в роли голкипера. Так лет с девяти я стал вратарем.

- В вашей биографии была «Академика».

- Да, в 14 лет я уехал на два года к Сарсании в Москву. После вернулся домой, в дубль «Зенита». Ни о чем не жалею, даже очень рад, что уехал тогда.

- Преимущества у этой школы перед другими есть?

- Там этап перехода из юношеского футбола во взрослый проходит намного интенсивнее из-за очень хорошо организованного процесса подготовки. Как футболист в «Академике» я рос гораздо быстрее, нежели здесь.

- Условия обучения в «Смене», «Зените» и «Академике» кардинально отличаются?

- Да, конечно. В «Академике» всю зиму проводили или в Турции или на Кипре, ездили на многочисленные заграничные турниры. Словом, мы, в свои 14-15 лет, готовились к сезону, как профессиональные футболисты.

- Цель Константина Сарсании: готовить игроков на продажу?

- Да, но каждый преследует свои цели. Я лично хотел быстрее вырасти в профессиональном плане. Даже чемпионат города в Москве сильнее, чем у нас: здесь мы всего лишь два раза играем со «Сменой» - единственным серьезным соперником.

- В Чемпионате Москвы вы выступали за «Трудовые резервы». Что это за команда?

- «Трудовые резервы», в отличие от «Академики», команда всех годов, но Константин Сергеевич договорился, чтобы 1990 год «Академики» выступал под именем «Трудовых резервов».

Этот сезон определяющий

- Перейдем к дублю. Вы работали под руководством Игоря Чугайнова, а сейчас вас тренирует Анатолий Давыдов. Можете сравнить этих двух тренеров?

- Анатолий Викторович поставил нам игру – сейчас у нас есть свой стиль, а с Чугайновым мы больше бегали, делали упор на «физику». И игра нам нужна и «физика» - каждый тренер дал нам что-то свое. Также я лично рад, что работаю с таким тренером вратарей, как Юрий Александрович Окрошидзе. Он делится с нами как своим богатым профессиональным опытом, так и помогает в каких-то житейских ситуациях.

- Какие обязанности выполняет в дубле Александр Горшков?

- Он - помощник Анатолия Давыдова. Очень хороший тренер и человек, сильно нам помогает. Перед матчем, в перерыве говорит нам о каких-то мелочах, которые важны в футболе.

- Ходят разговоры, что молодежный состав – не его место.

- Наверное, все эти разговоры на уровне слухов. Мне кажется, ему нравится работать с молодыми игроками, так же, как и нам с ним.

- Анатолий Давыдов в прошлом году заявил, что с приходом Андрея Зайцева вы заметно занервничали.

- Я бы не сказал, что занервничал, просто обострилась конкуренция – каждый хочет занять место под солнцем. И больше работать не стал – добавил больше усердия.

- Поначалу статистика у вас была не очень: в шести матчах вы пропустили 12 голов.

- Как выходишь тогда на игру, сразу получаешь четыре мяча – вроде, ни в чем не виноват, но залетает все, что можно.

- Руководитель молодежного департамента Арно Пайперс как-то контактирует с игроками дубля?

- Голландец бывает иногда на тренировках, но напрямую с нами не общается. Все идет через Анатолия Викторовича. Когда кого-то замечают, он говорит: «Тебя отметили, давай старайся».

- Николай, молодежная команда «Зенита» поставляет игроков во многие клубы России, но только не в сам «Зенит». В связи с этим, планируете свое будущее?

- Для меня сезон-2009 будет определяющим. В конце этого года, а, может быть, и летом буду что-то решать на счет своего будущего. Сейчас же надо сыграть как можно больше матчей.

- Какие варианты для себя видите после этого сезона?

- У меня контракт заканчивается в конце года. Или буду продлевать его, и уходить в аренду или сменю клуб.

- Выступление, например, в первом дивизионе не страшит?

- Нет. Я даже был бы рад попробовать себя в первом дивизионе.

- Нет желания остаться дома и попробовать себя в «Смене-Зенит»?

- Меня вторая лига, если честно, отпугивает. За ней меньше следят, и я боюсь, что уже оттуда не вернусь.

- Держите связь с кем-то, кто в аренде находится?

- Когда я пришел в дубль, из «стариков» были только Миша Кержаков и Юра Лебедев. Наш 1990 год в молодежном составе держится три года и поэтому, я почти никого не застал из тех, кто сейчас в аренде. С Кержаковым иногда общаемся с помощью интернета.

- Агент у вас есть?

- Да, но на бумаге я пока с ним не подписан. В дубле он занимается не мной одним. Агент нужен в таком возрасте, сам же не могу пойти куда-то и сказать, чего я хочу.

- Николай, вы знаете что-нибудь о судьбах вратарей зенитовского дубля, которые в последнее время более-менее себя проявили?

- Я знаю, что Роман Денисов вроде как закончил с футболом. Знаю, что Мухамедзянов тоже хочет заканчивать.

- В марте 2007 года Аршавина, Анюкова и Денисова сослали в дубль известно, по каким причинам. В самом молодежном составе были подобные ситуации?

- Бывают какие-то мелкие опоздания, что-то еще, но это, конечно, не такого масштаба случаи. Бывает, на тренировках покричим друг на друга, но, опять же, все быстро забывается.

С основой пересекаемся редко

- Вы попали всего лишь в резервный состав юношеской сборной U-19. Не обидно чуть-чуть не дотянуть до основной команды?

- Нисколько не обидно, потому что в сборную я попал только в декабре прошлого года. Жалко, конечно, что так поздно – все-таки юношеская сборная скоро закончит свое существование. Но, тем не менее, я рад, что на меня обратили внимание. Так быстро нельзя пробиться в основную команду, чтобы сразу поехать на Чемпионат Европы.

- Что говорят те ребята из юношеской сборной, которых в других клубах более охотно подключают к основе, о ситуации в «Зените»?

- О «Зените» у них одно мнение, что у нас и в основе и в дубле платят бешеные деньги.

- В 2006 году юношеская сборная России стала Чемпионом Европы. Не опасно ли молодым футболистом выигрывать крупные турниры в столь юном возрасте?

- Кому-то титул чемпионов Европы пошел только на пользу: Прудников, например, в 20 лет играет хоть и за «Терек», но в Премьер-Лиге. Кому-то он помешал. Что касается зенитовцев Яна Бобровского и Павла Мочалина, то сейчас они не проходят в состав дубля потому что, пропустили предсезонку из-за травм.

- Недавно, когда был перерыв на матчи сборных, вас привлекали на тренировки с основой.

- Привлечением это сложно назвать, просто в Удельной не было народа - вот нас и позвали.

- С кем вы там работали? Была ли возможность пообщаться с Адвокаатом?

- С Адвокаатом – нет. Бирюков и Окрошидзе проводили совместные тренировки, в которых принимали участие четыре вратаря, в том числе и Камил Чонтофальски.

- А из основы, кроме Ионова, знаете кого-то?

- С основой мы пересекаемся редко. Тот же Ионов иногда приходит к нам только на игры – перед матчем видим его в раздевалке, после – он собирает вещи и уезжает. С дублем «Амкара» неплохо сыграл, а на следующий день уже вышел на газон «Петровского». Создал голевой момент. В те 15 минут, что ему отвели, на общем фоне смотрелся нормально. В общем, «Зенит» понравился, «Амкар» - нет. Конечно, на результате сказалось плохое качество поля.

- Кстати, где смотрели игру? Не на стадионе?

- Билеты на «Петровский» дают всем игрокам молодежного состава. Кто-то посещает матчи главной команды, но лично я больше люблю смотреть футбол дома – на стадионе не очень комфортно плюс повторы игровых моментов там посмотреть нельзя.

- Из футбольных комментаторов кто-нибудь нравится?

- Нравится стиль работы Геннадия Орлова: он уважительно относится не только к «Зениту», но и к его соперникам. Жаль Премьер-Лигу он сейчас не комментирует, зато ведет репортажи с наших матчей.

- За европейским футболом следите? Какой-нибудь тамошний клуб импонирует?

- Я как-то не фанатею этим. Просто нравится смотреть красивый футбол, и при этом не важно, какие команды играют.

- Ну кумиры-то у вас есть?

- Есть кумиры: Касильяс, Буффон. Как и у всех, наверное.

- А из отечественных киперов?

- Все-таки, нравится Малафеев.

- Вратарь – полкоманды?

- Да.

- А приметы вратарские у вас есть?

- Как таковых примет нет, я не суеверный человек, но не смеюсь над теми, кто следует каким-то ритуалам.

- Футбольная мечта.

- Играть за главную национальную команду, но сейчас я больше думаю о будущем в клубе, а не о сборной.

- Для того чтобы вратарь-дублер заиграл в основе, нужны форс-мажорные обстоятельства, при которых, например, в 1999 году вышел Малафеев, в 2004 дебютировал Сергей Иванов.

- Думаю, у каждого вратаря, который не играет должен быть шанс. Как шанс был у Славы, да и тот же Касильяс заиграл не сразу, ждал своего часа.

Фанатская жизнь интересна

- Вам часто приходится летать. Как полеты переносите?

- Когда мы с «Академикой» летели в Турцию, у самолета отказал двигатель – делали аварийную посадку. Хотя мы узнали об этом только тогда, когда проснулись, все равно было неприятно. С конца того года, после не очень удачных вылетов в Пермь и на «Спартак», когда полтора часа не могли сесть в Москве, летаю тяжело. В полете мне все равно, чем заниматься, лишь бы не думать о самом полете: играю в psp, в карты с друзьями.

- Играете в спортивные симуляторы?

- Да, за «Барселону». Предвижу новый вопрос о клубных пристрастиях. (Улыбается.) Нет, выбрал сине-гранатовых только потому, что за них легче играть. (Смеется) Кстати, Мухин любит футбольный менеджер. Я с ним живу в одном номере, так он все время на ноутбуке играет в него.

- Иногда молодежные составы добираются до других городов достаточно экстремальным образом. В «Зените» было что-то подобное?

- Мы вылетаем за день до матча, играем, возвращаемся сразу после игры. Если выезд дальний, то ночуем там, а домой летим на следующий день, когда играет основа. При Чугайнове обычно ездили в Москву на поезде. С Анатолием Викторовичем мы почти всегда пользуемся воздушным транспортом.

- Раннее начало выездных матчей не выводит из колеи?

- Меня нет. Например, два года назад во Владивостоке мы всего полчаса после приезда побыли в гостинице, а потом сразу же поехали на игру. Какой-то утомленности за собой не заметил.

- После вылета «Луча» многие вздохнули с облегчением. Дублеры в том числе?

- Некоторые дублеры 1988 года ушли в первую лигу, а «Луч» вылетел как раз туда. Нам без Владивостока, конечно, легче.

- С болельщиками на каком-нибудь выезде общались?

- Да, были случаи. Например, база в Томске, где мы должны были недавно играть, находится в лесу. Добирались туда на автобусе больше часа. Выходим на поле и видим несколько человек наших болельщиков. Едем с игры – видим, что болельщики по лесу идут. Тогда Анатолий Викторович дал команду, чтобы взяли их на борт и довезли до города. В прошлом году ездили в Ярославль на поезде, так как аэропорт там принимает только чартерные рейсы. С нами в поезде ехали фанаты – мы общались с ними, они рассказывали нам разные истории свои. Их жизнь интересна, но я, вряд ли, сам смог бы стать одним из них, поскольку люблю играть в футбол, а матчи смотреть дома, в комфорте.

- В последнее время в прессе часто говорят о фанатах «Зенита». А что вы в ответ на это можете сказать о них?

- Я не могу судить наших фанатов, каждый из них приходит на стадион за чем-то своим. Но проводить матч без зрителей – достаточно жесткое наказание. С другой стороны, хоть какой-то плюс был: больше народа пришло на матч молодежных команд.

На улицах не узнают

- Николай, вы учитесь в РГПУ им. Герцена. Удается посещать ВУЗ?

- Да, но не так часто, как хотелось бы. Несколько раз в месяц меня там можно увидеть. (Смеется.) Заезжаю взять и отдать задания.

- Как с личной жизнью обстоят дела?

- С личной жизнью все хорошо, есть девушка. Шансов у поклонниц молодежного состава нет. (Смеется.)

- Познакомились с ней при каких обстоятельствах?

- Когда приезжал домой из «Академики» в отпуск, понравился подруге моей девушки, которая и познакомила меня с Надеждой. С футболом это знакомство не было связано.

- Могут ли вместе существовать женщины и футбол?

- Надежде футбол не нравится, она ходит только на меня посмотреть. В общем, считаю, что женщины не должны заниматься футболом, они должны быть женщинами. Был на спортивной базе в Чехове, так видел там женские команды. Честно говоря, не впечатлили они меня не только в игровом плане.

- Какие-то другие виды спорта привлекают?

- Посмотреть что-то, кроме футбола, могу. Например, недавно видел решающий матч финала КХЛ. Иногда даже сам в хоккей играю.

- Как свободное время проводите?

- Зачастую после тренировки посещаю баню. Люблю суши-бары, посидеть с друзьями вечером в кафе. В ночные клубы не хожу вообще, не мое это. Люблю сходить в кино с девушкой. Нравятся комедии, последний фильм, который посмотрел – «Обещать - не значит жениться».

- Ваш круг общения – футбольный?

- Я живу футболом и практически все мои друзья с футболом связаны. Надо сказать, что молодежный состав «Зенита» - очень дружный коллектив.

- Отношение к алкоголю, наркотикам. Все же, эти две вещи, особенно последняя, очень плотно коснулись молодежи.

- Категорически против. Не понимаю, зачем вообще это нужно.

- Живете с родителями?

- Живу с девушкой и с мамой, но мамы часто дома не бывает. Я могу назвать это самостоятельной жизнью.

- На улицах вас не узнают?

- Да нет, что вы. (Смеется.) Разве только во дворе: соседи подходят к маме и говорят, что видели ее сына по телевизору.

- Вы петербуржец, но два года прожили в Москве. Могли бы сравнить жизнь двух столиц?

- Я не могу сказать, что жил в Москве самостоятельно, все-таки находился там под постоянным присмотром. Мне Москва не нравится из-за того, что там много людей, из-за постоянной суеты. В принципе, Москва – это большой муравейник, а Питер чуть поменьше.

- Если немного заглянуть в будущее, где хотелось бы играть?

- Хотелось бы в «Зените»! Но если пока не получится, к переезду отнесусь спокойно, тем более опыт жизни в другом городе у меня уже был. Ежели буду играть там, даже обрадуюсь смене места жительства. Не хочу только уезжать в какую-нибудь деревню.

- Личный автомобиль есть?

- У меня есть метро. (Смеется.) На машину еще не накопил.

- Мировой финансовый кризис вас коснулся?

- Платят столько же, даже задержек нет никаких.

- Футбол – игра или работа?

- Я играю для себя, деньги в моей системе ценностей находятся не на первом месте. С другой стороны, я понимаю возрастных игроков, для которых футбол стал работой.

- Отпуск где проводите? В каких странах были?

- Был во многих, но все путешествия были на футбольные турниры. Вот только этой зимой съездил отдохнуть в Египет с девушкой, друзьями и подругами. Отпуск прошел неплохо. (Улыбается.)

Автор: 653038