Сила воли спасла от позора

Сила воли спасла от позора

Пермь никогда не относилась к любимым «Зенитом» городам. Еще в апреле 2004 года, когда «Амкар» только показал нос в премьер лиге, питерских болельщиков ждал не самый ласковый

Пермь никогда не относилась к любимым «Зенитом» городам. Еще в апреле 2004 года, когда «Амкар» только показал нос в премьер лиге, питерских болельщиков ждал не самый ласковый прием. Местный активный футбольный люд устроил гостям фейерверк из кусков асфальта, тогда же и впервые на трибуне приезжих загорелся кусок чего-то черного и вонючего. Неприятно стало даже местной милиции — стражи порядка распорядились подогнать пожарную машину с брандспойтом.

Без восторга посещали Пермь игроки и тренеры «Зенита» — и уровень предлагаемого для проживания отеля там был всегда пониже, чем в других городах, и агрессивное по отношению к гостям поведение местных зрителей не радовало. С другой стороны, быть может, и мотивировало. Иначе как объяснить, что «Амкар» у «Зенита» сумел выиграть за пять лет всего один раз?

15 минут от Кушева

За пять лет никаких существенных изменений антураж пермской арены не претерпел. Вчера на трибуне снова что-то тушили, а честному уральскому народу чем-то не понравился наставник «Зенита» Анатолий Давыдов, в адрес которого скандировались такие вещи, что не услышал бы от ярых противников и Барак Обама. Диву даешься иногда, наблюдая проявления загадочности исконно русских душ...

Между тем «Зенит» ехал в Пермь с тем, чтобы наконец-то выиграть. Победа означала многое. Во-первых, не давала питерцам окончательно распрощаться с надеждами на чемпионство. Во-вторых, подтверждала известное правило: после смены тренера команда оживает, а игроки находят в себе дополнительные ресурсы, о наличии которых, быть может, и сами не подозревали. В-третьих («в-третьих» во многом основано на «во-вторых»), окончательно убеждала в справедливости, своевременности и необходимости расставания с Диком Адвокатом.

Сам Анатолий Давыдов сделал верный реверанс, заявив в предматчевом интервью, что может понять игроков, расстроенных уходом голландца. Тех, что он сам же, Адвокат, и приводил. Однако профессиональный футбол не подразумевает массовых «отвалов» игроков вслед за ушедшим. И нравятся «людям Адвоката» перемены в «Зените» или не нравятся — отрабатывать контракты и защищать честное имя придется.

В первые 15 минут матча, когда «Амкар» создал у ворот Малафеева четыре стопроцентных момента, два из которых завершились голами ветерана Мартина Кушева, показалось, что начался торжественный саботаж. Кем и кого — не так уж и важно. Игрой то, что показывал «Зенит», назвать было никак нельзя. На Давыдова было больно смотреть. Именно потому, что он — тренер с 10-летним опытом работы — в этот момент ничего не мог изменить сам. Он находился полностью во власти игроцкого самолюбия, достоинства, харизмы каждого из тех, кому он доверил место в основном составе.

В тот момент, когда Кушев сделал счет 2:0, многим из вас наверняка показалось, что состоится второе подряд безвольное поражение «Зенита», еще более безнадежное, чем то, что неделю назад питерцы получили от Томска. Именно маленький временной отрезок между 2:0 и 2:1 должен был показать, над кем поручили шефствовать Анатолию Давыдову и кого получит тот мега-тренер, с которым «Зенит» уже долго ведет переговоры, — людей с характерами, как у старых гвардейцев Наполеона, или постояльцев дома отдыха, которых оторвали от сдобной булки и горячего шоколада учебной пожарной тревогой?

Не адвокатовские замены

Думаю, сегодня весь Питер рад даже не трем очкам, а тому, что у тех, кто представляет «Зенит», оказалось достаточно силы воли, чтобы избежать позора. Не национального масштаба, а своего, внутреннего, самого страшного для личности. Это был не тот матч, который имеет смысл разбирать с тактической точки зрения. «Амкар» старался выиграть сам, оттого давал играть «Зениту», видимо, решив не отставать от «Томи». Кипели страсти, новое пермское резиновое поле клокотало фонтанчиками резиновой крошки. Наверное, было жарко, наверное, было страшно снова проиграть.

Но «Зенит» выкарабкался, несмотря на кучу «но» и, не исключено, во многом благодаря недоброжелательной обстановке. Кстати, отдельный респект Давыдову: при счете 2:3, когда «Амкар» стал придавливать питерцев к воротам, он сделал совсем не адвокатовские замены — выпустил Текке и Розину, освежив в первую очередь атаку. Словно понимал Анатолий Викторович, что на оборону в настоящий момент «Зенит» ставку делать не может и, чтобы набрать три очка, надо забивать еще.

Быть может, Давыдов и «и.о.», но сам внутри он с этим не смирился, не посчитал себя временной фигурой, и за то время, что он руководит «Зенитом», тренер останется самим собой. Давыдов и игроки общими усилиями, но при этом ничего друг другу не обещая, сделали самое главное — оттолкнулись от дна. Его-то, казалось, не было видно…