Интересное
Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Увезла детей: лишившаяся покоя Пугачева решилась на крайние меры Читать далее 23 октября 2023
Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Забыл о жене: ради этой актрисы Боярский готов был бросить семью Читать далее 15 октября 2023
Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Морщины — не трагедия: Деми Мур поделилась секретом, как принять себя после 50 лет Читать далее 14 октября 2023
«Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии «Лучше быть вдовой»: Моника Беллуччи согласилась на брак после трагедии Читать далее 9 октября 2023
Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Адриано Челентано просил прощения у сына за этот поступок: актер признал свою вину Читать далее 8 октября 2023
Категории

Киносмотр как кусок арбуза

Киносмотр как кусок арбуза

Вторая его половина художественных открытий не принесла. Однако предъявила пару удачных дебютов, пару удачных игровых фильмов.

Вторая его половина художественных открытий не принесла. Однако предъявила пару удачных дебютов, пару удачных игровых фильмов, замечательный неигровой, группу бодрых умненьких сравнительно молодых режиссеров и продюсеров, очень трезвый и невеселый взгляд социолога Даниила Дондурея на отечественный кинопроцесс в целом, три будущих проекта, четыре языковых новообразования и традиционный фейерверк над замком в финале.

Все не рассказать, что-то прорежется по ходу заметки про лауреатов.

В анимационном конкурсе жюри во главе с классиком-художником Сергеем Алимовым «Золотую ладью» отдало «Солдатской песне» Елены Черновой: у каждого солдата есть внешне очень похожий на него ангел-хранитель, и можно не совсем сомневаться в том, что это совесть. А «Серебряную ладью» – «Закону жизни» Ришата Гильметдинова, известной зрителям по фестивалю «Питеркит» суровой джеклондоновской притче о людях и волках.

В конкурсе неигровых картин жюри под руководством известнейшего телевизионного мастера Льва Николаева единодушно признало лучшим фильм «Вдвоем» Павла Костомарова. Простую поэзию жизни, тысячу раз виденную в кино – пожилые муж и жена, они художники, они любят друг друга, – Костомаров, сам же и оператор, облек в свои «слова» со своей «рифмой» так, будто мы видим эту историю впервые. Отмечу особо, что нежнейшая картина принадлежит автору, который до сих пор был славен социальными и фарсовыми фильмами «Трансформатор», «Мирная жизнь» и «Мать» (все в соавторстве с Антуаном Каттином).

Приз имени Станислава и Андрея Ростоцких приняла Ирина Васильева за картину «Второй» из цикла «Больше, чем любовь» канала «Культура», посвященную философу Григорию Померанцу. Приз имени Саввы Кулиша «За творческий поиск», а также «Слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России вручен Григорию Константинопольскому за «Кошечку» – малобюджетную «антикризисную» работу, подкупающую своим остроумием. Четыре новеллы – монологи четырех артистов (Михаил Ефремов, Александр Стриженов, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин), написанные самим режиссером и снятые отличными операторами. Это фильм «в концертном исполнении», по сути – театр одного актера, совершенно не известный большинству нынешней молодой аудитории и подзабытый старшими. Не пропустите в телепрограммке или купите на DVD, там обещана и пятая новелла – бонус.

Михаил Ефремов в своей новелле сыграл балерину на пенсии – в «лебединой» пачке у станка, и не упасть от смеха со стула невозможно. Жюри игрового конкурса во главе с Алексеем Германом-младшим, немножко запутавшись в формулировках, наградило его за лучшую мужскую роль. Однако не растерялся Константинопольский, который тут же передал приз режиссеру Илье Демичеву: в его трагикомедии «Какраки» по собственному же сценарию Ефремов выступил-таки мужчиной (кажется, первая главная роль в кинокарьере этого выдающегося русского актера).

«Какраки» означает «как раки» и рассказывает о жизни простого российского чиновника. Не писарь вроде Акакия Акакиевича, сидит высоко в министерстве, но тоже маленький, в сущности, человек. Гоголь в картине не переворачивается в гробу, а только, отпеваемый, открывает глаза; жена героя слегка рискованно олицетворяет старую «шинель», а возлюбленная – новую, сценарно подкачал финал. Но первая треть фильма превосходна – точна, смешна и грустна, да и в целом дебют известного московского ресторатора на удивление достойно приготовлен. Приз президента фестиваля Армена Медведева и третье место по опросу публики в конкурсе «Выборгский счет».

Лучшая женская роль – у Алисы Фрейндлих в эссе Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», удостоенном также «Золотой ладьи». Фантазия о возвращении Иосифа Бродского в Петербург долго шла в Доме кино и, надеюсь, увидена всеми желающими. Безусловно, у Германа-младшего и его жюри не было выбора.

Спецприз «Серебряная ладья» вручен Нане Джорджадзе за фильм по сценарию Ираклия Квирикадзе «Метео идиот» (в титрах именно так): жизнеописание вышедшего из тюрьмы метеоролога, который отвоевывает свою жену, рыжеволосую, как сама Нана, у циркового огнеглотателя и шулера. Дуэт Мераба Нинидзе и Чулпан Хаматовой (летчица-брюнетка, слегка пьяница от одиночества), очевидно, не мог оставить равнодушным председателя жюри: эти же актеры сыграли главные роли в его «Бумажном солдате».

А публика, о предпочтениях которой мы с вами гадали в прошлом репортаже с фестиваля, наибольшее число баллов отдала драме «Одна война» Веры Глаголевой (второе место) и ленфильмовской лирической комедии «Видримасгор, или История моего космоса» дебютантки Яны Поляруш. (Вторая наша заявленная картина – «Верую» – снята с конкурса ее автором Лидией Бобровой с неотчетливой для меня аргументацией.)

Непонятное слово в названии современной сказки Яны Поляруш означает «вид Рима с гор», существенного отношения к сюжету не имеет (как, впрочем, и к Риму, вокруг которого нет гор). Зато фильм имеет четкое отношение к лучшим традициям питерского кино с его человеческими чувствами, милыми чудаковатыми героями, отличными актерскими работами, добросовестно и образно исполненной фактурой и прочими типично ленфильмовскими штучками. Картина, чуть-чуть пересахаренная в финале, чуть-чуть теряющая себя в середине, заслуженно сорвала аплодисменты дважды: в конце и в самом начале, при появлении на экране «Медного всадника» в лучах прожекторов. «Большая Золотая ладья» итогом. Поздравляю.

В итоге же самого «Окна в Европу» – 30 тысяч зрителей за пять дней. И весь спектр впечатлений от среза российского кинематографа этой осенью. Эдакий, простите, кусок арбуза: сладко, а то и дело косточками отплевываешься.